Решение об обязании совершить действия о принятии жилого фонда в муниципальную собственность



Дело № 2-937/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 июня 2012г. Ингодинский районный суд г. Читы в составе

Председательствующего: судьи Шаркова К.О.

При секретаре: Федоровой Д.С.

С участием: Вециной Т.А., Пименовой О.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ингодинского района г. Читы в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации городского округа о признании незаконным бездействия и возложении обязанности,

Установил:

Прокурор обратился в суд с иском в котором указывает, что Прокуратурой Ингодинского района г.Читы проведена проверка соблюдения жилищного законодательства, в ходе которой установлено следующее.

Ряд, указанных в исках жилых домов, находящихся в Ингодинском районе г. Читы являются бесхозными, поскольку их принадлежность неизвестна, владелец или собственник не установлены. В отсутствие собственника обслуживание и содержание домов не осуществляется, что является причиной приведения данных домов в непригодное для проживания состояние.

В нарушение п. 5 ст. 2 Жилищного кодекса РФ Администрация городского округа «Город Чита» не принимает указанные дома в муниципальную собственность по причинам непригодности их для проживания.

Администрация является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учёт в качестве бесхозного, бездействие администрации является незаконным.

Согласно представленной информации Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа «Город Чита», жилые дома по ул. д. в г.Чите, в реестре муниципального имущества городского округа «Город Чита» не значатся.

Из информации Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, следует, что в реестре государственного имущества Забайкальского края отсутствует запись о данных адресах.

Также об указанных объектах отсутствуют сведения в ТУ федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю. Согласно ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулирующих жилищными законодательство, прав, а так же на признание равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Согласно п.п. 5, 6 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают защиту прав законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда, обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений, установленным санитарными и техническими правилами и нормами, иными требованиями законодательства.

Данные нормы закона Администрацией городского округа «Город Чита» в отношении вышеуказанных жилых домов не исполняются. Такое бездействие ответчика является незаконным и препятствует обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности и сохранности.

В соответствии с ч. 1,3 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозные недвижимые вещи должны приниматься на учет органами, осуществляющими государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, уполномоченный управлять муниципальным имуществом орган, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Таким образом, Администрация городского округа «город Чита» является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного, следовательно, обязана принять надлежащие меры к исполнению собственных полномочий, установленных жилищным законодательством.

Прокурор просит

Обязать Администрацию городского округа «Город Чита» обратиться с заявлением в течение 4 месяцев с момента вступления решения в законную силу в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о постановке на учет в качестве бесхозяйных недвижимых вещей квартир (жилых помещений) в доме по адресу: г. ул. под номерами ; в доме по адресу: под номерами в доме по адресу: под номерами в доме по адресу: под номерами в доме по адресу: под номером ; в доме по адресу: под номерами.

По истечении года со дня постановки на учет в качестве бесхозяйных недвижимых вещей принять вышеуказанные квартиры в муниципальную собственность городского округа «город Чита».

В судебном заседании прокурор Вецина Т.А. поддержала исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика Пименова О.В. полагает иск необоснованным. Представила суду письменный отзыв (л.д. ). Дополнительно пояснила, что не согласна с тем, что жильцы квартир могут сами обращаться со своими требованиями. Полагает, что круг лиц, в интересах которых обращается прокурор, не может считаться неопределенным.

Квартира по адресу: принадлежит на праве собственности. Представила в подтверждение выписку из реестра объектов технического учета (л.д. ).

Так же полагает необоснованным требование о принятии квартир в муниципальную собственность по истечении года. Указывает, что ст. 225ГК РФ предусматривает судебный порядок. Сам ответчик не может принять в собственность квартиры.

Выслушав участников процесса, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению частично.

Требования прокурора, как полагает суд, действительно направлены в защиту интересов неопределенного круга лиц, в связи с тем, что жильцы, проживающие в квартирах, имеющие на это право не могут быть четко определены в рамках заявленного требования. Нарушаются их права на приватизацию жилых помещений, совершения сделок с ними. Распределение жилых помещений, в случае возникновения такой необходимости, очередникам и т.д.

Поэтому, прокурор в порядке ст. 45ГПК РФ вправе обратиться с данным иском.

Требование о принятии квартир в муниципальную собственность не может быть удовлетворено в том виде, как оно звучит в иске.

Порядок принятия в собственность бесхозяйного имущества определен ст. 225ГК РФ. Так, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Как пояснила в судебном заседании при подаче иска в первоначальном виде (л.д. ) требование звучало соответствующим образом, а после уточнения иска была принята некорректная формулировка.

Полагает, что суд должен обязать ответчика принять жилой фонд в установленном законом порядке.

В данном случае такой порядок предусмотрен с обращением в суд в порядке ст. 225ГК РФ. Поэтому, ответчик обязан обратиться с соответствующим требованием в суд или ином порядке, в случае изменения на тот момент законодательства, регулирующего порядок принятия в собственность бесхозяйного имущества.

При этом, требование в части жилого помещения по адресу: ул. не подлежат удовлетворению в связи с тем, что она принадлежит на праве собственности Э. М.М. (л.д. ).

Довод представителя о том, что прокурором не представлено достаточных доказательств того, что указанные объекты существуют оценивается судом в рамках принципа состязательности, разъясненного сторонам. Прокурор представил документы о наличии таких домов. Ответчик не представил доказательств обратного.

Руководствуясь ст.ст. 194, 198ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования удовлетворить частично.

Обязать Администрацию городского округа «Город Чита» обратиться с заявлением в течение 4 месяцев с момента вступления решения в законную силу в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о постановке на учет в качестве бесхозяйных недвижимых вещей квартир (жилых помещений) в доме по адресу: под номерами ; в доме по адресу: под номерами ; в доме по адресу: под номерами ; в доме по адресу: под номером ; в доме по адресу: под номером ; в доме по адресу: под номерами

По истечении года со дня постановки указанного имущества на учет принять его в собственность в установленном законом порядке.

В остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда с подачей жалобы через Ингодински районный суд г. Читы.

Судья: Шарков К.О.