Дело № 2-2180/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20 декабря 2011 года г.Чита Ингодинский районный суд г.Читы в составе: председательствующего судьи Процкой Т.В. при секретаре Никитиной Т.П. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Курзенева АА к ОАО «ТГК-14» о понуждении произвести перерасчет, за услуги по отоплению и горячему водоснабжению, взыскании компенсации морального вреда УСТАНОВИЛ: Истец обратился в суд с иском, указав, что он проживает в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> С 01.11.2007 по 01.11.2010 в доме было очень холодно, горячее водоснабжение было ненадлежащего качества. В квартире в этот период было очень холодно. Истец постоянно обращался к ответчику для того, что услуги предоставляли качественные, делали перерасчеты. Однако, качественные услуги начали предоставлять только с 01 ноября 2011 года, а перерасчет не был произведен за ненадлежащее оказанные услуги. Просит обязать ответчика произвести перерасчет оплаты за услуги по тепловой энергии и подаче горячей воды за период с 01.11.2007 по 01.11.2010, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей. Истец пояснил согласно исковому заявлению, что в спорный период температура в его квартире не поднимается выше 16 градусов (С°). Батареи в квартире едва теплые, горячей воды вообще не бывало, она еле теплая. В квартире невозможно находиться. Представитель ответчика ОАО «ТГК-14» Волосевич Л.А. исковые требования не признала, просила в иске отказать в связи с необоснованностью и применить срок исковой давности. Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу. Представитель ответчика просил применить срок исковой давности. В силу ст.196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года. Применение последствий пропуска срока на обращение с заявлением в суд за разрешением спора, возможно только по заявлению стороны, участвующей в деле, сделанному до вынесения решения судом первой инстанции. Согласно п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Данный спор возник из отношений вследствие неисполнения обязательств ответчика перед истцом, следовательно срок исковой давности по данным требованиям начинает течь с неисполнения обязательств. Истец просил в связи с ненадлежащим исполнением обязанностей обязать ответчика произвести перерасчет с 01.11.2007 по 01.11.2010, истец знал о нарушении своего права с 01 ноября 2007 года. В силу ст. 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало. Следовательно, в данном споре срок исковой давности начинает течь с 01 ноября 2007 года. Как установлено в ходе судебного следствия истец обратился в суд с вышеназванным иском только 06 декабря 2011 года, по истечению трехлетнего срока исковой давности. В соответствии со статьей 205 ГК РФ суд в исключительных случаях, когда признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.), нарушенное право гражданина подлежит защите. В судебном заседании ходатайства о восстановлении срока истец не подавал и доказательств уважительности причин пропуска срока для обращения в суд не представил. При таком положении, истцу надлежит отказать в удовлетворении требований об обязании произвести перерасчет за период с 01 ноября 2007 года по 06 декабря 2008 года. Разрешая остальные исковые требования суд пришел к следующему. Согласно ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Судом установлено, что истец проживает в квартире № дома № по мкр. <адрес> Между истцом и ОАО «ТГК №14» заключены договоры на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде. На данные правоотношения распространяется действие закона о защите прав потребителей. Согласно Правилам «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, под «Коммунальными услугами надлежащего качества» понимаются коммунальные услуги, отвечающие требованиям настоящих Правил, санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг, иным требованиям законодательства Российской Федерации, а также договора, заключаемого исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и содержащего условия предоставления коммунальных услуг. В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, потребитель имеет право на получение услуг установленного качества, безопасных для его жизни и здоровья, не причиняющих вреда его имуществу. Кроме того, исполнитель обязан принимать своевременные меры по предупреждению и устранению нарушений качества предоставляемых услуг потребителю. В соответствии с пунктом 9 указанных Правил, при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены: бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю; бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха. В силу пункта 76 этих же Правил исполнитель освобождается от ответственности за ухудшение качества коммунальных услуг, если докажет, что оно произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия (бездействие) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств. Согласно п. 15 Приложения 1 Правил обеспечение температуры воздуха в жилых помещениях – не ниже +18 градусов С (в угловых комнатах - +20), а в районах с температурой наиболее холодной пятидневки -31 град. С и не ниже + 20 (+22) град. С. Отклонение температуры воздуха в жилом помещении не допускается. За каждый час отклонения температуры воздуха, в жилом помещении (суммарно за расчетный период) размер ежемесячной платы снижается. Согласно п. 5 Приложения 1 Правил, обеспечение температуры горячей воды в точке разбора: не менее 60 град.