Решение о признании незаконным бездействия



Дело № 2-388/2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 марта 2012 года г. Чита

Ингодинский районный суд г. Читы в составе:

председательствующего судьи Процкой Т.В.

при секретаре Спиридович Д.Э.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ингодинского района г.Читы в интересах Амшарюка ВК к Администрации Ингодинского административного района городского округа «Город Чита», Администрации городского округа «Город Чита», ООО «Лидер» о признании незаконным бездействия, понуждении к действию,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор обратился в суд с иском, в котором указывает на то, что в ходе проверки было установлено, что в <адрес> в пределах придомовой территории дома не предусмотрен сбор и быстрое удаление твердых и жидких бытовых отходов, мусора, не созданы условия для сбора, временного хранения бытовых отходов. На придомовой территории свалка бытовых отходов, ограждение санитарно-дворовых установок на придомовой территории дома по ул. <адрес> разрушено. Также отсутствует входная наружная дверь подъезда дома ул. <адрес>. Истец просит признать бездействие ответчиков по исполнению обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов, установке подъездной двери незаконным, обязать ответчиков в течение двух недель со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать свалку (собрать, вывезти и утилизировать находящиеся на свалке отходы) по указанному адресу, восстановить ограждение санитарно-дворовых установок на придомовой территории дома по ул. <адрес>, установить входную наружную дверь подъезда дома по ул. <адрес>

В судебном заседании прокурор Вецина Т.А., Амшарюк В.К. требования иска поддержали в полном объеме. Прокурор Вецина Т.А., пояснила, что считает возможным предоставить ответчикам срок для исполнения решения суда в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.

Представитель Администрации городского округа «Город Чита» надлежаще извещенный 07 марта 2012 года о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явился, просил рассмотрение дела отложить в связи с поздним извещением. Однако, суд считает ходатайство не обоснованным и считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель Администрации Ингодинского административного района городского округа «Город Чита» исковые требования не признал.

Представитель ответчика ООО «Лидер» Говоркова Н.Ю. также иск не признала, при решении вопроса о сроках устранения нарушения просила учесть, что сейчас всё замерзло, что значительно затрудняет производство работ, и установить срок исполнения до мая 2012 года.

Заслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Как установлено судом, жилой дом по ул. <адрес> является многоквартирным, неканализированным; на основании распоряжения Комитета по управлению имуществом администрации городского округа «Город Чита» от 26.02.2008 дом передан на обслуживание ООО «Лидер»

Из пояснений представителя ООО «Лидер» Говорковой Н.Ю. установлено, что обслуживанием дома и придомовой территории занимается данное общество.

Прокурором была проведена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства, были выявлены нарушения, выразившиеся в отсутствии оборудованной площадки под мусоросборники, условий для сбора и временного хранения твердых и жидких бытовых отходов, во дворе дома имелась свалка отходов и мусора, не имеется ограждений санитарно-дворовых установок на придомовой территории. Также по данному адресу отсутствует наружная дверь подъезда.

Из пояснений представителя ООО «Лидер» Говорковой Н.Ю. следует, что на момент рассмотрения дела свалка на придомовой территории не ликвидирована.

Из ст. 3 Федерального закона от 30 марта1999 года N52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», направленного обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, следует, что законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - санитарное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Одним из актов подобного рода являются Санитарные правила содержания территорий населенных мест СанПин 42-12804690-88, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР, зам. Министра здравоохранения СССР 05.08.1988 N 4690-88 (далее – Правила).

Указанные Правила содержат основные положения, которые следует строго соблюдать для обеспечения санитарного состояния территорий населенных мест (улиц, площадей, парков, скверов и других мест общественного пользования, проездов внутри микрорайонов и кварталов), а также жилых и гражданских зданий.

Пунктом 1.2. Правил предусмотрено, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта).

Разделом 2 Правил регламентирован порядок сбора твердых, жидких бытовых и пищевых отходов. Пункт 2.1.1 в частности, устанавливает, что объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.

Согласно п. 2.3.1 Правил для сбора жидких отходов в неканализованных домовладениях устраиваются дворовые помойницы, которые должны иметь водонепроницаемый выгреб и наземную часть с крышкой и решеткой для отделения твердых фракций. Для удобства очистки решетки передняя стенка помойницы должна быть съемной или открывающейся. При наличии дворовых уборных выгреб может быть общим.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998года N89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. При этом ст. 13 (п.п.1 и 2) указанного Федерального закона предусматривается, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 24 ч. 1 ст. 5 Устава городского округа «Город Чита», принятого Решением Читинской городской Думы от 30.09.2004 № 168, установлено, что к вопросу местного значения, относящегося к ведению городского округа «Город Чита» относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Аналогичное положение содержится в п.26 ч.1 ст.5 Устава городского округа «Город Чита», принятого решением Думы городского округа «Город Чита» от 08.12.2011 № 243.

