Решение о понуждении произвести ремонт пешеходной дорогои на пути к зданию администрации Ингодинского района



Дело № 2-453/2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 апреля 2012 года г. Чита

Ингодинский районный суд г. Читы в составе:

Председательствующего: судьи Каминского В.Л.,

при секретаре: Арутюнян И.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ингодинского района г. Читы в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Ингодинского района городского округа «Город Чита», Администрации городского округа «Город Чита» об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор обратился в суд с указанным исковым заявлением, ссылаясь на следующие обстоятельства.

В ходе проверки исполнения законодательства о защите прав инвалидов установлено, что вход в здание администрации Ингодинского района г. Читы, расположенного по ул. <адрес> в г. Чите не оборудован специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов в здание ответчика, а именно: лестница на входе в здание не ограждена перилами, высота порогов у входных дверей здания превышает допустимую норму; отсутствуют пандусы на лестнице входа в здание, состояние пешеходной дорожки на пути к зданию в неудовлетворительном состоянии; не обозначена стоянка (парковка) для специальных автотранспортных средств инвалидов, в здании отсутствуют лифт и стационарный подъемник для доступа на 2-ой и 3-ий этажи, специализированный санузел для инвалидов, что затрудняет реализацию гражданских прав инвалидов.

В этой связи прокурор просит обязать ответчиков обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов в здание администрации Ингодинского района г. Читы, установив при входе на лестнице пандус и поручни; произвести ремонт пешеходной дороги на пути к зданию администрации, оборудовать стоянку для автомобиля инвалида соответствующими знаками; уменьшить высоту порогов входных дверей в здание; обеспечить возможность пользования инвалидов услугами 2 и 3 этажа посредствам оборудования стационарного подъемника для колясок на лестнице на 2-й этаж; оборудовать приспособленный для инвалидов санузел.

В судебном заседании прокурор доводы и требования иска поддержал.

Представитель Администрации Ингодинского района городского округа «Город Чита» не оспаривая необходимость оборудования здание ответчика пандусами, проведения работ по уменьшению высоты порогов на входных дверях здания, оборудования стоянки разметкой и знаками, пояснил, что с остальной частью иска не согласен, поскольку земельный участок вокруг здания администрации относиться к землям, государственная собственность на которую не разграничена. На лестнице на входе в здание перила имеются. Относительно требований оборудования стационарно подъемника и приспособленного санузла для инвалидов пояснила, что здание администрации построено в 1972 году и при его проектировании и строительстве нормы закона, на который ссылается в иске прокурор, учтены быть не могли, и соответствующего заключения о наличии технической возможности оборудования, в деле не имеется.

Представитель Администрации городского округа «Город Чита» полагают, что они не обязаны выполнять указанные в иске работы. Поскольку здание находится в оперативном управлении Администрации Ингодинского района.

Представитель Комитета по финансам администрации городского округа «Город Чита» представил отзыв на иск (л.д. ), поддержал позицию и доводы представителя Администрации Ингодинского района.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 296 Гражданского кодекса РФ учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

Согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

По делу установлено, что здание по адресу: <адрес>, где расположена Администрация Ингодинского района г. Читы, числится в реестре муниципального имущества г. Читы и закреплено на праве оперативного управления за Администрацией района.

В силу ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Из ч. 1 ст. 15 ФЗ РФ от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ (ред. от 06.11.2011) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" следует, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Согласно ч. 5 ст. 15 ФЗ РФ от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 13.05.2010 г. N 689-О-О, "Установив в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность ряда субъектов, в том числе органов местного самоуправления, по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Закрепляющее названную обязанность положение части первой статьи 15 названного Федерального закона носит общий характер и не содержит указания на конкретные способы ее исполнения уполномоченными субъектами, в том числе органами местного самоуправления, равно как и не разграничивает ответственность за ее осуществление между названными субъектами...

Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления; по своей природе она не является ни государственным полномочием, ни полномочием органов местного самоуправления".

