Решение о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки



Дело № 2-1282/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3 августа 2012 года г. Чита

Ингодинский районный суд г.Читы в составе:

председательствующего судьи Гречаниченко А.В.,

при секретаре Никитиной Т.П,

при участии:

помощника прокурора Ингодинского района г.Читы Вециной Т.А.,

представителя ответчика – Администрации Ингодинского административного района городского округа «Город Чита» - Глушакова М.Н.,

третьего лица – Туксанова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Ингодинского района г.Читы в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Ингодинского административного района городского округа «Город Чита», Администрации городского округа «Город Чита» (третье лицо – Туксанов А.А.) о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Ингодинского района г.Читы в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в Ингодинский районный суд г.Читы с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Ингодинского административного района городского округа «Город Чита», Администрации городского округа «Город Чита» о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки твердых бытовых и строительных отходов (собрать, вывезти и утилизировать находящиеся на свалке отходы), расположенные в районе улиц <адрес> на неогражденных земельных участках и вдоль грунтовой дороги территории кооператива индивидуальных застройщиков <данные изъяты> в течение 2 недель с момента вступления решения суда в законную силу.

Заявленные требования мотивированы тем, что в указанном районе на земельных участках, предоставленных в конце 2011 - 1 полугодии 2012 года гражданам, относящимся к льготной категории (многодетные семьи, семьи, имеющие детей-инвалидов, одинокие матери, граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий), имеются несанкционированные свалки твердых бытовых и строительных отходов, в связи с чем граждане не могут приступить к строительству домов на этих земельных участках. Бездействие органов местного самоуправления, обязанных своевременно принимать меры по их выявлению и ликвидации свалок, нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду, охрану их здоровья, а также права граждан льготной категории, которым предоставлены эти участки и которые не имеют финансовых средств для вывоза и ликвидации свалок.

В судебном заседании районного суда участвующий в деле прокурор поддержал требования искового заявления.

Представитель Администрации Ингодинского административного района городского округа «Город Чита» указал на необоснованность заявления администрации района в качестве ответчика, поскольку полномочия по ликвидации свалок в ее компетенцию не входят, в том числе в связи с тем, что собственность на данные земельные участки не разграничена. Кроме того, полагал, что ликвидация свалки может осуществляться собственниками участков самостоятельно.

Третье лицо – Туксанов А.А. в судебном заседании пояснил, что при выделении гражданам льготной категории земельных участков об экологическом и санитарном состоянии предоставляемых участков им не сообщалось. На данный момент прошел значительный (для целей строительства жилых домов) период с момента выделения участков, но члены кооператива не могут приступить к строительству в связи с наличием на земельных участках свалок. Средств для самостоятельной ликвидации свалок у собственников участков не имеется.

Администрация городского округа «Город Чита» о месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом, представителя для участия в судебное заседание не направила. Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя надлежащим образом извещенного лица в порядке части 3 статьи 167 ГПК РФ.

Исследовав материалы дела, заслушав прокурора и ответчика, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законным интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Как видно из материалов дела, председатель кооператива индивидуальных застройщиков «<данные изъяты> Туксанов А.А. обратился в администрацию городского округа «Город Чита» с заявлением по вопросу образования несанкционированной свалки на земельных участках, предоставленных льготным категориям граждан для постройки жилья.

После получения ответа о необходимости очистки участков от мусора за счет собственников, Туксанов А.А. обратился в прокуратуру района.

Помощником прокурора Ингодинского района г.Читы в связи с проведением проверки по обращению Туксанова А.А. обследованы земельные участки КИЗ «<данные изъяты> расположенные в районе улиц <адрес>, установлено, что только на одном земельном учатске построен жилой дом, несколько участков огорожено. На большинстве земельных участков, не имеющих ограждения, а также вдоль грунтовой дороги, проходящей по территории кооператива, установлено наличие несанкционированных свалок твердых бытовых и строительных отходов (битый кирпич, шифер, картонная тара, бутылки, песок, зола, остатки бетонных плит и ограждений и т.п.). Фактически свалки образовались давно, многие из них поросли сорняками, очистка территории и вывоз мусора давно не осуществляется.

В материалы дела представлены фотографии свалок в подтверждение установленных в ходе проверки обстоятельств.

По итогам проверки заместителем прокурора составлено рассматриваемое исковое заявление.

Материалами дела подтвержден факт наличия несанкционированных свалок на территории улиц <адрес>, где расположен кооператив индивидуальных застройщиков «<данные изъяты>».

На основании ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Данное право также закреплено в п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", абз. 2 ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

В силу ст. 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", с учетом положений ч. 1 ст. 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", регулирующей отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

Положениями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (ч. 3 ст. 8). Кроме того, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (ч.1 ст.13).

