Дело № 2-438/2012 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 04 апреля 2012 года г. Чита Ингодинский районный суд г. Читы в составе: председательствующего судьи Каминского В.Л., при секретаре Арутюнян И.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ингодинского района г. Читы в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа «Город Чита», Администрации Ингодинского административного района городского округа «Город Чита», ООО «Лидер» о возложении обязанности, У С Т А Н О В И Л: Прокурор обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства. В ходе проверки было установлено, что в г.Чите на придомовой территории домов №, № по <адрес>, № № по <адрес> выявлено скопление бытовых отходов, отсутствие сборников для сбора и временного хранения твердых бытовых отходов, отсутствие дворовой помойницы. Дворовая уборная содержится в неудовлетворительном состоянии. Данные обстоятельства, по мнению прокурора, свидетельствуют о нарушении санитарно-эпидемиологического законодательства. Прокурор, с учетом уточненных в ходе судебного заседания требований, просит признать бездействие ответчиков по исполнению обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов незаконным, обязать ответчиков в течение 2-х недель со дня вступления решения суда в законную силу: ликвидировать свалку (собрать, вывезти и утилизировать находящиеся на свалке отходы), расположенную на придомовой территории жилых домов № № по <адрес>, № № по <адрес> в г.Чите; установить по указанным адресам сборники для сбора и временного хранения твердых бытовых отходов; установить дворовую помойницу для сбора жидких отходов; содержать дворовую уборную в чистоте в соответствии с СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденным Минздравом СССР 05.08.1988 №4690-88. В судебном заседании прокурор требования и доводы, изложенные в иске, поддержал. Представители Администрации городского округа «Город Чита» и Администрации Ингодинского административного района с исковыми требованиями не согласились по доводам, изложенным в отзывах (л.д. ). Представитель Администрации Ингодинского административного района г. Читы полагает, что на Администрации района в силу «нового» Положения лежит обязанность лишь по ликвидации несанкционированных свалок, а не свалок в месте для этого отведенном. Представитель ООО «Лидер» также иск не признала. Представила отзыв (л.д. ). Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям. Как установлено судом и подтверждается материалами дела, на придомовой территории домов №, № по <адрес>, № № по <адрес> выявлено скопление бытовых отходов, отсутствие сборников для сбора и временного хранения твердых бытовых отходов, отсутствие дворовой помойницы для сбора жидких отходов. Дворовая уборная содержится в неудовлетворительном состоянии (требует очистки и ремонта). При этом указанные дома имеют единую придомовую территорию. Часть квартир в указанных домах относятся к муниципальной собственности. Данные обстоятельства не оспаривались представителями ответчиков. Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. В силу ст. 3 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Одним из таких нормативных актов являются Санитарные правила и нормы СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденные Минздравом СССР 05.08.1988 №4690-88 (далее - Правила). В соответствии с данными Правилами, система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) (п. 1.2 Правил). Объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха (2.1.1 Правил). Суд соглашается с доводом прокурора, что скопление бытовых отходов, отсутствие сборников для сбора и временного хранения твердых бытовых отходов, отсутствие дворовой помойницы для сбора жидких отходов, неудовлетворительное состояние дворовой уборной не соответствует п. 2.2.2, 2.3.1, 2.3.3, 2.3.4, 2.3.5 указанных Правил. В соответствии с п. 1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению. В силу п. 1 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. При этом организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в таких случаях относится к полномочиям органов местного самоуправления городских округов (п. 3 ст. 8 указанного закона). Аналогичная обязанность органов местного самоуправления установлена и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (пп. 24 п. 1 ст. 16). В силу п.п. 24 п. 1 ст. 5 устава городского округа «Город Чита» к вопросам местного значения, относящимся к ведению городского округа «Город Чита» относится, в частности, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В соответствии со ст. 33, 34 Устава, решение данных вопросов отнесено к полномочиям администрации городского округа «Город Чита», равно как и полномочия по обеспечению проведения на территории городского округа мероприятий по охране окружающей среды, организации проведения гигиенических и санитарно-эпидемиологических мероприятий, обеспечение санитарных правил и норм. В соответствии с п. 2.2 Правил благоустройства территории городского округа «Город Чита», принятых решением Думы городского округа «Город Чита» от 20 декабря 2007 года № 223, уборка территорий – виды деятельности, связанные со сбором, вывозом в специально отведенные для этого места отходов деятельности физических и юридических лиц, другого мусора, снега, а также иные мероприятия, направленные на обеспечение экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охрану окружающей среды. Территории общего пользования – территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе прилегающая территория, территории парков, скверов, рощ, садов, бульваров, площадей, улиц, и иные территории) (пункт 2.5). Как следует из пункта 3.1 