Жалоба на действия сотрудников ИДПС ОРДПС ГИБДД УМВД России по г. Чите



Дело № 2-146/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 января 2012г. Игодинский районный суд г. Читы в составе

Председательствующего: судьи Шаркова К.О.

При секретаре: Страмиловой Н.В.

С участием: Герасимова Р.В., Герасимовой Н.Д., Кабетовой О.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе на действия сотрудников ИДПС ОРДПС ГИБДД УМВД России по г. Чите,

Установил:

В своей жалобе Герасимов указывает, что года сотрудниками ИДПС ОРДПС ГИБДД УМВД России по г. Чите были проведены действия по изъятию документов, а именно водительского удостоверения серии № категория « », на имя Герасимова Р. В. г.р. Изъя­тие проводилось сотрудником Х.Ц.Б. в квартире по месту регистрации Гераси­мова Р.В., с составлением протокола об изъятии вещей и документов серии № от г.

Действия сотрудников считает незаконными и необоснованными по следующим ос­нованиям:

В указанном протоколе в поле, где указываются сведения о виде, количестве, рекви­зитах изъятых вещей и документов, содержится ссылка на представление прокурора об устранении нарушений к мерам уголовного наказания не связанного с лишением свободы от г. и г. Данное представление ему предъявлено не было, т.к. этот документ адресован не ему, а сотрудникам, которые в свою очередь не могут достоверно пояснить причину изъятия.

На основании выше изложенного, им было в устном порядке получено разъясне­ние, как в органах прокуратуры, так и у сотрудников ГИБДД, что водительское удостове­рение было изъято в связи с тем, что в 2008 году по приговору суда он был лишен права управления транспортными средствами сроком на три года, и данное наказание явля­ется дополнительным и срок его исчисления начинается с момента освобождения, т.е. г. (с момента принятия судом решения об условно-досрочном освобождении).

Кроме того, по приговору суда, и в соответствии с положениями ст. 45 Уголовного кодекса Российской Федерации, наказание в виде лишения права управления транспорт­ным средством наряду с лишением свободы является основным, следовательно, подлежит исполнению с момента вступления приговора в законную силу. Согласно ст. 45 УК РФ ли­шение права заниматься определенной деятельностью не может быть применено в качестве дополнительного наказания, если это наказание предусмотрено санкцией статей Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации как один из основных видов наказания.

Санкцией ч. 3 статьи 264 УК РФ на 2008 год данный вид наказания был предусмот­рен как основной, и не может быть применен в действующей редакции на 2011 г. А соглас­но, положений ст. 10 УК РФ, ухудшающие положение осужденного изменения законода­тельства, обратной силы не имеют, и в данном случае применению не подлежат.

С учётом того, что он отбывал наказание <данные изъяты> он не мог там работать водителем транспортного средства, т.к. по вступившему в силу приговору суда был лишен права управления транспортными средствами, что свидетельствует о фактическом испол­нении наказания и в этой части приговора.

Изъятие водительского удостоверения на сегодняшний день лишает его единст­венного возможного заработка, следовательно, и возможности исполнения приговора суда в части возмещения потерпевшим материального и морального вреда.

Так же согласно ч. 2 ст. 6 Уголовного кодекса Российской Федерации, виновный не может быть подвергнут ответственности за одно и тоже преступление дважды. Полномочия по исполнению наказаний по приговорам и решениям суда возложен на службу судебных приставов, следовательно, сотрудники ИДПС ОРДПС ГИБДД УМВ России по г. Чите не имели законных полномочий для осуществления изъятия водительского удостоверения на имя Герасимова Р.В. по указанным ими основаниям.

Просит:

1. Признать действия сотрудников ИДПС ОРДПС ГИБДД УМВД России по г. Чите и осуществлению изъятия водительского удостоверения на имя Герасимова Р. В. незаконными;

2. Обязать органы ГИБДД УМВД России по г. Чите возвратить водительское удосто­верение серии № категория « », на имя Герасимова Р. В. их законному владельцу.

В судебном заседании Герасимов Р.В. и, допущенные в качестве его представителей по устному ходатайству, Герасимова Н.Д., Кабетова О.А. поддержали доводы, указанные в жалобе

Пояснили, что Герасимов освобожден условно-досрочно г. Встал на учет совершал все необходимые действия.

Полагают, что это второе наказание. Действие сотрудников ГИБДД неправомерны. Лишение его права управления транспортными средствами незаконно. Это лишает его возможности осуществление трудовой деятельности и осложняет выплату потерпевшим по приговору суда.

Органами ГИБДД представитель и отзыв в суд не направлены.

Представлены по запросу суда копия представления прокурора, копия водительского удостоверения и протокол изъятия.

Выслушав стороны, изучив собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что жалоба на действия сотрудников ГИБДД не подлежит удовлетворению.

Несмотря на то, что действия совершены во исполнение приговора, жалоба подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства в связи с тем, что оспариваются действия сотрудников ГИБДД как неправомерные и не вытекающие из исполнения приговора.

Как следует из приговора суда (л.д. ) признан виновным в нарушении правил дорожного движения, повлекшем по неосторожности смерть двух лиц, а так же заведомое оставление без помощи лиц, находящихся в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенных возможности принять меры к самосохранению вследствие своей беспомощности по ч. 3 ст. 264 и ст. 125УК РФ.

Ему назначено наказание в виде лишения свободы 6 лет с лишение права управлять транспортными средствами на три года с отбыванием наказания в <данные изъяты>

Как пояснил Герасимов, освобожден он условно-досрочно года

Довод Герасимова о том, что срок лишения права управления должен исчисляться с момента провозглашения приговора не может быть признан обоснованным.

Согласно ч. 3 ст. 164УК РФ в редакции от 08.12.2003 деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет.

В редакции, действующей на настоящий день, норма звучит следующим образом: Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет.

Применение наказания, связанного с лишением права управления транспортным средством определено в ст. 47УК РФ.

В редакции на настоящий день предусмотрено:

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в случае назначения этого вида наказания в качестве дополнительного к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы, а также при условном осуждении его срок исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу. В случае назначения лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, принудительным работам, лишению свободы оно распространяется на все время отбывания указанных основных видов наказаний, но при этом его срок исчисляется с момента их отбытия.

Редакция ч. 4 ст. 47 на момент совершения преступления предусматривала: в случае назначения этого вида наказания в качестве дополнительного к обязательным работам, исправительным работам, а также при условном осуждении его срок исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу. В случае назначения лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы оно распространяется на все время отбывания указанных основных видов наказаний, но при этом его срок исчисляется с момента их отбытия.

Санкция в виде лишения специального права предусмотрена вместе с лишением свободы.

Отбывание в <данные изъяты> является лишением свободы.

Поэтому, срок определенный судом в три года исчисляется после прекращения лишения (ограничения) свободы.

Действия сотрудников ГИБДД вытекают из их должностных обязанностей по обеспечению безопасности движения на дорогах.

Поэтому, их действия по изъятию водительского удостоверения у лица лишенного права управления судебным актом, вне рамок исполнительного производства, не могут быть признаны неправомерными.

При установлении названного обстоятельства, как отсутствие права управления, водительское удостоверение могло быть изъято органом ГИБДД.

Руководствуясь ст. ст. 194, 198, 258ГПК РФ, суд

Решил:

В удовлетворении жалобы Герасимова В.В. о признании действий по изъятию водительского удостоверения неправомерными и его возврату отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда с подачей жалобы через Ингодинский районный суд г. Читы.

Судья: Шарков К.О.