Решение о понуждении к действию ликвидировать свалку



Дело № 2-410/2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 марта 2012 года г. Чита

Ингодинский районный суд г. Читы в составе:

Председательствующего: судьи Процкой Т.В.

при секретаре: Спиридович Д.Э.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ингодинского района г.Читы в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Ингодинского административного района городского округа «Город Чита», Администрации городского округа «Город Чита», ООО «Лидер» о признании незаконным бездействия, понуждении к действию,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор обратился в суд с иском, в котором указывает на то, что в ходе проверки по заявлению ЧТА было установлено, что в г.Чите в пределах придомовой территории по <адрес> выявлено скопление бытовых отходов, отсутствуют сборники для сбора и временного хранения твердых бытовых отходов, отсутствует дворовая помойница для сбора жидких отходов. Дворовая уборная не функционирует в связи с отсутствием доступа. Прокурор просит признать бездействие ответчиков по исполнению обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов, обязать ответчиков в течение двух недель со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать свалку (собрать, вывезти и утилизировать находящиеся на свалке отходы) по указанным адресам, установить сборники для сбора и временного хранения твердых бытовых отходов; установить дворовую помойницу для сбора жидких отходов; обеспечить доступ к дворовой уборной, очистив проход от бытовых отходов.

В судебном заседании прокурор Вецина Т.А. требования иска поддержала в полном объеме.

Представитель Администрации городского округа «Город Чита» надлежаще извещенный о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явился, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель Администрации Ингодинского административного района городского округа «Город Чита» Гильванов Б.Н. исковые требования не признал.

Представитель ответчика ООО «Лидер» Говоркова Н.Ю. также иск не признала, при решении вопроса о сроках устранения нарушения просила учесть, что сейчас всё замерзло и это значительно затрудняет производство работ, в связи с чем нужно установить срок исполнения более длительный.

Заслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Как установлено судом, жилые дома по ул. <адрес> являются многоквартирными, неканализированными. Данные дома на обслуживании ООО «Лидер» с апреля 2011 года.

Из пояснений представителя ООО «Лидер» Говорковой Н.Ю. установлено, что обслуживанием дома и придомовой территории занимается данное общество.

Прокурором, Управлением Роспотребнадзора по Забайкальскому краю была проведена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства, были выявлены нарушения, выразившиеся в отсутствии оборудованной площадки под мусоросборники, условий для сбора и временного хранения твердых и жидких бытовых отходов, во дворе дома имелась свалка отходов и мусора, отсутствует дворовая помойница для сбора жидких отходов, дворовая уборная не функционирует в связи с отсутствием доступа.

Из пояснений представителя ООО «Лидер» Говорковой Н.Ю. следует, что на момент рассмотрения дела свалка на придомовой территории не ликвидирована.

Из ст. 3 Федерального закона от 30 марта1999 года N52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», направленного обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, следует, что законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - санитарное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Одним из актов подобного рода являются Санитарные правила содержания территорий населенных мест СанПин 42-12804690-88, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР, зам. Министра здравоохранения СССР 05.08.1988 N 4690-88 (далее – Правила).

Указанные Правила содержат основные положения, которые следует строго соблюдать для обеспечения санитарного состояния территорий населенных мест (улиц, площадей, парков, скверов и других мест общественного пользования, проездов внутри микрорайонов и кварталов), а также жилых и гражданских зданий.

Пунктом 1.2. Правил предусмотрено, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта).

Разделом 2 Правил регламентирован порядок сбора твердых, жидких бытовых и пищевых отходов. Пункт 2.1.1 в частности, устанавливает, что объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.

Согласно п. 2.3.1 Правил для сбора жидких отходов в неканализованных домовладениях устраиваются дворовые помойницы, которые должны иметь водонепроницаемый выгреб и наземную часть с крышкой и решеткой для отделения твердых фракций. Для удобства очистки решетки передняя стенка помойницы должна быть съемной или открывающейся. При наличии дворовых уборных выгреб может быть общим.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998года N89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. При этом ст. 13 (п.п.1 и 2) указанного Федерального закона предусматривается, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 24 ч. 1 ст. 5 Устава городского округа «Город Чита», принятого Решением Читинской городской Думы от 30.09.2004 № 168, установлено, что к вопросу местного значения, относящегося к ведению городского округа «Город Чита» относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Аналогичное положение содержится в п.26 ч.1 ст.5 Устава городского округа «Город Чита», принятого решением Думы городского округа «Город Чита» от 08.12.2011 № 243.

