Дело № 2-1264/2012 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2 августа 2012 года г. Чита Ингодинский районный суд г.Читы в составе: председательствующего судьи Гречаниченко А.В., при секретаре Русиной Н.В., при участии: помощника прокурора Ингодинского района г.Читы Вециной Т.А., представителя ответчика – Администрации Ингодинского административного района городского округа «Город Чита» - Глушакова М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Ингодинского района г.Читы в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Ингодинского административного района городского округа «Город Чита», Администрации городского округа «Город Чита» о возложении обязанности установить указатели (таблички) с номерами домов и наименованиями улиц, УСТАНОВИЛ: Заместитель прокурора Ингодинского района г.Читы в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в Ингодинский районный суд г.Читы с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Ингодинского административного района городского округа «Город Чита», Администрации городского округа «Город Чита» о возложении обязанности установить: указатели (таблички) с номерами домов и наименованиями улиц на домах № и № по <адрес> и на домах № и № в <адрес> в г.Чита; указатель (табличку) с номером дома на <адрес> в г.Чита. Заявленные требования мотивированы тем, что ответчиками не исполнена обязанность по установлению указателей (табличек) на названных домах, что нарушает право граждан на охрану здоровья, защиту жизни, здоровья и имущества от пожара, на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища, поскольку препятствует своевременному оказанию скорой медицинской помощи, своевременное прибытие на место пожара подразделений пожарной охраны, указанию на точное место совершения преступления, а также является нарушением п.3.5.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, п.6.4 Положения о наименовании и переименовании улиц, площадей и других административно-территориальных объектов в городском округе "Город Чита", принятого Решением Думы городского округа "Город Чита" от 27.04.2006 N 72 (ред. от 01.07.2010), абз.19,20 ст.8 Положения об администрации Ингодинского административного района городского округа "Город Чита" в новой редакции, утв. Решением Думы городского округа "Город Чита" от 13.10.2011 N 201. В судебном заседании районного суда участвующий в деле прокурор поддержал требования искового заявления. Представитель Администрации Ингодинского административного района городского округа «Город Чита» указал на необоснованность заявления администрации района в качестве ответчика, поскольку полномочиями муниципального образования на установление указателей улиц и домов районная администрация не наделена, а компетентна действовать лишь в рамках переданных ей конкретных обязанностей, в число которых спорные действия не входят. Администрация городского округа «Город Чита» о месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом, представителя для участия в судебное заседание не направила, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя. Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя надлежащим образом извещенного лица в порядке части 5 статьи 167 ГПК РФ. В представленном отзыве на исковое заявление заявлено о несогласии с требованиями иска, со ссылками на полномочия администрации города только присваивать наименования улицам и устанавливать нумерацию домов. Исследовав материалы дела, заслушав прокурора и ответчика, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законным интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Помощником прокурора Ингодинского района г.Читы в связи с проведением проверки соблюдения прав граждан обследованы жилые дома № и № по улице <адрес> и дома №, №, № в <адрес> в г.Чита. В ходе проверки установлено, что на домах № и № по улице <адрес>, №, №, в <адрес> отсутствуют (таблички) с номерами домов и наименованиями улиц, а на доме № в <адрес> в г.Чита отсутствует табличка с номером дома. В материалы дела представлены фотографии домов в подтверждение установленных в ходе проверки обстоятельств. По итогам проверки заместителем прокурора составлено рассматриваемое исковое заявление. В соответствии с пунктом 25 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся в том числе: организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм). Согласно пункту 3.5.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 на фасадах жилых зданий домов в соответствии с проектом, утвержденным городской (районной) архитектурной службой, размещаются указатели наименования улицы, переулка, площади и пр. Указанные Правила определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности, проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию жилых домов и являются обязательными для исполнения органами местного самоуправления (пункт 1.1 Правил). Таким образом, обязанность по установлению указателей с наименованиями улиц и номерами домов возложена на органы местного самоуправления. Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. В целях установления единых правил наименований административно-территориальных объектов на территории городского округа "Город Чита" Решением Думы городского округа "Город Чита" от 27.04.2006 N 72 принято Положение о наименовании и переименовании улиц, площадей и других административно-территориальных объектов в городском округе "Город Чита", пунктом 6.4 которого (в ред. от 01.07.2010) установлено, что Комитет жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа "Город Чита" обеспечивает изготовление и установку уличных и домовых указателей, памятных и информационных досок, табличек, ориентирующих надписей в соответствии с принятыми стандартами и нормами за счет средств бюджета городского округа "Город Чита", предусматриваемых по Целевой статье бюджетной классификации «Благоустройство». Соответственно, установлена обязанность муниципального образования - городского округа «Город Чита» в лице Комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа "Город Чита" по установке указателей с номерами домов и наименованиями улиц в городском округе «Город Чита». Материалами дела подтвержден факт отсутствия указателей на домах в соответствии с просительной частью заявления. Согласно пунктам 1.1, 2.1 Положения об администрации городского округа "Город Чита", утв. Решением Думы городского округа "Город Чита" от 25.12.2008 N 241, администрация городского округа "Город Чита" является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа "Город Чита", осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения, отнесенные Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими федеральными законами и Уставом городского округа "Город Чита" к ведению органов местного самоуправления, за исключением полномочий, отнесенных федеральными и краевыми законами, Уставом городского округа "Город Чита" к ведению представительного и иных органов местного самоуправления. Соответственно, требования прокурора, заявленные к ответчику – администрации городского округа «Город Чита», признаются обоснованными. Доводы ответчика – администрации городского округа «Город Чита» об отсутствии у нее полномочий на установление указателей (табличек) с номерами домов опровергаются изложенными положениями нормативных актов. Вместе с тем, обязанность по установлению указателей (табличек) с номерами домов и наименованиями улиц не может быть возложена на администрацию Ингодинского административного района городского округа «Город Чита» по следующим основаниям. На основании абзаца 2 статьи 2 Положения об администрации Ингодинского административного района городского округа "Город Чита" в новой редакции, утв. Решением Думы городского округа "Город Чита" от 13.10.2011 N 201, администрация района является территориальным органом администрации городского округа, реализует полномочия администрации городского округа по решению вопросов местного значения и по выполнению переданных отдельных государственных полномочий на территории Ингодинского административного района городского округа. Абзацами 20, 21 указанного Положения предусмотрено, что администрация района имеет право: осуществлять контроль за наличием и состоянием аншлагов на территории района; осуществлять благоустройство и озеленение, ликвидацию несанкционированных свалок на территории района в пределах средств, утвержденных в бюджете городского округа согласно смете доходов и расходов. Из изложенного следует, что администрация района полномочна лишь контролировать наличие и состояние указателей (табличек) с номерами домов и наименованиями улиц, однако в ее компетенцию не входит их изготовление и установка. Таким образом, оснований для возложения обязанности установить указатели (таблички) на администрацию Ингодинского административного района не имеется. С учетом того, что спорные действия могут быть совершены только ответчиком – администрацией городского округа «Город Чита», судом устанавливается в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. При этом разъясняется, что согласно части 2 статьи 206 ГПК РФ решение суда, обязывающее организацию совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковые требования заместителя прокурора Ингодинского района г.Читы в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа «Город Чита» о возложении обязанности установить указатели (таблички) с номерами домов и наименованиями улиц удовлетворить. Обязать Администрацию городского округа «Город Чита» установить: указатели (таблички) с номерами домов и наименованиями улиц на домах № и № по улице <адрес> и на домах № и № в <адрес> в г.Чита; указатель (табличку) с номером дома на доме № в <адрес> в г.Чита. В удовлетворении исковых требований к Администрации Ингодинского административного района городского округа «Город Чита» отказать. Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ингодинский районный суд г.Читы. Судья А. В. Гречаниченко Мотивированное решение суда составлено 2 августа 2012 года