В соответствии с п.п. 24, 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения отнесены организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организация благоустройства и озеленения территории городского округа.

Таким образом, обязанность по установлению указателей с наименованиями улиц и номерами домов возложена на органы местного самоуправления.

Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

В пункте 26 Устава городского округа «Город Чита», принятого Решением Думы городского округа "Город Чита" от 08.12.2011 N 243, установлена соответствующая компетенция и полномочия органа местного самоуправления определены. Так, определено, что к вопросам местного значения городского округа относятся организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Согласно пунктам 1.1, 2.1 Положения об администрации городского округа "Город Чита", утв. Решением Думы городского округа "Город Чита" от 25.12.2008 N 241, администрация городского округа "Город Чита" является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа "Город Чита", осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения, отнесенные Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими федеральными законами и Уставом городского округа "Город Чита" к ведению органов местного самоуправления, за исключением полномочий, отнесенных федеральными и краевыми законами, Уставом городского округа "Город Чита" к ведению представительного и иных органов местного самоуправления.

Соответственно, требования прокурора, заявленные к ответчику – администрации городского округа «Город Чита», признаются обоснованными.

На основании абзаца 2 статьи 2 Положения об администрации Ингодинского административного района городского округа "Город Чита" в новой редакции, утв. Решением Думы городского округа "Город Чита" от 13.10.2011 N 201, администрация района является территориальным органом администрации городского округа, реализует полномочия администрации городского округа по решению вопросов местного значения и по выполнению переданных отдельных государственных полномочий на территории Ингодинского административного района городского округа.

Абзацем 21 статьи 8 указанного Положения к полномочиям администрации района отнесена ликвидация несанкционированных свалок на территории района в пределах средств, утвержденных в бюджете городского округа согласно смете доходов и расходов.

Таким образом, указание в качестве второго ответчика администрации Ингодинского административного района городского округа «Город Чита» также является правомерным и требования к нему также подлежат удовлетворению.

Довод ответчика – администрации Ингодинского административного района городского округа «Город Чита» об отсутствии у нее полномочий на ликвидацию свалок опровергаются изложенными положениями нормативных актов.

То обстоятельство, что собственность на земельные участки не разграничена, и полномочия по распоряжению ими возложены на Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, не свидетельствует об отсутствии обязанности органов местного самоуправления ликвидировать свалку, поскольку участки находятся в границах городского округа «Город Чита» (Ингодинский административный район).

Довод ответчика – администрации района – о том, что ликвидация свалок должна осуществляться собственниками земельных участков КИЗ «<данные изъяты> самостоятельно, отклоняется. Указанный довод отражен также в ответе помощника мэра города Читы по благоустройству от 08.06.2012.

Так, исходя из материалов прокурорской проверки, в том числе представленных фотографий, свалка твердых бытовых и строительных отходов в названном районе существует значительный период времени. Вместе с тем, земельные участки были предоставлены гражданам только в конце 2011 – начале 2012 года. Соответственно, обязанность по очистке данной территории не исполнялась ответчиками своевременно, и оснований для возложения этой обязанности на граждан, получивших земельные участки, не имеется. К рассматриваемому конкретному случаю не применим п.3.1 во взаимосвязи с п.3.4 Правил благоустройства территории городского округа "Город Чита", принятых Решением Думы городского округа "Город Чита" от 20.12.2007 N 223, возлагающий удаление отходов за счет лиц, являющихся собственниками земельных участков.

При этом учитывается, что члены КИЗ «<данные изъяты> относятся к льготной категории граждан и средств и возможности для самостоятельной очистки территории и ликвидации свалок не имеют.

С учетом того, что спорные действия могут быть совершены только ответчиками – администрацией городского округа «Город Чита» и администрацией Ингодинского административного района городского округа «Город Чита», судом устанавливается в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

При этом разъясняется, что согласно части 2 статьи 206 ГПК РФ решение суда, обязывающее организацию совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования заместителя прокурора Ингодинского района г.Читы в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа «Город Чита», Администрации Ингодинского административного района городского округа «Город Чита» о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку удовлетворить.

Обязать Администрацию городского округа «Город Чита» и Администрацию Ингодинского административного района городского округа «Город Чита» в течение 2 недель с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированные свалки твердых бытовых и строительных отходов (собрать, вывезти и утилизировать находящиеся на свалке отходы), расположенные в районе улиц <адрес> на неогражденных земельных участках и вдоль грунтовой дороги территории кооператива индивидуальных застройщиков «<данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня оглашения путем подачи апелляционной жалобы через Ингодинский районный суд г.Читы.

Судья А. В. Гречаниченко