Решение о понуждении к ликвидации свалки



Дело № 2-116/2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 января 2012 года г. Чита

Ингодинский районный суд г. Читы в составе:

председательствующего судьи Гордеевой Е.О.,

при секретаре Цыдендамбаевой О.Ч.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ингодинского района г.Читы в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Ингодинского административного района городского округа «Город Чита», Администрации городского округа «Город Чита», ООО «Лидер» о признании незаконным бездействия по исполнению обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов, понуждении к ликвидации свалки,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор обратился в суд с иском, в котором указывает на то, что в ходе проверки было установлено, что в <адрес> в пределах придомовой территории не предусмотрен сбор и быстрое удаление твердых и жидких бытовых отходов, нет площадки под мусоросборники, отсутствует инвентарь для свора отходов, мусора, не созданы условия для сбора, временного хранения бытовых отходов. Данные обстоятельства, по мнению истца, свидетельствуют о нарушении санитарно-эпидемиологического законодательства. Истец просит признать бездействие ответчиков по исполнению обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов незаконным, обязать ответчиков ликвидировать свалку по указанному адресу и установить контейнеры для твердых бытовых отходов на придомовой территории дома по ул. <адрес> в течение 2 недель с момента вступления в силу решения суда, установить помойницу для жидких бытовых отходов на придомовой территории указанного дома в речение 1 месяца с момента вступления в силу решения суда.

В судебном заседании прокурор Ташлыков А.В. требования иска в части признания бездействия незаконным и установления помойниц поддержал, в части ликвидации свалки и установления контейнеров от требований отказался в связи с устранением нарушений.

Представители Администрации городского округа «Город Чита» и Администрации Ингодинского административного района исковые требования не признали.

Представитель ответчика ООО «Лидер» Говоркова Н.Ю. также иск не признала, при решении вопроса о сроках устранения нарушения в части установления помойниц просила учесть, что сейчас зимнее время года, что значительно затрудняет производство работ, и установить срок до 01.06.2012.

Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края о судебном заседании извещен, представитель Новожилова О.В. просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Как установлено судом, жилой дом по ул. <адрес> является многоквартирным, неканализированным; на основании распоряжения Комитета по управлению имуществом администрации городского округа «Город Чита» от 15.06.2011 дом передан на обслуживание ООО «Управляющая компания «Лидер».

Из пояснений представителя ООО «Лидер» Говорковой Н.Ю. установлено, что обслуживанием дома и придомовой территории занимается данное Общество.

Прокурором была проведена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства, были выявлены нарушения, выразившиеся в отсутствии оборудованной площадки под мусоросборники, условий для сбора и временного хранения твердых и жидких бытовых отходов, во дворе дома имелась свалка отходов и мусора.

Из пояснений представителя ООО «Лидер» Говорковой Н.Ю. следует, что на момент рассмотрения дела свалка на придомовой территории ликвидирована, установлен контейнер для твердых бытовых отходов. В подтверждение данного обстоятельства сослалась на соответствующий акт.

Из ст. 3 Федерального закона от 30марта1999года N52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», направленного обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, следует, что законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - санитарное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Одним из актов подобного рода являются Санитарные правила содержания территорий населенных мест СанПин 42-12804690-88, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР, зам. Министра здравоохранения СССР 05.08.1988 N 4690-88 (далее – Правила).

Указанные Правила содержат основные положения, которые следует строго соблюдать для обеспечения санитарного состояния территорий населенных мест (улиц, площадей, парков, скверов и других мест общественного пользования, проездов внутри микрорайонов и кварталов), а также жилых и гражданских зданий.

Пунктом 1.2. Правил предусмотрено, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта).

Разделом 2 Правил регламентирован порядок сбора твердых, жидких бытовых и пищевых отходов. Пункт 2.1.1 в частности, устанавливает, что объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.