Правил, уборка улиц, площадей, парков, скверов и других территорий общего пользования осуществляется специализированными организациями по договорам с администрацией городского округа. Согласно ч. 5 ст. 33 Устава городского округа «Город Чита», правовое положение и полномочия администраций административных районов городского округа «Город Чита» определяются Положением об администрации административного района, в котором предусматривается порядок организации и деятельности администрации административного района. Полномочия администрации района отражены в ст. 8 Положения "Об администрации Ингодинского административного района городского округа "Город Чита" в новой редакции", утвержденного Решением Думы городского округа "Город Чита" от 13.10.2011 N 201 (ред. от 26.01.2012). К таковым в частности относится - осуществление благоустройства и озеленение, ликвидация несанкционированных свалок на территории района. Суд находит обоснованными доводы прокурора о том, что и прилегающая территория, и другие территории, которыми беспрепятственно может воспользоваться неограниченный круг лиц, подлежат уборке на основании договоров со специализированными организациями. Довод о том, что обязанность по сбору, вывозу и утилизации свалок, обустройству придомовой территории возлагается на управляющую организацию - ООО «Лидер», единственного участника проведенного конкурса на право выполнения работ и оказания услуг по управлению многоквартирными жилыми домами, несостоятелен, поскольку поручение своих функций специализированной организации не освобождает орган местного самоуправления от надлежащего выполнения возложенных на него Законом обязанностей. Суд не оставляет без внимания то обстоятельство, что организация финансирования, заключение договоров на обустройство города средствами для сбора отходов, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов возложены на Администрацию городского округа «Город Чита», а Администрация района осуществляет свои полномочия по данным вопросам лишь по ликвидация несанкционированных свалок в районе. При этом отсутствие у органа местного самоуправления денежных средств на установку контейнеров не влечет изменение объема его полномочий в области обращения с отходами. Как установлено по делу, на придомовой территории домов №, № по <адрес>, №№, № по <адрес> выявлено скопление бытовых отходов, что не может относиться к санкционированной свалке. При таких обстоятельствах оснований для снятия с Администрации городского округа «Город Чита» и Администрации Ингодинского района обязанности по организации сбору, вывоза и утилизации несанкционированных свалок в данном случае не имеется. Как не имеется и оснований для освобождения Администрации городского округа «Город Чита» от обязанности установки контейнеров для сборки твердых бытовых отходов и помойниц для жидких бытовых отходов. Установленный факт наличия несанкционированных свалок бытовых отходов на указанных территориях городского округа «Город Чита» свидетельствует о непринятии Администрацией данного муниципального образования полных мер по организации сбора, вывоза и утилизации бытовых отходов. При этом суд полагает возможным согласиться с доводами прокурора о том, что сложившаяся ситуация нарушает права жителей городского округа на благоприятную окружающую среду и может повлечь за собой негативные последствия для санитарно-экологической обстановки. Довод представителя ООО «Лидер» о том, что жилой дом № по ул. <адрес> не находится в обслуживании Общества не исключает возложение обязанностей по организации санитарной очистки, поскольку придомовая территория указанного дома является придомовой территорией жилых домов № по <адрес>, №, № по <адрес>. Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Учитывая обстоятельства дела, срок вступления решения в законную силу, суд полагает возможным определить этот срок для ликвидации свалки в течение 2-х недель, для установки контейнеров – в течение 2-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Руководствуясь ст. ст. 194–199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать бездействие ООО «Лидер», Администрации Ингодинского административного района городского округа «Город Чита», Администрации городского округа «Город Чита» по исполнению обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов, незаконным. Обязать ООО «Лидер», Администрацию городского округа «Город Чита», Администрацию Ингодинского административного района городского округа «Город Чита в течение 2-х недель со дня вступления настоящего решения в законную силу ликвидировать свалку (собрать, вывезти и утилизировать находящиеся на свалке отходы), расположенную на придомовой территории жилых домов № по <адрес>, № № по <адрес>; содержать дворовую уборную по указанному адресу в чистоте, в соответствии с СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденные Минздравом СССР 05.08.1988 №4690-88. Обязать Администрацию городского округа «Город Чита», ООО «Лидер» в течение 2-х месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу установить на придомовой территории жилых домов № по <адрес>, № № по <адрес> контейнеры (сборники) для сбора и временного хранения твердых бытовых отходов, дворовую помойницу для сбора жидких отходов, в соответствии с СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденные Минздравом СССР 05.08.1988 №4690-88. В удовлетворении требований к Администрации Ингодинского района городского округа «Город Чита» в части установки контейнеров и дворовой помойницы - отказать. Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение 30 дней, путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший решение. Судья В.Л. Каминский