Дело № 2-1151/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 12 июля 2012г. Ингодинский районный суд г. Читы в составе Председательствующего: судьи Шаркова К.О. При секретаре: Федоровой Д.С. С участием: Блинниковой Ю.В., Глушакова М.Н. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Поморова А. В., Поморовой А. Н. к Администрации Ингодинского административного района городского округа «Город Чита» третьим лицам Администрации городского округа «Город Чита», ФГУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» о признании права пользования жилым помещением на условиях договора найма служебного жилого помещения, Установил: Поморовы обратились в суд первоначально с требованием о признании права пользования жилым помещением и заключении договора социального найма. Решением суда от 05 июня 2012г. в удовлетворении исковых требований отказано. Истцы обратились в суд с названными требованиям. Так, они указывают, что Поморов А. В. проходит военную службу в в/ч Восточного военного округа. В состав его семьи входит супруга - Поморова А. Н. В связи с необходимостью улучшения жилищных условий, решением жилищной комиссии в/ч от 10.1 1.2010 г. № Поморову А.В. и члену его семьи была выделена квартира <адрес>., в которой они проживают. С момента проживания они оплачивают все коммунальные услуги. Ранее указанное жилое помещение занимал военнослужащий Н. В.П., выехавший на иное место службы. Все необходимые документы были представлены Поморовым А.В. в ФГУ «2-я Читинская КЭЧ района», на балансе которого ранее числился этот дом, переданный впоследствии в муниципальную собственность. Администрация Ингодинского административного района городского округа «Город Чита» договор найма с Поморовым А.В. не заключает, мотивируя это следующим. По мнению Ответчика, собственником спорного жилого помещения является администрация городского округа «Город Чита» и на данное жилое помещение распространяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Согласно ч.2 ст.49 ЖК РФ из муниципального фонда жильте помещения могут быть предоставлены исключительно малоимущим гражданам, признанными нуждающимися в жилых помещениях. Таким образом, одним из необходимых условий, по мнению Ответчика, для заключения договора социального найма, является признание гражданина малоимущим и нуждающимся в улучшении жилищных условий. Признание гражданина таковым осуществляется органами местного самоуправления. Кроме того, по мнению Ответчика, военнослужащие являются федеральными государственными служащими, которые связаны трудовыми отношениями с федеральными органами государственной власти (Министерством обороны РФ). Следовательно, предоставление им служебных жилых помещений возможно только из жилищного фонда РФ, закрепленного соответствующим федеральным органом исполнительной власти. Однако, согласно п.5 ст. 15 ФЗ РФ от 27.05.1998 г. «О статусе военнослужащих» в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащими и членам их семей. В связи с этим, за военнослужащими и членами их семей закреплено право на повторное заселение жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими и членами их семей и освободившихся в связи с их выездом, реализация которого не ставится в зависимость от принадлежности жилых помещений к государственному жилищному фонду. Руководствуясь ст. 19 ЖК РФ, жилищный фонд в РФ включает наряду с государственным жилищным фондом муниципальный жилищный фонд, принадлежащий на праве собственности муниципальным образованиям. При этом необходимо учитывать, что ФЗ РФ от 22.08.2004 г. №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации...» не изменил положений ФЗ РФ «О статусе военнослужащих», закрепляющего право на повторное заселение. Таким образом, данный закон закрепляет особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в особом порядке обеспечения их жилыми помещениями, допускает возможность предоставления указанным лицам и членам их семей жилых помещений муниципального жилищного фонда, ранее предоставленных другим военнослужащим и членам их семей при освобождении ими данных жилых помещений в связи с отъездом на другое место жительства. Своим ответом Администрация Ингодинского административного района городского округа «Город Чита», фактически уклонилась от решения вопроса об установлении порядка распределения жилья, освобождаемого военнослужащим. Учитывая изложенное, исходя из того, что спорное жилое помещение распределено Поморову А.В. и члену его семьи с соблюдением установленного порядка, не нарушает прав иных лиц, считаю, что за истцами должно быть признано право пользования спорным жилым помещением. Просят: Признать за Поморовым А. В. и членом его семьи - Поморовой А. Н. право пользования жилым помещением - квартирой, расположенной по адресу: на условиях договора найма служебного жилого помещения. В судебном заседании представитель истцов Блинникова Ю.В. поддержала заявленные исковые требования. Пояснила, что они обращались в ФГУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» для заключения договора служебного найма. Им в этом отказывают, ссылаясь на то, что жилье передано муниципальным властям, и они не полномочны заключать договор на это жилье. Администрация Ингодинского района так же отказывается заключать договор. Поэтому с 2010года истцы проживают в квартире без регистрации, производят оплату за жилье отдельными квитанциями. Представитель ответчика Глушаков М.Н. просит в иске отказать. Поясняет, что жилое помещение передано в собственность городского округа в 2006году. Поэтому, оно утратило статус служебного и не может быть распределено в названном качестве. Как социальное оно не может быть предоставлено в связи с тем, что социальное жилье предоставляется только малообеспеченным лицам, состоящим на учете. Поэтому, Администрация Ингодинского района на которую возложены полномочия в части жилищного фонда городским округом, полагает, что за истцами не может быть признано право на это жилье ни как на служебное, ни как на социальное. Администрацией городского округа «Город Чита» так же представлено письменное возражение (л.д. ). ФГУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» своего представителя в суд не направило. Выслушав участников процесса, изучив собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению. Ранее судом было отказано в признании за истцами права пользования по договору социального найма (л.