Дело № 2-1137/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 23 июля 2012г. Ингодинский районный суд г. Читы в составе Председательствующего: судьи Шаркова К.О. При секретаре: Федоровой Д.С. С участием: Выскубовой С.А., Шарапова С.В., Рыбакова В.А. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Забайкальского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Забайкальскому краю» о возложении обязанности по совершению действий, УФСИН России по Забайкальскому краю о финансировании данных действий, Установил: Прокурор обратился с двумя исками к указанным ответчикам, которые объединены в единое производство. Так прокурор указывает, что во исполнение плана мероприятий прокуратуры Забайкальского края на первое полугодие 2012 года и требований приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2007 №, в период с 24.01.2012 по 01.02.2012 прокуратурой края проведена комплексная проверка исполнения федерального законодательства в Федеральном казенном учреждении «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Забайкальскому краю» (далее СИЗО-1), находящемся по адресу. Проверкой выявлены грубые длящиеся нарушения требований ст. 23 Федерального закона №103-Ф3 от 15.07.2995 (ред.от 03.12.2011) «О содержании под стражей подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений» (далее Закон) и п. 42 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных Приказом Минюста РФ от 14.10.2005 № 189 (ред. от 27.12.2010) (далее Правила) в части обеспечения всех камер СИЗО средствами радиовещания. Так, в соответствии со ст.23 Закона к материально-бытовому обеспечению подозреваемых и обвиняемых относится обеспечение всех камер средствами радиовещания. Пунктом 42 Правил установлено, что камеры СИЗО оборудуются радиодинамиком для вещания общегосударственной программы. В период с 03.11.2011 по настоящее время все камеры режимных корпусов СИЗО-1 радиодинамиками не оборудованы, для радиовещания используются радиоколонки, установленные в коридоре, которые не могут обеспечить одинаково хорошей слышимости во всех камерах учреждения. По представлению прокуратуры края от 03.11.2011, внесенному в адрес начальника УФСИН России по Забайкальскому краю по результатам предыдущей проверки 31.10.2011, эти нарушения не устраняются, что подтверждается справкой прокуратуры края о результатах контрольной проверки в СИЗО-1, информацией начальника отдела режима СИЗО-1 Д.Д.А. от 08.02.2012, свидетельствующие об отсутствии радиодинамиков в камерах режимных корпусов СИЗО-1. Администрацией СИЗО-1 требования федерального законодательства об обеспечении камер СИЗО радиодинамиками не соблюдаются, что нарушает права осужденных и подследственных в СИЗО-1 на информационное обеспечение. В соответствии со ст.9 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих наказание в виде лишения свободы» от 21.07.1993 № 5473-1 финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации. Согласно ст.11 этого же Закона учреждения, исполняющие наказания, отвечают по своим обязательствам, связанным с осуществлением собственной производственной деятельности, находящимися в их распоряжении денежными средствами. При недостаточности у учреждений, исполняющих наказания, денежных средств ответственность по их обязательствам несут соответствующие территориальные органы, а также федеральный орган уголовно-исполнительной системы (ст. 120 ГК РФ) - ФСИН России. Как установлено, ФКУ СИЗО-1 в настоящее время не занимается иной приносящей доход деятельностью, в связи с чем не имеет собственных средств, финансирование учреждения из Федерального бюджета на данные цели не производилось. В соответствии с п. 1.7. Устава о Федеральном казенном учреждении «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Забайкальскому краю», утвержденного Приказом Директора ФСИН России от 25.03.2011 №, учреждение является юридическим лицом. Кроме того, СИЗО-1 является учреждением с массовым пребыванием неопределенного круга лиц - осужденных и подследственных, содержащихся под стражей, состав и количество которых постоянно меняется, в связи с чем, невозможно определить, чьи конкретно права и интересы нарушаются, и привлечь их в процессе в качестве истцов не представляется возможным. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц. В соответствии со ст. 12 ГК РФ способом защиты является пресечение действий (бездействий), нарушающих права или создающих угрозу их нарушения. Согласно ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12,150 ГК РФ, ст. 45 ГПК РФ, просит : 1.