С – для открытых систем централизованного теплоснабжения; не менее 50 град. С – для закрытых систем централизованного теплоснабжения. В соответствии с ч.1,2 ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей», продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого ответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется. В силу ст. 1095 ГК РФ, вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков товара, работы или услуги, подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара, лицом, выполнившим работу или оказавшим услугу (исполнителем), независимо от их вины. Согласно договорам на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде, заключенным между сторонами, ответчик обязан подавать потребителю тепловую энергию в необходимом количестве и качестве, согласно действующего законодательства. Обеспечение температуры горячей воды не менее +50 градусов С, обеспечение температуры воздуха в жилых помещениях не ниже +18 градусов С (в угловых комнатах +20 градусов С). Как следует из доказательств, представленных истцом, показаниями свидетелей МИА, ПРА, ВЕВ температура воздуха в их жилых помещениях в спорный период составляет менее +18 градусов С. Как установлено судом, и не опровергнуто ответчиком, ненадлежащее оказание услуг длилось с ноября 2007 по ноябрь 2010 года. Как установлено в ходе судебного следствия, заявки, жалобы, заявления истца, о ненадлежащем оказании услуг, ответчиком не исполняются (л.д. ). Доказательств, подтверждающих обратное, суду не представлено. Согласно пункту 2 статьи 1064 Гражданского кодекса РФ отсутствие вины доказывается причинителем вреда. Исходя из данной нормы права, ответчик в порядке ст. 56 ГПК РФ, не представил суду доказательств отсутствия вины. По мнению суда, ответчик обязан был содержать внутридомовые сети отопления и горячего водоснабжения указанного дома в исправном состоянии и предоставлять услугу надлежащего качества. По мнению суда, низкая температура в жилых помещениях истца имеет место быть вследствие некачественного оказания услуги ответчиком. Поскольку услуга оказывалась ненадлежащего качества, в силу п. 15 Приложения 1 Правил оказания коммунальных услуг, ответчик обязан произвести истцу перерасчет по предоставлению услуг теплоснабжения, горячего водоснабжения. Согласно ст. 15 ФЗ «О защите прав потребителей», моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителя подлежит компенсации при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Учитывая, что истец как потребитель был лишен возможности получения надлежащей услуги, по вине ответчика, с последнего подлежит взысканию денежная компенсация морального вреда. Судом установлено, что истец с 2007 года не имел возможности проживать в нормальных условиях. В зимние периоды времени температура воздуха в его квартире была ниже установленной, температура горячей воды в точке разбора истца была ниже нормы. Длительное время просьбы и заявки истца, ответчиком не исполнялись (л.д. ). Суд, руководствуется требованиями ст. 1101 ГК РФ, с учетом характера причиненных нравственных страданий, степени вины причинителя вреда, продолжительности ненадлежащего оказания услуг, не оставляя без внимания требования разумности и справедливости, полагает возможным в качестве компенсации причиненного морального вреда взыскать с ответчика в пользу истца <данные изъяты> рублей. Согласно п. 60 Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную приложением N 1 к настоящим Правилам продолжительность, размер платы за каждую коммунальную услугу подлежит уменьшению в соответствии с указанным приложением. Основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги, а также для уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств в размере, установленном федеральными законами и договором, является акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества (п.71 Правил). В случае непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее - аварийно-диспетчерская служба). Сообщение о непредоставлении коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации в аварийно-диспетчерской службе. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес проживания, а также вид непредоставленной коммунальной услуги или предоставленной коммунальной услуги ненадлежащего качества. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем заявку (фамилию, имя и отчество), регистрационный номер заявки и время ее приема. В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы известны причины непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан немедленно сообщить об этом потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации заявок. Эта отметка является основанием для признания исполнителем факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества. В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы не известны причины непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан согласовать с потребителем точное время и дату установления факта непредоставления коммунальных услуг или проверки качества предоставления коммунальных услуг. По результатам проверки составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем) (п. 64,65,66,67 вышеназванных правил). Однако, если потребитель (или его представитель) и исполнитель (или его представитель) не