д. ) на том основании, что военнослужащий и члены его семьи имеет право на основании Закона «О статусе военнослужащих» ст. 15 на обеспечение его служебным жилым помещением. Оно было предоставлено в качестве служебного на основании соответствующего решения. Эта же позиция была поддержана представителем ФГУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения». Согласно п.5 ст.15 ФЗ РФ от 27.05.1998 г. « О статусе военнослужащих» в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей. Следовательно, за военнослужащими и членами их семей закреплено право на повторное заселение жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими и членами их семей и освободившихся в связи их выездом, реализация которого не ставится в зависимость от принадлежности жилых помещений к государственному жилищному фонду. Жилищный фонд в Российской Федерации, исходя из положений ст. 19 ЖК РФ, включает наряду с государственным жилищным фондом муниципальный жилищный фонд, принадлежащий на праве собственности муниципальным образованиям. При этом необходимо учитывать, что ФЗ РФ от 22.08.2004 г. № 122 -ФЗ « О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации...» не изменил положений ФЗ РФ « О статусе военнослужащих», закрепляющего право на повторное заселение. Таким образом, Федеральный закон от 27.05.1998 г. закрепляет особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в особом порядке обеспечения их жилыми помещениями, допускает возможность предоставления указанным лицами и членам их семей жилых помещений муниципального жилищного фонда, ранее предоставленных другим военнослужащим и членам их семей при освобождении ими данных жилых помещений в связи с выездом на другое место жительства ( Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за 2 квартал 2007 г., вопрос 7) При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что факт передачи спорной квартиры из государственной в муниципальную собственность не лишал ГУ «Читинская КЭЧ района» права на распределение этой квартиры по договору найма жилого помещения истцам в соответствии с решением жилищной комиссии. Таким образом, в судебном заседании установлено, что истцам спорное жилое помещение предоставлено на законном основании и, следовательно, они приобрели право пользования им. В Определении Конституционного суда РФ от 25.12.2003 №453-О указывается Военная служба, по смыслу статей 59 и 71 (пункт "т") Конституции Российской Федерации, представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обусловливает и особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам. В развитие названных конституционных положений Федеральный закон "О статусе военнослужащих" устанавливает основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривая механизм реализации ими права на жилище (статья 40 Конституции Российской Федерации), в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма жилого помещения. Жилищный фонд социального использования предназначен для удовлетворения потребностей граждан, нуждающихся в жилище. Осуществляя регулирование отношений, связанных с обеспечением функционирования и сохранения целевого назначения объектов жилищного фонда, законодатель, исходя из публичных целей и независимо от принадлежности жилищного фонда к государственной или муниципальной форме собственности, вправе установить специальный порядок их передачи (заселения) той или иной категории граждан, нуждающихся в социальной защите, в том числе военнослужащим. Это корреспондирует части второй статьи 6 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", согласно которой собственник недвижимости в жилищной сфере либо ее части имеет право в порядке, установленном законодательством, владеть, пользоваться и распоряжаться ею, в том числе сдавать в наем, аренду, отдавать в залог в целом и по частям, продавать, видоизменять, перестраивать или сносить, совершать иные действия, если при этом не нарушаются действующие нормы, жилищные, иные права и свободы других граждан, а также общественные интересы. Возлагая на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, другим военнослужащим и членам их семей, оспариваемые положения пункта 5 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" - в целях обеспечения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления и защита прав военнослужащих, - не исключают участие органов местного самоуправления в распределении таких жилых помещений, что призвано гарантировать правомочия муниципального образования как собственника жилья; при этом самостоятельность местного самоуправления в распоряжении муниципальной собственностью не нарушается. Однако несмотря на то, что содержание и использование муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросам местного значения, вопросы обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеют не только местное, но и общегосударственное значение, а потому должны решаться совместно государственными органами и органами местного самоуправления. Разрешение же вопроса о формах участия органов местного самоуправления в обеспечении жильем военнослужащих составляет прерогативу законодателя. Таким образом, учитывая право распределения жилого помещения органами военного управления военнослужащему, а так же правовой статус жилого помещения, предоставляемого военнослужащему, суд приходит к выводу, что истцы приобрели право пользования спорным жилым помещением на праве служебного найма. Это не нарушает права собственника жилья в связи с тем, что право распределения оставлено законодателем за органами военного управления, при этом жилое помещение предоставляется на условиях предусмотренных законодателем для данной категории – военнослужащего, как служебное. Отсутствие регистрации данного жилого помещения как служебного не может служить основанием для нарушения указанных требований ст. 15 Закона «О статусе военнослужащих». Кроме того, по этому поводу имеется сложившаяся судебная практика. Остальные доводы, указанные ответчиком и третьим лицом, не имеют правового значения для разрешения данного спора. Руководствуясь ст. ст. 194, 198ГПК РФ, суд Решил: Иск удовлетворить. Признать за Поморовым А. В. и членом его семьи - Поморовой А. Н. право пользования жилым помещением - квартирой, расположенной по адресу: на условиях договора найма служебного жилого помещения. Решение может быть обжаловано в месячный срок в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда с подачей жалобы через Ингодинский районный суд г. Читы. Судья: Шарков К.О.