Решение о возложении обязанности оборудовать вход в учебное заведение поручнями и пандусом



Дело № 2-573/2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 апреля 2012 года г. Чита

Ингодинский районный суд г. Читы в составе:

председательствующего судьи Гордеевой Е.О.,

при секретаре Цыдендамбаевой О.Ч.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ингодинского района г.Читы к МБОУ «Средняя общеобразовательная школа », Администрации городского округа «Город Чита» о возложении обязанности произвести действия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор обратился в суд с иском, в котором указывает на то, что в результате проверки было установлено, что ответчиками в нарушение законодательства не обеспечивается доступность здания в <адрес> для инвалидов-колясочников. Истец ставит вопрос об обязании ответчиков оборудовать вход в здание школы по указанному адресу поручнями и пандусом с углом наклона не более 8 градусов, отвечающих техническим, противопожарным и санитарным нормам, ликвидировать пороги внутри здания при входе в учебные классы, столовую, гардероб, спортивный зал, раздевалку, актовый зал, библиотеку, санузлы; в санузлах расширить дверные проемы кабин, установив ширину не менее 0,9 м, установить пандус с углом наклона не более 8 градусов с поручнями, а также установить поручни вокруг раковин, организовать медицинский пункт на 1 этаже школы.

В судебном заседании прокурор Вецина Т.А. требования иска поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика Администрации городского округа «Город Чита» (далее – Администрация) Кузнецова Т.В. требования иска не признала, пояснила, что у детей-инвалидов имеется возможность домашнего обучения; предусмотрено создание специальных учреждений для обеспечения доступа в них инвалидов, в частности, в Центральном районе г.Читы.

Представитель ответчика МБОУ «Средняя общеобразовательная школа » (далее – Школа) Мыльникова Р.А. иск не признала, пояснила, что у Школы нет финансовой возможности исполнить все предусмотренные законодательством о социальной защите инвалидов требования, Школа построена в 1930-х годах, удовлетворение иска прокурора повлечет нарушение интересов всех детей, обучающихся в школе, поскольку работы потребуют приостановления учебного процесса.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности.

Согласно ст. 15 Федерального закона от 24ноября1995года N181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

В соответствии с требованиями СНиП 31-06-2009 «Система нормативных документов в строительстве. Строительные нормы и правила Российской Федерации. Общественные здания и сооружения», утвержденных Приказом Минрегиона РФ от 1 сентября 2009 г. N 390, планировка и оборудование зданий, групп помещений или отдельных помещений, а также участков учреждений общественного назначения, предназначенных для непосредственного обслуживания населения и доступных, в соответствии с заданием на проектирование, для инвалидов и других маломобильных групп посетителей (зрителей, покупателей, учащихся и т.д.), должны соответствовать требованиям СНиП 35-01 (доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения) а также СП 35-101 (свод правил по проектированию и строительству. Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения) и СП 35-103 (свод правил по проектированию и строительству. Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям) (п.3.1).

Санитарные нормы и правила 35-01-2001 "Доступность здания и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16.07.2001 N 73, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема.

Здание Школы является объектом социальной инфраструктуры и общественным зданием, и на него в полном объеме распространяются требования вышеназванных норм, в силу которых здание Школы должно быть приспособлено для доступа инвалидов.

Несоблюдение и невыполнение администрацией требований по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального назначения затрагивают как интересы неопределенного круга инвалидов, к которым относятся не только воспитанники Школы, но и их родители, бабушки, дедушки и другие лица. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения необходимо для того, чтобы обеспечить им право на достойную жизнь и свободное развитие.

Положения Федерального закона о необходимости создания условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям) носят императивный характер и не содержат исключений относительно конструктивных особенностей здания.

Как установлено п. 3.14 СНиП 35-01-2001, наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.

Пункт 3.23 данных СНиП устанавливает, что ширина дверных и открытых проемов в стене, а также выходов из помещений и из коридоров на лестничную клетку должна быть не менее 0,9 м. При глубине откоса открытого проема более 1,0 м ширину проема следует принимать по ширине коммуникационного прохода, но не менее 1,2 м. Дверные проемы, как правило, не должны иметь порогов и перепадов высот пола. При необходимости устройства порогов их высота или перепад высот не должен превышать 0,025 м.