Согласно п. 2.3.1 Правил для сбора жидких отходов в неканализованных домовладениях устраиваются дворовые помойницы, которые должны иметь водонепроницаемый выгреб и наземную часть с крышкой и решеткой для отделения твердых фракций. Для удобства очистки решетки передняя стенка помойницы должна быть съемной или открывающейся. При наличии дворовых уборных выгреб может быть общим.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24июня1998года N89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. При этом ст. 13 (п.п.1 и 2) указанного Федерального закона предусматривается, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 24 ч. 1 ст. 5 Устава городского округа «Город Чита», принятого Решением Читинской городской Думы от 30.09.2004 № 168, установлено, что к вопросу местного значения, относящегося к ведению городского округа «Город Чита» относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Аналогичное положение содержится в п.26 ч.1 ст.5 Устава городского округа «Город Чита», принятого решением Думы городского округа «Город Чита» от 08.12.2011 № 243.

Как следует из Устава, администрация городского округа, являющаяся исполнительно - распорядительным органом местного самоуправления, наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Забайкальского края.

Решением Думы городского округа «Город Чита» от 02.04.2009 №18 утверждена структура администрации городского округа «Город Чита», в которую входят администрации административных районов городского округа «Город Чита».

В ранее действовавшем Положении об администрации Ингодинского административного района городского округа «Город Чита», утвержденного Решением Думы городского округа «Город Чита» от 30.10.2008 №183 (далее - Положение), установлено, что администрация района является территориальным органом администрации городского округа «Город Чита», реализует полномочия администрации городского округа «Город Чита» по решению вопросов местного значения и по выполнению переданных отдельных государственных полномочий на территории Ингодинского административного района (ст. 2). Аналогичное установлено и в Положении об администрации Ингодинского административного района, утвержденного Решением Думы городского округа «Город Чита» от 13.10.2011 № 201.

В Положении также установлено, что к полномочиям администрации района отнесено благоустройство и озеленение, ликвидация несанкционированных свалок на территории района.

Как усматривается из п.3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 г. N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории; проведение среди населения широкой разъяснительной работы по организации уборки территории.

Из вышеизложенного следует, что обязанности по содержанию придомовой территории жилых домов возложены как на управляющую организацию, так и на органы местного самоуправления. При этом неисполнение данной обязанности, заключающейся в необходимости своевременной уборки и вывоза мусора, ликвидации свалки, установке сборников для твердых отходов и помойниц для жидких отходов нарушает положения действующего законодательства и влечет нарушение предусмотренных Конституцией РФ прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Таким образом, требования прокурора, заявленные к ответчикам – управляющей компании и Администрациям района и городского округа, являются правомерными, а доводы представителя ООО «Лидер» о том, что Общество не является надлежащим ответчиком, несостоятельными.

С учетом того, что от требований об обязании ответчиков ликвидировать свалку и установить контейнер для твердых бытовых отходов прокурор отказался, данный отказ принят судом, о чем вынесено соответствующее определение, подлежит удовлетворению требование о признании бездействия ответчиков по неисполнению обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов незаконным и обязании установить помойницу для жидких отходов..

С учетом положений ст. 206 ГПК РФ при определении срока, в течение которого следует установить данную помойницу, суд учитывает позицию представителя ООО «Лидер» о сложности организации подобной помойницы в зимний период времени и считает возможным установить срок, в течение которого будет необходимо исполнить данную обязанность до 1 мая 2012 года.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Ингодинского района г.Читы в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Лидер», Администрации Ингодинского административного района городского округа «Город Чита», Администрации городского округа «Город Чита» удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие ООО «Лидер», администрации Ингодинского административного района городского округа «Город Чита», администрации городского округа «Город Чита» по исполнению обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов.

Обязать ООО «Лидер», администрацию Ингодинского административного района городского округа «Город Чита», администрацию городского округа «Город Чита» в срок до 1 мая 2012 года установить помойницу для жидких бытовых отходов на придомовой территории дома по ул. Луговой в г.Чите Забайкальского края.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Забайкальский краевой суд через Ингодинский районный суд г.Читы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.О. Гордеева