Решение о признании незаконным бездействия налогового агента, обязании перечислить налог



Дело № 2-1270/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2 августа 2012 года г. Чита

Ингодинский районный суд г.Читы в составе:

председательствующего судьи Гречаниченко А.В.,

при секретаре Русиной Н.В.,

при участии:

помощника прокурора Ингодинского района г.Читы Вециной Т.А.,

представителя ответчика Нагибиной Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Ингодинского района г.Читы в интересах субъекта Российской Федерации – Забайкальского края в лице Министерства финансов Забайкальского края, муниципального образования – городского округа «Город Чита» в лице Комитета по финансам городского округа «Город Чита» к Краевому государственному учреждению «Производственно-хозяйственный центр образовательных учреждений Забайкальского края» (третье лицо – Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №2 по г.Чите) о признании незаконным бездействия налогового агента, обязании перечислить налог,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Ингодинского района г.Читы в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в Ингодинский районный суд г.Читы с уточненным в порядке статьи 39 ГПК РФ исковым заявлением к Краевому государственному учреждению «Производственно-хозяйственный центр образовательных учреждений Забайкальского края» (далее – ГУ ПХЦ, Учреждение) о признании незаконным бездействия налогового агента, выразившегося в неперечислении в бюджетную систему края в установленном законом порядке НДФЛ за 2009-2011 годы в сумме <данные изъяты> руб. Также прокурор просил обязать налогового агента перечислить в бюджетную систему Забайкальского края удержанный с работников НДФЛ по нормативу 80% - в бюджет края в сумме <данные изъяты> руб. и 20 % - в бюджет муниципального образования городской округ «Город Чита» в сумме <данные изъяты> руб. в срок до 01.01.2013.

Заявленные требования мотивированы тем, что по состоянию на 10.06.2012 КГУ ПХЦ имеет задолженность по НДФЛ за 2009-2011 годы в сумме <данные изъяты> руб. Ссылаясь на наличие обязанности Учреждения, с учетом положений ст.ст. 226, п.1, пп.1 п.3 ст.24, п.2 ст.258 НК РФ, исчислить, удержать и перечислить в соответствующий бюджет НДФЛ с дохода, полученного работниками предприятия в 2009-2011 годах, прокурор указывает на нарушение фактом неуплаты налога экономических интересов субъекта РФ и муниципального образованиям городской округ «Город Чита» на поступление в бюджетную систему установленных законом налоговых доходов.

Министерство финансов Забайкальского края и Комитет по финансам городского округа «Город Чита», а также третье лицо – Межрайонная инспекция ФНС России №2 по г.Чите – извещены о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, заявили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.

В судебном заседании районного суда участвующий в деле прокурор поддержал требования искового заявления.

Представитель Учреждения пояснил, что задолженность образовалась в связи с неисполнением обязательств контрагентами по оплате произведенных КГУ ПХЦ работ, указал, что в настоящее время рассматриваются иски Учреждения по взысканию дебиторской задолженности.

Исследовав материалы дела, заслушав прокурора и ответчика, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законным интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В письме заместителя прокурора Забайкальского края, адресованном прокурорам районов г.Читы, указано на то, что неперечисление налоговыми агентами в бюджет НДФЛ крайне негативно влияет на составление расчетов с бюджетом.

В настоящее время налоговым законодательством не предусмотрена обязанность по предоставлению в налоговым орган налоговых деклараций или расчета о суммах начисленного, удержанного и перечисленного в бюджет НДФЛ, в связи с чем у налогового органа отсутствует возможность предъявить ко взысканию суммы недоимки в порядке статей 45-47 НК РФ, поскольку принудительная процедура взыскании применяется только в отношении налогов, заявленных в налоговых декларациях, либо доначисленных по результатам выездных налоговых проверок.

Из материалов дела усматривается, что налоговым агентом – Учреждением – представлены сведения о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ по сумме налога, удержанного с суммы годового дохода: за 2009 год – <данные изъяты> руб., за 2010 год – <данные изъяты> руб., за 2011 год – <данные изъяты> руб. (реестр сведений – л.д.<данные изъяты>).

При этом уплата недоимки произведена: в сумме <данные изъяты> руб. (за 2010 год), <данные изъяты> руб. (без указания периода) и <данные изъяты> (без указания периода) (реестр - л.д. <данные изъяты>, платежные поручения – л.д. <данные изъяты>).

Учреждение в силу положений п.1 ст.226 Налогового кодекса Российской Федерации несет обязанности налогового агента по исчислению, удержанию у налогоплательщика и уплате НДФЛ как лицо, от которого или в результате отношений с которым налогоплательщик получил доходы, указанные в п.2 ст.226 НК РФ.

Пунктом 2 ст. 226 ГК РФ предусмотрено, что исчисление сумм и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 214.1, 214.3, 214.4, 214.5, 227, 227.1 и 228 настоящего Кодекса с зачетом ранее удержанных сумм налога.

В силу п. 6 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.

В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, - для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, - для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды.

НДФЛ Учреждением исчислен, споров по сумме не имеется, удержан с налогоплательщиков, однако в бюджет в полном объеме не уплачен.

Таким образом, Учреждением не исполнения предусмотренная НК РФ обязанность налогового агента по перечислению в бюджет суммы НДФЛ не исполнена.

Учреждение сумму задолженности в размере <данные изъяты> руб. не оспаривает.

Факт неуплаты налога Учреждение объясняет значительной дебиторской задолженностью, после взыскания которой, в том числе в судебном порядке, намеревается погасить недоимку по НДФЛ.

Указанное обстоятельство не опровергает наличие обязанности по уплате налога в полном объеме.

С учетом того, что действия по уплате налога могут быть совершены только ответчиком, судом устанавливается в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

При этом разъясняется, что согласно части 2 статьи 206 ГПК РФ решение суда, обязывающее организацию совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования заместителя прокурора Ингодинского района г.Читы в интересах субъекта Российской Федерации – Забайкальского края в лице Министерства финансов Забайкальского края, муниципального образования – городского округа «Город Чита» в лице Комитета по финансам городского округа «Город Чита» удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Краевого государственного учреждения «Производственно-хозяйственный центр образовательных учреждений Забайкальского края» как налогового агента, выразившееся в неперечислении в бюджетную систему края в установленном законом порядке НДФЛ за 2009-2011 годы в сумме <данные изъяты> руб.

Обязать Краевое государственное учреждение «Производственно-хозяйственный центр образовательных учреждений Забайкальского края» как налогового агента в срок до 1 января 2013 года перечислить в бюджетную систему Забайкальского края удержанный НДФЛ по нормативу 80 % - в бюджет края в сумме <данные изъяты> руб., и 20 % - в бюджет муниципального образования городской округ «Город Чита» в сумме <данные изъяты> руб.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ингодинский районный суд г.Читы.

Судья А. В. Гречаниченко

Мотивированное решение суда составлено 2 августа 2012 года