пришли к единому решению относительно качества предоставления коммунальных услуг, то ими определяются новое время и дата оценки качества предоставления коммунальных услуг, на которую приглашается представитель государственной жилищной инспекции и представитель общественного объединения потребителей. По результатам повторной оценки качества предоставления коммунальных услуг составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем). Наряду с указанными лицами акт может быть подписан представителем государственной жилищной инспекции и представителем общественного объединения потребителей. В акте о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества указываются нарушения параметров качества, время и дата начала непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества. Датой начала непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества считается: а) время подачи потребителем в аварийно-диспетчерскую службу заявки о факте непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества; б) время, указанное в акте, составленном исполнителем в порядке, определенном пунктами 67 - 69 настоящих Правил, - в случае выявления исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества; в) время начала предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, зафиксированное коллективным (общедомовым), общим (квартирным) или индивидуальным приборами учета, - в случае фиксации предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества приборами учета (п.69,70 Правил). Акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества составляется в 2 экземплярах, один из которых передается потребителю (или его представителю), второй - остается у исполнителя. Период предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества считается оконченным: а) со дня подписания потребителем (или его представителем) акта об устранении недостатков предоставления коммунальных услуг, оформляемого в порядке, определенном пунктами 67 - 69 настоящих Правил; б) с момента возобновления предоставления коммунальных услуг надлежащего качества, зафиксированного соответствующим прибором учета (п.73,74 Правил). Материалами дела подтверждено, что истец постоянно обращался к ответчику с заявлениями, заявками о предоставлении услуг ненадлежащего качества в спорные периоды (л.д. ). Ответчиком не представлено доказательств того, что по заявкам истца они назначали даты проверки качества предоставления услуг истцу. При таком положении, суд пришел к выводу, что отсутствие акта о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества не является основанием для отказа в перерасчете размера платы за коммунальные услуги, поскольку со стороны потребителя были сделаны заявки о ненадлежащем исполнении договора. В соответствии с п.и.5,15 Приложения № 1 Правил за каждые три градуса С снижения температуры горячей воды свыше допустимых отклонений размер платы снижается на 0,1 процента за каждый час превышения (суммарно за расчетный период) допустимой продолжительности нарушения, при снижении температуры горячей воды ниже 40 град. С оплата потребленной воды производится по тарифу за холодную воду. За каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении (суммарно за расчетный период) размер ежемесячной платы снижается на 0,15 процента размера платы, определенной, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (при отсутствии приборов учета) за каждый градус отклонения температуры. Как установлено в ходе судебного следствия, ответчиком произведен перерасчет по оплате за тепловую энергию за январь, март, август 2010, январь, февраль 2009, декабрь 2008, а по горячему водоснабжению за октябрь, ноябрь 2010 года. В этой связи, требования истца о проведении перерасчета подлежат удовлетворению в части. Таким образом, требования истца подлежат частичному удовлетворению. В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в размере <данные изъяты> рублей. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск удовлетворить в части. Обязать Общество с ограниченной ответственностью «ТГК -14» произвести Курзеневу АА перерасчет за услуги по отоплению и горячему водоснабжению за отклонение температуры теплоснабжения, горячего водоснабжения в жилом помещении согласно п. 15 приложения 1 Правил «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307: -по предоставлению услуг горячего водоснабжения за период времени декабрь 2008 года, январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2009 года, январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, декабрь 2010 года -по предоставлению услуг по подаче тепловой энергии за период времени март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь декабрь 2009 года, февраль, апрель, май, июнь, июль, сентябрь, октябрь, ноябрь декабрь 2010 года. Взыскать с ОАО «ТГК-14» в пользу Курзенева АА компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, судебные расходы в размере <данные изъяты> рублей. В удовлетворении остальной части исковых требований Курзенева АА отказать. Взыскать с ОАО «ТГК-14» в доход городского округа «Город Чита» государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей. На решение может быть подана кассационная жалоба в Забайкальский краевой суд через Ингодинский районный суд г.Читы в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме, исчисляя с 27 декабря 2011 года. Судья Процкая Т.В. <данные изъяты>а