Дело № 2-64/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 13 января 2012г. Ингодинский районный суд г. Читы в составе Председательствующего: судьи Шаркова К.О. При секретаре: Страмиловой Н.В. С участием прокурора: Ташлыкова А.В. Представителей: Гильванова Б.Н. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ингодинского района г. Читы в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа «Город Чита», Администрации Ингодинского административного района городского округа «Город Чита» о признании незаконным бездействия по исполнению обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов, понуждении устранить свалку, Установил: Прокурор обратился в суд с названным иском, в котором указывает, что Прокуратурой Ингодинского района г. Читы проведена проверка исполнения органами местного самоуправления и организациями, осуществляющими обслуживание жилищного фонда на территории Ингодинского района г. Читы, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательства об отходах производства и потребления при организации сбора и вывоза бытовых отходов. В ходе проверки прокуратурой района 10.12.2011 проведено обследование придомовой территории жилого дома в результате которого установлено, что на придомовой территории указанного дома: - не предусмотрен рациональный сбор, быстрое удаление твердых и жидких бытовых отходов, придомовая территория от них не очищается. - придомовая территория не оборудована площадкой с водонепроницаемым покрытием под мусоросборники, не обеспечена сборниками и инвентарем, применяемыми для сбора пищевых отходов, уличного и дворового смета. - условия для сбора, временного хранения твердых и жидких бытовых отходов не созданы - отсутствуют дворовые помойницы для сбора жидких бытовых отходов и металлические или деревянные сборники для сбора твердых бытовых отходов. Указанные обстоятельства являются нарушением санитарно-эпидемиологического законодательства, которое направлено на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Согласно ст. 3 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Одним из таких нормативных актов являются Санитарные правила и нормы СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденные Минздравом СССР 05.08.1988 №4690-88 (далее Правила). В соответствии с данными Правилами, система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) (п. 1.2.). Объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха (2.1.1.). На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием (п. 2.1.3.). Для сбора твердых бытовых отходов в домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники (п. 2.2.2.). Для сбора жидких отходов в неканализованных домовладениях устраиваются дворовые помойницы, которые должны иметь водонепроницаемый выгреб и наземную часть с крышкой и решеткой для отделения твердых фракций. Для удобства очистки решетки передняя стенка помойницы должна быть съемной или открывающейся. При наличии дворовых уборных выгреб может быть общим (п. 2.З.1.). При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5° и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре свыше +5°) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы (п. 2.2.1.). Согласно ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Аналогичные нормы закреплены в ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами является охрана здоровья человека, поддержание благоприятного состояния окружающей природной среды. В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. В соответствии с распоряжением комитета по управлению имуществом администрации городского округа «Город Чита» от 28.02.2008 № ООО «Л» передана техническая и бухгалтерская документация на многоквартирные жилые дома г. Читы для их содержания и обслуживания. Однако согласно приложениям к указанному распоряжению многоквартирный жилой дом на обслуживание ООО УК «Л» не передан. Частью 3 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а также ч. 3 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и "переработки бытовых и промышленных отходов. Пунктом 24 ч. 1 ст. 5 Устава городского округа «Город Чита», принятого Решением Читинской городской Думы от 30.09.2004 № 168, установлено, что к вопросу местного значения, относящегося к ведению городского округа «Город Чита» относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В соответствии со ст. 33 Устава городского округа «Город Чита», администрация городского округа, являющаяся исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Читинской области, Забайкальского края (ч. 1). помойницы должна быть съемной или открывающейся. При наличии дворовых уборных выгреб может быть общим (п. 2.З.1.). При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5° и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре свыше +5°) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы (п. 2.2.1.). Согласно ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Аналогичные нормы закреплены в ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами является охрана здоровья человека, поддержание благоприятного состояния окружающей природной среды. В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. В соответствии с распоряжением комитета по управлению имуществом администрации городского округа «Город Чита» от 28.02.2008 № ООО «Л» передана техническая и бухгалтерская документация на многоквартирные жилые дома г. Читы для их содержания и обслуживания. Однако согласно приложениям к указанному распоряжению многоквартирный жилой дом на обслуживание ООО УК «Л» не передан. Частью 3 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а также ч. 3 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и "переработки бытовых и промышленных отходов. Пунктом 24 ч. 1 ст. 5 Устава городского округа «Город Чита», принятого Решением Читинской городской Думы от 30.09.2004 № 168, установлено, что к вопросу местного значения, относящегося к ведению городского округа «Город Чита» относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В соответствии со ст. 33 Устава городского округа «Город Чита», администрация городского округа, являющаяся исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Читинской области, Забайкальского края (ч. 1). Структура администрации городского округа, в состав которой входят отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации городского округа, утверждается Думой городского округа по представлению Мэра города Читы (ч. 4). Решением Думы городского округа «Город Чита» от 02.04.2009 №18 утверждена структура администрации городского округа «Город Чита», в которую входят администрации административных районов городского округа «Город Чита». Согласно ч. 5 ст. 33 Устава городского округа «Город Чита», правовое положение и полномочия администраций административных районов городского округа «Город Чита» определяются Положением об администрации административного района, в котором предусматривается порядок организации и деятельности администрации административного района. Положением об администрации Ингодинского административного района городского округа «Город Чита», утвержденного Решением Думы городского округа «Город Чита» от 30.10.2008 №183 (далее - Положение), установлено, что администрация района является территориальным органом администрации городского округа «Город Чита», реализует полномочия администрации городского округа «Город Чита» по решению вопросов местного значения и по выполнению переданных отдельных государственных полномочий на территории Ингодинского административного