Решение о признании бездействия незаконным, понуждении к действию



Дело № 2-506/2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 апреля 2012 года г. Чита

Ингодинский районный суд г. Читы в составе:

председательствующего судьи Гордеевой Е.О.,

при секретаре Цыдендамбаевой О.Ч.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ингодинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа «Город Чита», администрации Ингодинского административного района городского округа «Город Чита», ООО «Лидер» о признании бездействия незаконным, понуждении к действию,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор обратился в суд с иском, в котором указывает на то, что в ходе проверки было установлено, что придомовые территории домов по <адрес> содержатся в ненадлежащем состоянии: отсутствуют контейнеры для сбора и хранения отходов, площадки для сбора мусора не оборудованы покрытием, не ограничены бордюрами, не имеется дворовых помойниц для сбора и временного хранения жидких бытовых отходов, дворовые уборные сооружены из неплотно пригнанных досок, находятся в неочищенном состоянии. Прокурор просит признать незаконным бездействие ответчиков по исполнению обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов, обязать ответчиков течение 2 недель со дня вступления решения в законную силу ликвидировать свалку на придомовой территории домов по вышеуказанному адресу, имеющиеся площадки для мусора рядом с домами и оборудовать бетонным или асфальтовым покрытием, ограничить бордюрами и зелеными насаждениями по периметру, на площадках для сбора и временного хранения ТБО рядом с домами и установить металлические или деревянные мусоросборники, установить дворовые помойницы для сбора и хранения жидких бытовых отходов с водонепроницаемыми выгребами, наземной частью с крышкой и решеткой для отделения твердых фракций, очистить и содержать дворовую уборную в чистоте.

В судебном заседании прокурор Тюменцева О.В. требования иска поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика - Администрации городского округа «Город Чита» - Крючкова Н.И. требования иска не признала, указала на то, что вышеуказанные обязанности возложены на ООО «Лидер», а у администрации имеются только распорядительные функции.

Ответчики - Администрация Ингодинского административного района и ООО «Лидер» о рассмотрении дела извещены надлежаще, представители в суд не явились.

От представителя ответчика - администрации Ингодинского административного района - поступил письменный отзыв, в котором указано на то, что администрация района не является надлежащим ответчиком по делу.

Дело рассмотрено с учетом положений ч.3 ст. 167 ГПК РФ.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Как установлено судом, жилые дома по <адрес> являются многоквартирными, неканализированными; переданы на обслуживание ООО «Управляющая компания «Лидер».

Прокурором была проведена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства, были выявлены нарушения, выразившиеся в отсутствии оборудованной площадки под мусоросборники, условий для сбора и временного хранения твердых и жидких бытовых отходов, во дворах домов имелась свалка отходов и мусора, уборная содержится в ненадлежащем виде.

Из ст. 3 Федерального закона от 30марта1999года N52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», направленного обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, следует, что законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - санитарное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Одним из актов подобного рода являются Санитарные правила содержания территорий населенных мест СанПин 42-12804690-88, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР, зам. Министра здравоохранения СССР 05.08.1988 N 4690-88 (далее – Правила).

Указанные Правила содержат основные положения, которые следует строго соблюдать для обеспечения санитарного состояния территорий населенных мест (улиц, площадей, парков, скверов и других мест общественного пользования, проездов внутри микрорайонов и кварталов), а также жилых и гражданских зданий.

Пунктом 1.2. Правил предусмотрено, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта).

Разделом 2 Правил регламентирован порядок сбора твердых, жидких бытовых и пищевых отходов. Пункт 2.1.1 в частности, устанавливает, что объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.

Пункт 2.1.3 Правил устанавливает, что на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.

В соответствии с п. 2.2.2 Правил для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники.

Согласно п. 2.3.1 Правил для сбора жидких отходов в неканализованных домовладениях устраиваются дворовые помойницы, которые должны иметь водонепроницаемый выгреб и наземную часть с крышкой и решеткой для отделения твердых фракций. Для удобства очистки решетки передняя стенка помойницы должна быть съемной или открывающейся. При наличии дворовых уборных выгреб может быть общим.

Пункт 2.3.3 Правил устанавливает, что дворовая уборная должна иметь надземную часть и выгреб. Надземные помещения сооружают из плотно пригнанных материалов (досок, кирпичей, блоков и т.д.). Выгреб должен быть водонепроницаемым, объем которого рассчитывают исходя из численности населения, пользующегося уборной. Глубина выгреба зависит от уровня грунтовых вод, но не должна быть более 3 м. Не допускается наполнение выгреба нечистотами выше чем до 0,35 м от поверхности земли.

При этом выгреб следует очищать по мере его заполнения, но не реже одного раза в полгода. Помещения дворовых уборных должны содержаться в чистоте. Уборку их следует производить ежедневно. Не реже одного раза в неделю помещение необходимо промывать горячей водой с дезинфицирующими средствами. Наземная часть помойниц и дворовых уборных должна быть непроницаемой для грызунов и насекомых (п.п. 2.3.4, 2.3.5).

