Дело № 2-753/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 05 июня 2012 года г. Чита Ингодинский районный суд г. Читы в составе: Председательствующего: судьи Процкой Т.В. при секретаре: Спиридович Д.Э. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ингодинского района г. Читы в интересах неопределенного круга лиц к ГУК «Забайкальский государственный театр кукол «Тридевятое царство», Департаменту государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, Министерству культуры Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о понуждении к действиям, УСТАНОВИЛ: Прокурор обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, ссылаясь на следующие обстоятельства. Прокурорской проверкой исполнения законодательства о социальной защите инвалидов, установлено, что в ГУК «Забайкальский государственный театр кукол «Тридевятое царство» состояние пешеходной дорожки на пути к зданию театра в неудовлетворительном состоянии, имеются перепады, неровности. Отсутствует стоянка (парковка) для специальных автотранспортных средств инвалидов. Перила расположены не по всей длине пандуса. Высота порогов у входных дверей здания около 10 см., превышает допустимую норму (не более 2,5 см.). В помещении отсутствует специализированный санузел для инвалидов. Просит обязать ГУК «Забайкальский государственный театр кукол «Тридевятое царство», Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края произвести работы по адресу: <адрес> установить перила по всей длине пандуса крыльца на входе в здание в соответствии с ГОСТ Р 51261; оборудовать приспособленный для инвалидов санузел (уборную с универсальной кабиной); уменьшить высоту порога у входных дверей здания в соответствии со СНиП 35-01-2001, установив высоту порога не более 2,5 см. Определением суда к участию в дело были привлечены: в качестве ответчиков Министерство культуры Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края. Согласно уточненным требованиям от 30 мая 2012 года прокурор просит: обязать ГУК «Забайкальский государственный театр кукол «Тридевятое царство» установить перила по всей длине пандуса крыльца на входе в здание в соответствии с ГОСТ Р 51261; оборудовать приспособленный для инвалидов санузел (уборную с универсальной кабиной); уменьшить высоту порога у входных дверей здания в соответствии со СНиП 35-01-2001, установив высоту порога не более 2,5 см. Возложить на Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, Министерство культуры Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края обязанности произвести финансирование работ (выделить субсидию). В ходе судебного заседания участвующий в деле прокурор доводы иска поддержал в части, от исковых требований по обязанию ответчиков оборудовать приспособленный для инвалидов санузел (уборную с универсальной кабиной) и произвести финансирование работ (выделить субсидию) на эту работу отказался. Определением Ингодинского районного суда г. Читы от 05.06.2012 производство в этой части иска прекращено. Представитель Министерства финансов Забайкальского края иск не признал, просил отказать, представив отзыв на иск. Представители ответчиков ГУК «Забайкальский государственный театр кукол «Тридевятое царство», Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, Министерства культуры Забайкальского края надлежаще извещенные о месте и времени рассмотрения дела не явились, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие. В ходе судебного следствия представители ответчиков иск не признали, представитель Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края представил отзыв на иск. Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 296 Гражданского кодекса РФ учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества. Согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. По делу установлено, что здание по адресу: <адрес>, расположен ГУК «Забайкальский государственный театр кукол «Тридевятое царство», числится в реестре государственного имущества Забайкальского края, за театром закреплено здание на праве оперативного управления (л.д. ). В соответствии со ст. 15 ФЗ от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). К объектам инженерной и социальной инфраструктур относятся: жилые, административные, производственные, общественные здания, строения, сооружения, спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные организации и учреждения, жилищно-коммунальные организации, а также иные организации и учреждения, оказывающие гражданам социальные и бытовые услуги. Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов по согласованию с общественными объединениями инвалидов должны осуществляться меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Согласно ст. 2 Градостроительного кодекса РФ обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения является одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности. В соответствии с п. 1.4 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» проектные решения объектов, доступных для МГН, должны обеспечивать: досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения, а также мест проживания, обслуживания и приложения труда; своевременное получение МГН полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и учебном процессе и т.