района (ст. 2). Статьей 9 Положения к полномочиям администрации Ингодинского административного района городского округа «Город Чита» отнесено осуществление благоустройства и озеленения, санитарной очистки района. Таким образом, в связи с отсутствием у жилого дома управляющей организации, обязанности по содержанию его придомовой территории в соответствии с законодательством несут органы местного самоуправления. Между тем, непринятие администрацией Ингодинского административного района городского округа «Город Чита» и администрацией городского округа «Город Чита» мер по установлению контейнеров (сборников) для мусора, по организации своевременного вывоза мусора противоречит требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, влечет нарушение прав жителей вышеуказанного дома на благоприятную среду обитания, а кроме того, может повлечь возникновение и распространение различных заболеваний, причинение вреда жизни и здоровью граждан. В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Учитывая, что в результате бездействия органов местного самоуправления могут быть нарушены права любого гражданина (жильцов соседних домов, проходящих мимо граждан и др.), определить круг лиц, в интересах которых может быть заявлено требование прокурором, невозможно. В связи с этим прокурор обращается в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 45, 130, 131 ГПК РФ, ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» просит: 1. Признать незаконным бездействие администрации Ингодинского административного района городского округа «Город Чита», администрации городского округа «Город Чита» по исполнению обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов. 2. Обязать администрацию Ингодинского административного района городского округа «Город Чита», администрацию городского округа «Город Чита»: - ликвидировать свалку (собрать, вывезти и утилизировать находящиеся на свалке отходы), расположенную на придомовой территории дома в течение 2 недель с момента вступления решения суда в законную силу. - установить контейнеры для твердых бытовых отходов на придомовой территории дома в течение 2 недель с момента вступления решения суда в законную силу. - установить помойницу для жидких бытовых отходов на придомовой территории дома в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу. В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал. Пояснил, что иск связан с не с жилым фондом, а с территорией города которая требует приведения в порядок. Поэтому, не имеет значения принял город данный жилой дом или не принял. Представитель Администрации Ингодинского района городского округа «Город Чита» Гильванов Б.Н. просит в удовлетворении исковых требований отказать согласно доводов ранее представленного в суд письменного отзыва. Дополнительно заявил ходатайство о привлечении по делу кожевенный комбинат. Пояснил, что ранее дом принадлежал ему. Городской округ действительно принимал жилой фонд предприятий, но он должен был быть приведен в надлежащее состояние, а данный барак находится в плохом состоянии. Документов, подтверждающих, что дом принадлежит или принадлежал названному или иному предприятия не имеется. Дом никем не обслуживается. В удовлетворении ходатайства судом отказано. Администрация городского округа «Город Чита» извещена о месте и времени судебного заседания под роспись (л.д. ). Ее представитель в суд не явился. Возражений не представлено. Выслушав участников процесса, изучив собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению по указанным в нем основаниям. Ссылка представителя ответчика на то, что дом не был принят на баланс у акционированного государственного предприятия в связи с тем, что он в ненадлежащем техническом состоянии не имеет для рассматриваемого дела правового значения. Нахождение дома в бесхозном состоянии не освобождает органы муниципальной власти от исполнения возложенных на них в силу Закона обязательств. Помимо указанных в исковом заявлении норм, обязанность администрации района по уборке вытекает из ст.ст.2, 8 Администрация Ингодинского административного района городского округа "Город Чита" (далее администрация района) является правопреемником прав и обязанностей Управления административным округом, зарегистрированного регистрационно-лицензионной палатой г. Читы, регистрационный N от 19.12.1997. Так, согласно положения об администрации Ингодинского административного района городского округа «Город Чита», утвержденного Решением Думы городского округа «Город Чита» 13.10.2011 № администрация района является территориальным органом администрации городского округа, реализует полномочия администрации городского округа по решению вопросов местного значения и по выполнению переданных отдельных государственных полномочий на территории Ингодинского административного района городского округа. В ее полномочия так же входит осуществлять благоустройство и озеленение, ликвидацию несанкционированных свалок на территории района в пределах средств, утвержденных в бюджете городского округа согласно смете доходов и расходов. В полномочия Администрации городского округа, как следует из п. 25 ст. 5 Устава городского округа входит организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Таким образом в полномочия администрации городского округа и его территориального органа – администрации района входит вопрос о санитарном состоянии городской территории, создании условий надлежащего санитарного состояния, а так же организации по сбору и вывозу мусора. Ссылка на отсутствие денежных средств или иные обстоятельства недопустима. Как следует из акта и приложенных фотографий территория городского округа в районе указанного дома является одной большой свалкой на городской территории, что недопустимо. Таким образом, установленный факт наличия несанкционированных свалок бытовых отходов на указанных территориях городского - округа «Город Чита» свидетельствует о непринятии администрацией данного муниципального образования полных мер по организации сбора, вывоза и утилизации бытовых отходов. При этом суд полагает возможным согласиться с доводами прокурора о том, что сложившаяся ситуация нарушает права жителей городского округа на благоприятную окружающую среду и может повлечь за собой негативные последствия для санитарно-экологической обстановки. Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Учитывая обстоятельства дела, суд полагает возможным определить этот срок в течение 2-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации Ингодинского административного района городского округа «Город Чита», администрации городского округа «Город Чита» по исполнению обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов. Обязать администрацию Ингодинского административного района городского округа «Город Чита», администрацию городского округа «Город Чита»: - ликвидировать свалку (собрать, вывезти и утилизировать находящиеся на свалке отходы), расположенную на придомовой территории дома № по ул. в г. в течение 2 недель с момента вступления решения суда в законную силу. - установить контейнеры для твердых бытовых отходов на придомовой территории дома № по ул. в г. в течение 2 недель с момента вступления решения суда в законную силу. - установить помойницу для жидких бытовых отходов на придомовой территории дома № по ул. в г. в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано в месячный срок в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда с подачей жалобы через Ингодинский районный суд г. Читы. Судья: Шарков К.О.