Решение о возмещении морального вреда



Дело № 2-2017/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 декабря 2011 года г. Чита

Ингодинский районный суд г. Читы в составе:

Председательствующего: судьи Процкой Т.В.

при секретаре: Спиридович Д.Э.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Секретарева ИС к УФСИН России по Забайкальскому краю, Учреждению ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Забайкальскому краю, Министерству финансов Российской Федерации о возмещении морального вреда

У С Т А Н О В И Л:

Секретарев И.С. обратился в суд с вышеназванным заявлением, ссылаясь на следующее. С апреля истец находится ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Забайкальскому краю в камере , которая находится в подвальном помещении под землей, в которой не было вентиляции, солнечный свет не проникал, так как окно маленькое и находится в колодце. Санузел расположен на возвышении 30 см, от жилой части камеры не отгорожен, так как перегородка высотой около метра и поэтому пользование санузлом у истца вызывало стеснение. Санузел находится на расстоянии не более метра от стола и полметра от спального места. В камере сыро, холодно, в камере обитают мыши, крысы, насекомые. Питание плохое, однообразное, низкого качества. Овощи, фрукты не выдаются, мясо не предоставляется, рыбы очень мало. Кроме того, он нуждался в диете, однако питание не было диетическим, предоставляли диету два раза в месяц. Радиоприемника не было. Не было шкафа для продуктов, зеркала, подставки под бочок с водой, урны под мусор. В данной камере он находился до августа 2010, затем переведен в камеру , которая также не была оборудована. Кровати в камере не соответствуют госту, матрас проваливается между прутьями. Истец неоднократно устно обращался с жалобами на нарушение условий содержания под стражей, жалобы не рассматривались также он писал письменные обращения прокуратуру, УФСИН России по Читинской области, уполномоченному по правам человека, однако его письма не отправлялись. Просит признать содержание истца в СИЗО-1 г. Читы с нарушением прав человека, вызывающих унижение человеческого достоинства, взыскать с СИЗО-1 г. Читы компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.

Истец надлежаще извещен о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание представителя своего не направил.

Представитель ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Забайкальскому краю Шарапов С.В. требования Секретарёва И.С. не признал, считает их не подлежащими удовлетворению.

Представитель ответчика УФСИН России по Забайкальскому краю Рыбаков В.А. исковые требования Секретарёва И.С. не признал, считает их не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации Горковенко Е.Н. считает требования Секретарёва И.С. не обоснованными, просит в удовлетворении иска отказать.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.

Исходя из норм Конституции РФ, Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1, Порядка организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Министерства юстиции РФ от 17 октября 2005 года N 640/190, а также положений ст.ст. 150, 151, 1064, 1069, 1101 ГК РФ для возложения обязанности по возмещению вреда, причиненного здоровью, в том числе и морального, необходимо наличие совокупности следующих условий: наличие вреда, противоправный характер поведения причинителя вреда, причинная связь между противоправным поведением и наступившими вредными последствиями, вина причинителя вреда. Отсутствие хотя бы одного из вышеуказанных элементов исключает возможность применения к ответчику ответственности в виде возмещения вреда.

Как установлено в ходе судебного следствия Секретарев И.С. содержался в ФКУСИЗО-1 г. Читы с 04.04.2008 по 26.11.2010.

Рассмотрение предложений, заявлений и жалоб (письменных, устных) подозреваемых и обвиняемых регламентировано ст.21 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Разделом IX Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы.

В судебном заседании установлено, что Секретарев И.С. за период содержания в СИЗО согласно Журналу учета регистрации жалоб и заявлений на имя начальника обращался с заявлением к начальнику учреждения два раза 27.02.2009, 02.12.2009 и ему были даны 10.03.2009, 08.12.2009 ответы. Кроме того, истец обращался к начальнику на личный прием 28.11.2008.

Также, в судебном заседании установлено, что Секретарев И.С. за период содержания в СИЗО согласно Журналу учета регистрации жалоб и заявлений подавал жалобы, заявления в Страсбургский суд 04.03.2009, в областной суд 9.03.2009, 15.05.2009, в Красный крест 07.07.2009, в Центр содействия г. Москва 10.08.2009, в краевую прокуратуру 25.11.2009, в Забайкальский краевой суд 27.11.2009, в Генеральную прокуратуру ДД.ММ.ГГГГ.