Как следует из Устава, администрация городского округа, являющаяся исполнительно - распорядительным органом местного самоуправления, наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Забайкальского края.

Решением Думы городского округа «Город Чита» от 02.04.2009 №18 утверждена структура администрации городского округа «Город Чита», в которую входят администрации административных районов городского округа «Город Чита».

В ранее действовавшем Положении об администрации Ингодинского административного района городского округа «Город Чита», утвержденного Решением Думы городского округа «Город Чита» от 30.10.2008 №183 (далее - Положение), установлено, что администрация района является территориальным органом администрации городского округа «Город Чита», реализует полномочия администрации городского округа «Город Чита» по решению вопросов местного значения и по выполнению переданных отдельных государственных полномочий на территории Ингодинского административного района (ст. 2). Аналогичное установлено и в Положении об администрации Ингодинского административного района, утвержденного Решением Думы городского округа «Город Чита» от 13.10.2011 № 201.

В Положении также установлено, что к полномочиям администрации района отнесено благоустройство и озеленение, ликвидация несанкционированных свалок на территории района.

Как усматривается из п.3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 г. N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории; проведение среди населения широкой разъяснительной работы по организации уборки территории.

Из вышеизложенного следует, что обязанности по содержанию придомовой территории жилых домов возложены как на управляющую организацию, так и на органы местного самоуправления. При этом неисполнение данной обязанности, заключающейся в необходимости своевременной уборки и вывоза мусора, ликвидации свалки, установке сборников для твердых отходов и помойниц для жидких отходов нарушает положения действующего законодательства и влечет нарушение предусмотренных Конституцией РФ прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Таким образом, требования прокурора, заявленные к ответчикам – управляющей компании и Администрациям района и городского округа, являются правомерными.

При таком положении, требования прокурора о признании бездействия ответчиков по исполнению обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов подлежат удовлетворению.

Кроме того, надлежит признать незаконным бездействие ООО «Лидер» по исполнению обязанностей по установке подъездной двери по адресу: <адрес>, поскольку материалами дела подтверждено, что согласно Распоряжению Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа «Город Чита» №44 от 26 февраля 2008 года ООО «Лидер» приняло на содержание и обслуживание вышеназванный дом.

Доказательств установки подъездной двери перед началом отопительного сезона 2011-2012 года ООО «Лидер» не предоставлено, пояснения представителя ООО «Лидер» о том, что дверь была установлена, опровергались в судебном заседании пояснениями Амшарюка В.К.

С учетом положений ст. 206 ГПК РФ при определении срока, в течение которого следует ликвидировать свалку (собрать, вывезти и утилизировать находящиеся на свалке отходы), расположенную на придомовой территории жилого дома по <адрес>, восстановить ограждение санитарно - дворовых установок на придомовой территории дома по <адрес>, суд учитывает позицию представителя ООО «Лидер» о сложности выполнения работ в данный период времени и считает возможным установить срок, в течение которого будет необходимо исполнить данную обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу, а работы по установке входной двери подъезда дома по <адрес> в течение двух недель со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить.

Признать незаконным бездействие ООО «Лидер», Администрации Ингодинского административного района городского округа «Город Чита», Администрации городского округа «Город Чита» по исполнению обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов на придомовой территории жилого дома по <адрес>.

Признать незаконным бездействие ООО «Лидер» по исполнению обязанностей по установке подъездной двери подъезда дома по <адрес>.

Обязать ООО «Лидер», Администрацию Ингодинского административного района городского округа «Город Чита», Администрацию городского округа «Город Чита» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать свалку (собрать, вывезти и утилизировать находящиеся на свалке отходы), расположенную на придомовой территории жилого дома по <адрес>, восстановить ограждение санитарно - дворовых установок на придомовой территории дома по <адрес>.

Обязать ООО «Лидер» установить входную дверь подъезда дома по <адрес> в течение двух недель со дня вступления решения суда в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Забайкальский краевой суд через Ингодинский районный суд г.Читы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, исчисляя с 19 марта 2012 года.

Судья Процкая Т.В.

<данные изъяты>