Доступ инвалидов-колясочников к объектам социальной инфраструктуры обеспечивается путем оборудования входов, выходов зданий, строений, помеще­ний расширенными проемами, специальными конструкциями, ограждениями, пе­рилами, обеспечивающими беспрепятственное, удобное, безопасное передвижение и разворот инвалидных колясок (Свод правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», утв. Постановлением Госстроя РФ от 29 ноября 1999 г. № 73).

По делу установлено, что в здании, где расположена Администрация Ингодинского района г. Читы, по адресу: <адрес>, условия инвалидам для удовлетворения минимальных потребностей не созданы, в частности: высота порогов у входных дверей превышает допустимую норму; отсутствуют пандусы на входной лестнице, стоянка (парковка) не оборудована знаками, дорожной разметкой. Так же установлено, что отсутствует лифт и стационарный подъемник для доступа на 2-ой и 3-ий этажи, специализированный санузел для инвалидов. Данные обстоятельства подтверждены имеющимися в деле доказательствами и не оспаривались участвующими в деле лицами.

При таком положении суд полагает обоснованными требования иска в части оборудования здания пандусом, уменьшения высоты порогов входных дверей в здание, оборудования стоянки соответствующими знаками и дорожной разметкой для инвалидов.

Суд соглашается с доводом прокурора о том, что обращение с указанным иском в суд является способом защиты прав неопределенного круга лиц, поскольку установленное судом нарушение ФЗ РФ N 181 от 24.11.1995 г. в свою очередь, посягает на права инвалидов на беспрепятственное пользование объектами социальной инфраструктуры, на социальную реабилитацию и достижение ими равных с другими гражданами возможностей в реализации своих прав.

Между тем, с учетом принципа исполнимости судебного решения, оснований для удовлетворения иска в части оборудования помещения администрации лифтом, подъемником, специализированным санузлом, не имеется, поскольку доказательств наличия технической возможности оборудования здания указанными приспособлениями, не представлено. Как установлено по делу, здание администрации построено в 1972 году, и при его проектировании и строительстве наличие указанных в иске приспособлений не учитывалось.

Так же не имеется оснований для возложения на указанных в иске ответчиков обязанностей по ремонту пешеходной дорожки, поскольку земельный участок вокруг здания, где расположена Администрация Ингодинского района в муниципальной собственности не находится.

Как установлено по делу, поручни на лестнице здания Администрации Ингодинского района г. Читы имеются, следовательно, в данной части требования так же не подлежат удовлетворению.

Учитывая, что распорядителем денежных средств бюджета Городского округа «Город Чита» является Комитет по финансам городского округа, на указанное лицо надлежит возложить обязанность по обеспечению финансирования на проведение работ в рамках исполнения настоящего решения.

При установленных обстоятельствах, иск подлежит частичному удовлетворению.

Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Учитывая обстоятельства дела, мнения участвующих в деле лиц, суд полагает возможным определить этот срок в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить частично.

Обязать Администрацию городского округа «Город Чита» и Администрацию Ингодинского района городского округа «Город Чита» в соответствии со СНиП 35-01-2001 и ГОСТ Р 51261 обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, а именно: оборудовать пандусом крыльцо на входе в здание Администрации Ингодинского района г. Чита, расположенного по адресу: <адрес>;

уменьшить высоту порогов входных дверей в здание Администрации Ингодинского района г. Чита, расположенного по адресу: <адрес>

оборудовать соответствующими знаками и дорожной разметкой для автомобилей инвалидов стоянку у здания Администрации Ингодинского района г. Чита, расположенного по адресу: <адрес>;

Обязать Комитет по финансам городского округа «Город Чита» обеспечить из средств бюджета Городского округа «Город Чита» финансирование работ и услуг в рамках исполнения настоящего решения.

В удовлетворении остальной части иска – отказать.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение 30 дней путем подачи апелляционной жалобы или представления в суд, принявший решение.

Судья В.Л. Каминский