Как установлено п. 8.2.5 Санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях СанПиН 2.1.2.2645-10, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 N 64, для установки контейнеров, предназначенных для сбора бытовых отходов и мусора, должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24июня1998года N89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. При этом ст. 13 (п.п.1 и 2) указанного Федерального закона предусматривается, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 26 ч. 1 ст. 5 Устава городского округа «Город Чита», принятого Решением Думы городского округа «Город Чита» от 08.12.2011 №243, установлено, что к вопросу местного значения, относящегося к ведению городского округа «Город Чита» относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Как следует из Устава, администрация городского округа, являющаяся исполнительно - распорядительным органом местного самоуправления, наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Забайкальского края.

Решением Думы городского округа «Город Чита» от 02.04.2009 №18 утверждена структура администрации городского округа «Город Чита», в которую входят администрации административных районов городского округа «Город Чита».

В Положении об администрации Ингодинского административного района городского округа «Город Чита», утвержденного Решением Думы городского округа «Город Чита» от 13.10.2011 № 201 (далее - Положение), установлено, что администрация района является территориальным органом администрации городского округа «Город Чита», реализует полномочия администрации городского округа «Город Чита» по решению вопросов местного значения и по выполнению переданных отдельных государственных полномочий на территории Ингодинского административного района.

В Положении также установлено, что к полномочиям администрации района отнесено благоустройство и озеленение, ликвидация несанкционированных свалок на территории района.

Как усматривается из п.3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 г. N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории; проведение среди населения широкой разъяснительной работы по организации уборки территории.

Из вышеизложенного следует, что обязанности по содержанию придомовой территории жилых домов возложены как на управляющую организацию, так и на органы местного самоуправления, в том числе администрацию района, в полномочия которой входят функции по благоустройству и ликвидации несанкционированных свалок. При этом неисполнение обязанностей, заключающихся в необходимости своевременной уборки и вывоза мусора, ликвидации свалки, установке сборников для твердых отходов и помойниц для жидких отходов, поддержании в надлежащей чистоте уборной нарушает положения действующего законодательства и влечет нарушение предусмотренных Конституцией РФ прав граждан на благоприятную окружающую среду.

При этом доводы ответчиков – администраций - (устные и письменные) о том, что они не являются надлежащими ответчиками по делу, обязанность по содержанию придомовой территории возложена на ООО «Лидер», не могут быть приняты во внимание в связи с тем, что поручение администрацией своих функций специализированной организации (в данном случае – ООО «Лидер») не освобождает органы местного самоуправления от надлежащего выполнения возложенных на них законом обязанностей.

Таким образом, требования прокурора, заявленные к ответчикам – управляющей компании и администрациям района и городского округа, являются правомерными и подлежат удовлетворению.

С учетом положений ст. 206 ГПК РФ при определении срока, в течение которого ответчикам следует устранить нарушения, суд считает возможным установить двухнедельный срок со дня вступления в законную силу решения суда, в течение которого будет необходимо исполнить данные обязанности.

Поскольку прокурор, администрация Ингодинского административного района городского округа «Город Чита», администрация городского округа «Город Чита освобождены от уплаты госпошлины в силу положений ст. 333.36 НК РФ, с ООО «Лидер» подлежит взысканию пошлина в размере <данные изъяты> коп. (<данные изъяты> от <данные изъяты> руб., т.к. требования предъявлены к трем ответчикам), с учетом имущественного положения ООО «Лидер», являющегося управляющей компанией, суд считает возможным уменьшить размер госпошлины до <данные изъяты> руб.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования прокурора Ингодинского района г.Читы удовлетворить.

Признать незаконным бездействие ООО «Лидер», администрации Ингодинского административного района городского округа «Город Чита», администрации городского округа «Город Чита» по исполнению обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов с придомовой территории домов по ул. <адрес>.

Обязать ООО «Лидер», администрацию Ингодинского административного района городского округа «Город Чита», администрацию городского округа «Город Чита» в течение двух недель со дня вступления в законную силу решения суда:

- ликвидировать расположенную по адресу <адрес>, дома свалку (собрать, вывезти и утилизировать находящиеся на свалке отходы);

- оборудовать бетонным или асфальтовым покрытием, ограничить бордюрами и зелеными насаждениями по периметру две площадки для сбора и временного хранения твердых бытовых отходов, расположенные на придомовой территории домов и по <адрес> в <адрес> в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях СанПиН 2.1.2.2645-10;

- установить деревянные или металлические мусоросборники на площадках для сбора и временного хранения твердых бытовых отходов, расположенных на придомовой территории домов и по <адрес>;

- установить дворовые помойницы для сбора и временного хранения жидких бытовых отходов в соответствии с Санитарными правилами содержания территорий населенных мест СанПин 42-128-4690-88;

- очистить дворовую уборную, расположенную на придомовой территории домов по <адрес> и содержать указанную дворовую уборную в соответствии с Санитарными правилами содержания территорий населенных мест СанПиН 42-128-4690-88.

Взыскать с ООО «Лидер» государственную пошлину в местный бюджет в размере <данные изъяты> руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Забайкальский краевой суд через Ингодинский районный суд г.Читы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.О. Гордеева

Решение изготовлено 16.04.2012.