Как следует из Устава, администрация городского округа, являющаяся исполнительно - распорядительным органом местного самоуправления, наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Забайкальского края.

Решением Думы городского округа «Город Чита» от 02.04.2009 №18 утверждена структура администрации городского округа «Город Чита», в которую входят администрации административных районов городского округа «Город Чита».

В ранее действовавшем Положении об администрации Ингодинского административного района городского округа «Город Чита», утвержденного Решением Думы городского округа «Город Чита» от 30.10.2008 №183 (далее - Положение), установлено, что администрация района является территориальным органом администрации городского округа «Город Чита», реализует полномочия администрации городского округа «Город Чита» по решению вопросов местного значения и по выполнению переданных отдельных государственных полномочий на территории Ингодинского административного района (ст. 2). Аналогичное установлено и в Положении об администрации Ингодинского административного района, утвержденного Решением Думы городского округа «Город Чита» от 13.10.2011 № 201.

В Положении также установлено, что к полномочиям администрации района отнесено благоустройство и озеленение, ликвидация несанкционированных свалок на территории района.

Как усматривается из п.3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 г. N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории; проведение среди населения широкой разъяснительной работы по организации уборки территории.

Из вышеизложенного следует, что обязанности по содержанию придомовой территории жилых домов возложены как на управляющую организацию, так и на органы местного самоуправления. При этом неисполнение данной обязанности, заключающейся в необходимости своевременной уборки и вывоза мусора, ликвидации свалки, установке сборников для твердых отходов и помойниц для жидких отходов нарушает положения действующего законодательства и влечет нарушение предусмотренных Конституцией РФ прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Таким образом, требования прокурора, заявленные к ответчикам – управляющей компании и Администрациям района и городского округа, являются правомерными.

При таком положении, требования прокурора о признании бездействия ответчиков по исполнению обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов подлежат удовлетворению.

Доказательств ликвидации свалок, установки сборников для сбора и временного хранения твердых отходов, установке дворовой помойницы для сбора жидких отходов, обеспечение доступа к дворовой уборной ответчиками не предоставлено в судебное заседание.

С учетом положений ст. 206 ГПК РФ, мнения сторон, интересов граждан, при определении срока, в течение которого следует ликвидировать свалку (собрать, вывезти и утилизировать находящиеся на свалке отходы), расположенную на придомовой территории жилых домов по ул. <адрес>, установить сборники для сбора и временного хранения твердых бытовых отходов, установить дворовую помойницу для сбора жидких отходов, обеспечить доступ к дворовой уборной, очистив проход от бытовых отходов, суд считает возможным установить срок, в течение которого будет необходимо исполнить данную обязанность в течение двух недель со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить.

Признать незаконным бездействие ООО «Лидер», Администрации Ингодинского административного района городского округа «Город Чита», Администрации городского округа «Город Чита» по исполнению обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов на придомовой территории жилых домов по <адрес>

Обязать ООО «Лидер», Администрацию Ингодинского административного района городского округа «Город Чита», Администрацию городского округа «Город Чита» в течение двух недель со дня вступления решения суда в законную силу: на придомовой территории жилых домов по <адрес> ликвидировать свалку (собрать, вывезти и утилизировать находящиеся на свалке отходы), установить сборники для сбора и временного хранения твердых бытовых отходов, установить дворовую помойницу для сбора жидких отходов, обеспечить доступ к дворовой уборной, очистив проход от бытовых отходов.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Забайкальский краевой суд через Ингодинский районный суд г.Читы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, исчисляя с 04 апреля 2012 года.

Судья Процкая Т.В.

<данные изъяты>