Решением отказано в признании права пользования жилым помещением и заключении договора социального найма



Дело № 2-888/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 июня 2012г. Ингодинский районный суд г. Читы в составе

Председательствующего: судьи Шаркова К.О.

При секретаре: Федоровой Д.С.

С участием: Блинниковой Ю.В., Сильванович И.Н., Гильванова Б.Н., Кокориновой Н.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Поморова А.В., Поморовой А.Н. к Администрации Ингодинского административного района городского округа «Город Чита» о признании права пользования жилым помещением и заключении договора социального найма,

Установил:

В своем иске Поморовы указывают, что Поморов А.В. проходит военную службу в в/ч , Восточного военного округа. В состав его семьи входит супруга - Поморова А.Н..

В связи с необходимостью улучшения жилищных условий, решением жилищной комиссии в/ч от 10.11.2010 г. Поморову А.В. и члену его семьи была выделена квартира д. мкр. <адрес> г. Читы, в которой они проживают. Ранее указанное жилое помещение занимал военнослужащий Н.В.И., выехавший на иное место службы. Все необходимые документы были представлены Поморовым А.В. в ФГУ «2-я Читинская КЭЧ района», на балансе которого ранее числился этот дом, переданный впоследствии в муниципальную собственность.

Администрация Ингодинского административного района городского округа «Город Чита» договор социального найма с Поморовым А.В. не заключает, мотивируя это следующим. По мнению Ответчика, собственником спорного жилого помещения является администрация городского округа «Город Чита» и на данное жилое помещение распространяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Согласно ч.2 ст.49 ЖК РФ из муниципального фонда жилые помещения могут быть предоставлены исключительно малоимущим гражданам, признанными нуждающимися в жилых помещениях. Таким образом, одним из необходимых условий, по мнению Ответчика, для заключения договора социального найма, является признание гражданина малоимущим и нуждающимся в улучшении жилищных условий. Признание гражданина таковым осуществляется органами местного самоуправления.

Кроме того, по мнению Ответчика, военнослужащие являются федеральными государственными служащими, которые связаны трудовыми отношениями с федеральными органами государственной власти (Министерством обороны РФ). Следовательно, предоставление им служебных жилых помещений возможно только из жилищного фонда РФ, закрепленного соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

Просят признать за Поморовым А.В. и членом его семьи - Поморовой А.Н. право пользования жилым помещением - квартирой, расположенной по адресу: <адрес>

Обязать Администрацию Ингодинского административного района городского округа «Город Чита» заключить с Поморовым А.В. и членом его семьи -Поморовой А.Н. договор социального найма жилого помещения -квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.

В судебном заседании представитель истцов Блинникова Ю.В. исковые требования поддержала в полном объеме по заявленным в иске основаниям.

Пояснила, что за истцами должно быть признано право пользования жилым помещением именно в порядке социального найма и, в связи с этим, заключен договор социального найма.

Представитель ФГУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ полагает, что за истцами должно быть признано право пользования названным жилым помещением, но не по договору социального найма, а по договору найма служебного жилого помещения. Решение принималось именно о предоставлении жилья в качестве служебного. Поэтому, Администрацией Ингодинского административного района должен быть заключен договор служебного найма.

Представитель Администрации Ингодинского административного района городского округа «Город Чита» и самого городского округа, Сильванович И.Н., представляющая их интересы на основании доверенностей, пояснила, что спора о праве распределения освободившегося жилого помещения военным ведомством не имеется.

Однако, оснований для заключения договора социального найма и признании прав на жилое помещение согласно социального найма не имеется.

Жилье распределено в качестве служебного. Договор найма служебного помещения должен заключаться органами военного управления жилым фондом, который принял соответствующее решение.

Администрация района не может заключать договор служебного найма за другой орган.

Представила подготовленный заранее письменный отзыв.

Представитель Администрации района Гильванов Б.Н. полностью поддержал позицию изложенную представителем Сильванович И.Н.

Выслушав участников процесса, изучив собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что иск не подлежит удовлетворению.

Ответчиком не оспаривается право на распределение соответствующими службами МО РФ жилого помещения, освобожденного ранее проживавшим военнослужащим.

Согласно п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 12.12.2011, с изм. от 27.02.2012) "О статусе военнослужащих» вСогласно статье 49 (часть 3) Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма могут быть предоставлены определенным федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным названным Кодексом и (или) федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном указанным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Таким образом, в соответствии с приведенной нормой право на получение жилого помещения по договору социального найма закреплено за категориями граждан, указанных не только в Жилищном кодексе Российской Федерации, но и в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, указах Президента Российской Федерации.

Закон "О статусе военнослужащих", определяя основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, устанавливает права и гарантии военнослужащих в жилищной сфере.

В соответствии с пунктом 5 статьи 15 Закона "О статусе военнослужащих" в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.

По смыслу указанной нормы, реализация данного права не ставится в зависимость от принадлежности жилых помещений только к государственному жилищному фонду.

Закрепляя особый правовой статус военнослужащих, выражающийся в том числе в особом порядке обеспечения их жилыми помещениями, Закон "О статусе военнослужащих" допускает возможность предоставления указанным лицам и членам их семей жилых помещений муниципального жилищного фонда по договору социального найма, ранее предоставленных другим военнослужащим и членам их семей, при освобождении последними данных помещений в связи с выездом на другое место жительства (Определение Верховного Суда РФ от 27.03.2012 N 14-В11-34).

Поэтому, доводы истцов о том, что жилое помещение могло быть распределено им после освобождения жилого помещения военнослужащим основано на законе и подтверждается судебной практикой.

Однако, как следует из выписки из протокола заседания жилищной комиссии (л.д. ) жилое помещение Поморову А.В. распределено в качестве служебного.

Читинская КЭЧ обратилась к главе Администрации Ингодинского административного района о заключении договора найма на специализированное (служебное) жилое помещение.

ФГУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» так же обращается к Администрации района (л.д. ) о заключении договора найма служебного жилья.

При названных условиях требование истцов о заключении с ними договора социального найма и признании за ними права пользования жилым помещением на праве социального найма не подлежит удовлетворению.

Договор социального найма может быть заключен, согласно ст. 60ЖК РФ при предоставлении социального жилья исходя из норм главы 8ЖК РФ.

Истцам же жилое помещение предоставлено как служебное, исходя из требований главы 10ЖК РФ. Заключение договора специализированного найма определяется ст. 100ГПК РФ.

Таким образом, за истцами на основании решения о предоставлении жилого помещения по договору специализированного найма (служебного) в установленном законодательством порядке именно для этого договора, не может быть признано право пользования жилым помещением на праве социального найма и возожжена обязанность заключения договора социального найма.

Сами акты о предоставлении жилья в качестве служебного истцами не оспорены.

Суд полагает, что на основании решения жилищной комиссии, КЭЧ, иных органов военного управления не может быть признано иное право и заключен иной договор, нежели предусмотрено названными актами без оспаривания их законности.

Признать право по иным правовым основаниям в отношении жилья иного правового статуса при наличии иной правой позиции истцов, суд не может.

Руководствуясь ст.ст. 194, 198ГПК РФ, суд

Решил:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда с подачей жалобы через Ингодинский районный суд г. Читы.

Судья: Шарков К.О.