Обязать администрацию Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Забайкальскому краю» в течение 3 месяцев установить во всех камерах радиодинамики для вещания общегосударственной программы. 2.0бязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний РФ по Забайкальскому краю профинансировать установку во всех камерах радиодинамиков для вещания общегосударственной программы. Аналогично прокурор указывает о несоответствии оконных рам предъявляемым к ним техническим требованиям и так же просит: 1. Обязать администрацию Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Забайкальскому краю» в месячный срок заменить на новые сгнившие оконные рамы в третьей секции столовой помещения, предназначенного для проживания осужденных, оставленных в СИЗО. 2.0бязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний РФ по Забайкальскому краю профинансировать замену сгнивших оконных рам в третьей секции столовой помещения, предназначенного для проживания осужденных, оставленных в СИЗО. В судебном заседании прокурор Выскубова С.А. исковые требования поддержала в полном объеме. Представители СИЗО-1 Шарапов С.В. и УФСИН по Забайкальскому краю и Рыбаков В.А. полагают исковые требования не обоснованными. Указывают, что прокурор может обращаться с исками в интересах неопределенного круга лиц. В данном случае круг осужденных, находящихся в указанных помещениях является определенным. Это отряд хозяйственного обеспечения из 111 человек. Они все известны. Представители документы, подтверждающее это. Так же полагают, что прокурор неверно толкует Пунктом 42 Правил о необходимости комплектования каждой камеры радиоточкой. Радио находится в некоторых камерах. Остальные камеры могут слышать радио, установленное в коридоре. Установка требует значительные денежные средства. С учетом не бережного отношения к имуществу осужденными, полагают это нецелесообразным. Так же полагают необоснованным требование по оконным рамам. Полагают, что они технически исправны. Представила фотографии. Так же указывают, что прокурор необоснованно ссылается на нормы ЖК РФ как на служебные жилые помещения. В СИЗО нет жилых помещений. Несмотря на то, что здание называется общежитием, оно таковым не является. Лица, находящиеся там, отбывают наказание. С ними не заключается договор найма. Представлены письменные возражения (л.д. ). Судом по делу привлечен распорядитель финансов ФСИН России. Поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя (л.д. ). Выслушав участников процесса, изучив собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению. Так, Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. Суд согласен с тем, что несмотря на то, что все находящиеся в СИЗО-1 лица могут быть определены, учитывая специфику отбывания наказания, помещения лиц под стражу, данный контингент постоянно меняется. Поэтому, прокурор вправе обращаться с требованием в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц. Тем более, необходимо учитывать особую специфику данного контингента и ответственность за него государства в связи с тем, что эти лица находятся там не по собственной воле, а по приговору суда, соответствующему постановлению суда и следственных органов. В данном случае имеет место социальная защита конкретной категории лиц, защита здоровья и прав лиц, ограниченных в свободе и ряде иных прав, что вытекает из закона. При таких обстоятельствах иск прокурора подлежит принятию и рассмотрению судом. В судебном заседании доказано, что не все камеры обеспечены радиоточками. Так, в соответствии со ст.23 Закона к материально-бытовому обеспечению подозреваемых и обвиняемых относится обеспечение всех камер средствами радиовещания. Пунктом 42 Правил установлено, что камеры СИЗО оборудуются радиодинамиком для вещания общегосударственной программы Пункт 13 Правил не противоречит названной норме. Толкование ответчиками данных требований недопустимо. Из названных норм следует, что радиоточки должны быть в камерах и в камерах должна быть качественная информация. Это является целью радиоточек. Довод прокурора о том, что нахождение радиоточек в коридоре не гарантирует надлежащее качество звука и доведения информации до лиц, находящихся в камерах. Суд пролагает, что это не только нарушает права лиц, содержащихся в камерах, гарантированных названными пунктами Правил содержания, но и не позволяет качественное и своевременное оповещение контингента, доведения до него неотложной информации и т.