При таком положении, доводы Секретарева И.С. о том, что его жалобы, заявления на имя начальника СИЗО-1 г. Читы не рассматривались, а жалобы, адресованные в другие органы не фиксировались и не направлялись, несостоятельны.

Также, доводы Секретарева И.С. о том, что питание однообразное, без включения в рацион овощей, фруктов, мяса, рыбы несостоятельны и опровергаются требованиями –накладными (л.д. ), согласно которых в рацион по нормам питания, определяемым Правительством Российской Федерации включены овощи (капуста, картофель, лук, свекла, морковь, сухофрукты, сок натуральный, мясо, рыба).

Ссылка Секретарева И.С. о том, что его питание было без учета его заболевания, также несостоятельны.

Как установлено в ходе судебного следствия Секретарев И.С. находился под медицинским наблюдением в МЧ СИЗО-1 г. Читы и с учетом диагноза, имеющегося со слов больного, язвенной болезни 12-ти перстной кики, при появлении симптомов обострения получал амбулаторное лечение и ему назначалось диетическое питание.

Кроме того, в иске Секретарев И.С. Подтвердил, что периодически ему назначали диетическое питание.

Доводы Секретарев И.С. о том, что камеры и , где он содержался не соответствуют нормам и надлежаще не оборудованы, не нашли своего подтверждения в ходе судебного следствия.

В судебном заседании установлено, что камеры , для размещения осужденных, приговоренных к пожизненному лишению свободы, располагаются в режимном корпусе на первом этаже. Корпус изолирован от остальных помещений, где ограничено движение лиц, содержащихся под стражей. Камеры оборудованы не более чем на два человека (камера ).

Также, доводы Секретарева И.С. о неправильном размещении санузла, размера окна в камерах необоснованны, поскольку расположение санузла, размер окна соответствуют нормам проектирования следственных изоляторов и тюрем Министерства юстиции РФ (СП-15-01 от 28.05.2001 №161).

В камерах режимных корпусов установлены двухъярусные кровати, согласно приказу ГУИН Минюста России от 27.06.2002 №143 «Специальные (режимные) изделия для учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России. Общие технические требования (РД1-001-2001 Минюста России)».

Камеры оборудованы согласно приказу Минюста РФ №189 от 14.10.2005 «Об утверждении правил внутреннего распорядка в следственных изоляторах» двухъярусной кроватью; столом и скамейками; шкафом для продуктов; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; зеркалом, вмонтированным в стену; бачком с питьевой водой; подставкой под бачок для питьевой воды; радиодинамиком; урной для мусора; тазиком для стирки одежды; светильниками дневного и ночного освещения; напольной чашей (унитазом), умывальником; радиатором системы водяного отопления; штепсельными розетками для подключения бытовых приборов; вызывной сигнализацией (л.д. ).

Как указали представители ответчиков в ходе судебного следствия, радиоприемники в период содержания Секретарева И.С. были установлены в коридоре режимного корпуса, что позволяло обеспечивать их сохранность, а подозреваемым и обвиняемым слышать общегосударственные программы.

Судом принимается во внимание, что при размещении радиоприемника в коридоре режимного корпуса, Секретарев И.С. не был лишен возможности слышать общегосударственные программы.

Оценивая представленные доказательства в совокупности, суд пришел к выводу о том, что требования Секретарева И.С. о признании содержания его в СИЗО-1 г. Читы с нарушением прав человека, вызывающих унижение человеческого достоинства необоснованны и не подлежат удовлетворению, поскольку доводы истца не нашли своего подтверждения в ходе судебного следствия.

Следовательно, требование о взыскании компенсации морального вреда является не обоснованным.

Кроме того, по делу в качестве ответчиков были привлечены ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Забайкальскому краю, Министерство финансов Российской Федерации.

Судом истцу были разъяснены положения ст.1069,1071 ГК РФ, однако, от истца не поступало уточнений исковых требований, истец не просил взыскать вред за счет казны РФ.

При таком положении, в удовлетворении исковых требований Секретарева И.С. надлежит отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Секретарева ИС к УФСИН России по Забайкальскому краю, Учреждению ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Забайкальскому краю, Министерству финансов Российской Федерации о возмещении морального вреда отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Забайкальский краевой суд через Ингодинский районный суд г.Читы в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме, исчисляя с 28 декабря 2011 года.

Судья Процкая Т.В.

<данные изъяты>