В соответствии с п.3.29 указанных СНиП, максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 8%. При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 10%. В исключительных случаях допускается предусматривать винтовые пандусы. Ширина пандуса при исключительно одностороннем движении должна быть не менее 1,0 м, в остальных случаях - принимать по ширине полосы движения согласно пункту 3.18. Площадка на горизонтальном участке пандуса при прямом пути движения или на повороте должна быть глубиной не менее 1,5 м.При ширине лестниц на основных подходах к зданию 2,5 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные поручни.

В соответствии с СП 35-101-2001 уборные, умывальные, используемые инвалидами, должны быть оборудованы поручнями.

Как установлено судом, Школа является бюджетным учреждением, учредителем которого является администрация городского округа «Город Чита».

Как следует из материалов дела, в ходе проверки на предмет соблюдения требований действующего законодательства МБОУ «Средняя общеобразовательная школа » было установлено, что входы в здание не оборудованы пандусами, обеспечивающими беспрепятственный доступ в здание инвалидов, в том числе, использующих кресла-коляски, дверные проемы в санузлах менее 0,9 м, внутри здания имеются пороги, в санузлах отсутствует пандус, не установлены поручни, медицинский пункт находится на 4 этаже школы.

Таким образом, со стороны собственника здания нарушаются правила и нормы, направленные на защиту прав инвалидов, следовательно, требования прокурора являются правомерными.

Вместе с тем, принимая во внимание пояснения представителя ответчика - Школы – Мыльниковой Р.С. о том, что школа занимает с 1 по 4 этажи, лифты и подъемники в ней отсутствуют, их установление в старом здании школы, построенном в 1930 годы, затруднено, в связи с чем доступ инвалидов-колясочников на второй этаж и выше невозможен, помещения учебных классов и столовая расположены не на первом, а на 2 этаже и выше, с учетом, вышеприведенных положений ст. 15 Федерального закона о том, что в случае невозможности полностью приспособить объект для нужд инвалидов собственнику следует осуществить меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов, суд считает возможным частичное удовлетворение требований прокурора, касающихся установления пандусов на входе здание, ликвидации порогов внутри здания и установления пандуса и порученей в санузле, расположенных только на первом этаже здания в целях обеспечения инвалидам (не только учащимся, но и их родственникам и другим заинтересованным лицам (опекунам и т.п.) возможности доступа в здание школы.

Утверждение прокурора о том, что его требование об оборудовании входа в здание и ликвидации порогов направлено на обеспечение минимальных потребностей инвалидов, ответчиками в судебном заседании опровергнуто не было. Доказательств отсутствия технической возможности оборудовать вход в здание пандусами, ликвидировать пороги, установить поручни в санузлах суду также не представлено.

Обоснованными являются суждения прокурора о необходимости оборудования медицинского пункта на 1 этаже здания, поскольку в здании Школы должна быть предусмотрена возможность обращения инвалидов (в том числе инвалидов-колясочников) в медицинский пункт при возникновении подобной необходимости, тогда как нахождение данного пункта на 4 этаже делает подобное обращение невозможным в связи с отсутствием подъемников или лифта.

Поскольку в силу ст. 210 ГПК РФ бремя содержания принадлежащего ему имущества возложено на собственника этого имущества, обязанность по установлению пандусов, поручней, ликвидации порогов внутри помещения, расширения дверных проемов, решения вопроса об оборудовании медицинского пункта в здании возложена на Администрацию. Следовательно, требования прокурора к Администрации подлежат удовлетворению.

Требования прокурора, заявленные к Школе, удовлетворению не подлежат, поскольку последняя собственником здания не является.

В силу ч.2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Учитывая обстоятельства дела, пояснения сторон, суд считает возможным определить 6-месячный срок, в течение которого надлежит исполнить решение суда.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования прокурора Ингодинского района г.Читы удовлетворить частично.

Обязать администрацию городского округа «Город Чита» в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда в школе, расположенной в <адрес>

- оборудовать вход в здание поручнями и пандусом с углом наклона не более 8 градусов, отвечающих техническим, противопожарным и санитарным нормам, в соответствии со СНиП 35-01-2001;

- на первом этаже внутри здания ликвидировать пороги при входе в гардероб, спортивный зал, раздевалку, актовый зал, библиотеку, санузлы;

- в санузлах здания на первом этаже расширить дверные проемы кабин, установив ширину не менее 0,9 м, установить пандус с углом наклона не более 8 градусов с поручнями, установить поручни вокруг раковины;

- организовать медицинский пункт на 1 этаже здания.

В требованиях прокурора Ингодинского района г.Читы к МБОУ «Средняя общеобразовательная школа » отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Забайкальский краевой суд через Ингодинский районный суд г.Читы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.О. Гордеева