д., что необходимо с учетом специфики пенитенциарного заведения. Так же суд полагает, ответчиками не доказано надлежащее состояние рам указанных окон. Их неисправность, как и отсутствие радиоточек подтверждается актом проверки, а так же объяснением заместителя начальника ФКУ СИЗО-1 (л.д. ) указывающего, что фрамуги, переплеты, блоки сгнили. Ориентировочная стоимость ремонта составляет руб. Никакого акта или иного доказательства, говорящего о произведении ремонта, замени или иным образом устранении выявленных недостатков ответчиками не представлено. Из фотографий, которые представлены суду нельзя судить о состоянии рам, переплетов, блоков. Ссылка, в данном случае, в иске на п. 4.7.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, суд полагает допустимой. Несмотря на то, что указанный фонд СИЗО-1 не зарегистрирован в качестве жилого в связи с его специальным назначением, однако, сторонами не оспаривается, что лица, находящиеся в СИЗО фактически проживают там. Поэтому, обеспечение норм и правил проживания должно соответствовать не только нормам и приказам по пенитенциарной системе, но и, при отсутствии, регламентации ими, необходимо руководствоваться норма регламентирующими состояние объекта исходя из его целей, задач и назначения. Осужденные и иные лица, находящиеся в СИЗО-1 спят, работают, осуществляют прием пищи и т.д. в этих помещениях. Поэтому, несмотря на временность нахождения их там, данному контингенту должны быть обеспечены условия, соответствующие для названных целей (работы, сна, приема пищи и т.д.). Кроме того, согласно ст. 12ГК РФ прокурор вправе предъявить требования об устранении нарушений, совершении действий и т.д. Требование о замене или ремонте неисправных окон является общим независимо от цели и регистрации помещения. Окно должно быть исправным и отвечать целям и задачам окна. Прокурор не заявляет требования о приведении в соответствии именно того или иного СНиПА и т.д. Заявлено требование о замене на новые сгнившие оконные рамы, что отвечает требованиям разумности и направлено на защиту социальных прав, здоровья лиц, находящихся в СИЗО-1. Ответчики, так же ссылаются на отсутствие финансовых средств на эти цели, что не освобождает от исполнения обязанностей определенных федеральным законодательством. Это связано с защитой прав и интересов неопределенного круга лиц здоровья, безопасности, гарантий социальных прав осужденных, которые не могут выбирать себе место пребывания, условия отбывания наказания и ограниченные в ряде прав. Ответственность казенного предприятия предусмотрена ст. 56ГК РФ согласно которой, казенное предприятие и учреждение отвечают по своим обязательствам в порядке и на условиях, предусмотренных пунктом 5 статьи 113, статьями 115 и 120 настоящего Кодекса. П. 5 ст. 113ГК РФ указывает, что унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества. П.5 ст. 115ГК РФ предусматривает, что собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества. Абзац 4 ч. 2 ст. 120ГК РФ указывает, что частное или казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. Судом привлечен собственник имущества и распорядитель финансовых средств ФСИН России. Таким образом, при недостаточности средств СИЗО-1 и УФСИН по Забайкальскому краю обязанность по финансирования выполнения действий определенных судом возлагается на него. Руководствуясь ст.ст. 194, 198ГПК РФ, суд Решил: Иск удовлетворить. Обязать администрацию Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Забайкальскому краю» в течение 3 месяцев установить во всех камерах радиодинамики для вещания общегосударственной программы. 0бязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний РФ по Забайкальскому краю профинансировать установку во всех камерах радиодинамиков для вещания общегосударственной программы. Обязать администрацию Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Забайкальскому краю» в месячный срок заменить на новые (или произвести ремонт) сгнившие оконные рамы в третьей секции столовой помещения, предназначенного для проживания осужденных, оставленных в СИЗО. 0бязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний РФ по Забайкальскому краю профинансировать замену сгнивших оконных рам в третьей секции столовой помещения, предназначенного для проживания осужденных, оставленных в СИЗО. При недостаточности денежных средств у ФКУ СИЗО-1, УФСИН по Забайкальскому краю обязать ФСИН профинансировать указанные работы. Решение может быть обжаловано в месячный срок в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда с подачей жалобы через Ингодинский районный суд г. Читы. Судья: Шарков К.О.