д.; удобство и комфорт среды жизнедеятельности. Согласно п. 3.13 СНиП 35-01-2001 в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для инвалидов, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.При ширине лестниц на основных подходах к зданию 2,5 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные поручни. Входная площадка при входах, доступных МГН, должна иметь: навес, водоотвод, а в зависимости от местных климатических условий - подогрев, что устанавливается заданием на проектирование. Поверхности покрытий входных площадок и тамбуров должны быть твердыми, не допускать скольжения при намокании и иметь поперечный уклон в пределах 1 - 2% (п.3.14) Лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема (п.3.9). Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. Следует предусматривать бортики высотой не менее 0,05 м по продольным краям маршей пандусов (п.3.31). Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни пандусов следует, как правило, располагать на высоте 0,7 и 0,9м, у лестниц - на высоте 0,9 м (п.3.32). По делу установлено, что в ходе проверки соблюдения законодательства об обеспечении прав маломобильных групп населения на доступность мест общего пользования, проведенной прокуратурой Ингодинского района г. Читы, установлено, что в здании, в котором расположен театр, по адресу: <адрес> условия инвалидам для удовлетворения минимальных потребностей, в частности, беспрепятственного доступа в здание театра, условия для нормального пребывания в театре и получение услуг, не созданы - на территории театра состояние пешеходной дорожки на пути к зданию в неудовлетворительном состоянии, имеются перепады, неровности. Отсутствует стоянка (парковка) для специальных автотранспортных средств инвалидов. Перила расположены не по всей длине пандуса. Высота порогов у входных дверей здания около 10 см., превышает допустимую норму (не более 2,5 см.). Данные обстоятельства подтверждены имеющимися в деле доказательствами и не оспаривались участвующими в деле лицами. Изложенное свидетельствуют об отсутствии обеспечения в полной мере доступности театра и оказываемых им услуг для маломобильных групп населения. Суд соглашается с доводом прокурора о том, что обращение с указанным иском в суд является способом защиты прав неопределенного круга лиц, поскольку установленное судом нарушение законодательства в свою очередь, посягает на право инвалидов на беспрепятственное пользование объектами социальной инфраструктуры, на социальную реабилитацию и достижение ими равных с другими гражданами возможностей в реализации своих прав. ГУК «Забайкальский государственный театр кукол «Тридевятое царство» в судебное заседание не представлены доказательства, свидетельствующие об отсутствии вышеназванных нарушений или об их устранении в настоящее время. При этом суд находит обоснованными доводы представителей ГУК «Забайкальский государственный театр кукол «Тридевятое царство» изложенных в ходе судебного следствия о том, что исполнение обязанности произвести работы возможно только при достаточном финансировании. Недостаточность финансирования ГУК «Забайкальский государственный театр кукол «Тридевятое царство» не может освобождать ответчика выполнять требования ГОСТ Р 51261, СНиП 35-01-2001. Однако, учредителями ГУК «Забайкальский государственный театр кукол «Тридевятое царство» являются Министерство культуры Забайкальского края и Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (1.4 Устава). Согласно п.4.3 Устава ГУК «Забайкальский государственный театр кукол «Тридевятое царство» источниками формирования имущества и финансовых ресурсов являются: средства бюджета Забайкальского края; имущество, закрепленное за Учреждением на праве оперативного управления учреждением или приобретенное за счет средств выделенных учреждением; имущество, приобретенное учреждением по договорам и иным основаниям за счет средств от приносящей доход деятельности; доходы, полученные от приносящей доход деятельности, разрешенной Учреждению; добровольные взносы организаций и граждан; иные источники в соответствии с законодательством РФ. Финансовое обеспечение выполнения государственного задания учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (п.4.14 Устава). Финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за учреждением учредителем или приобретенных Учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки (п.4.15 Устава). В соответствии с п.12 Постановления Правительства Забайкальского края №30 от 08.02.2012 финансовое обеспечение выполнения государственного задания государственным бюджетным учреждением или государственным автономным учреждением осуществляется в виде субсидии из бюджета Забайкальского края (далее - субсидия). Изменение объема субсидии, предоставленной государственному бюджетному или государственному автономному учреждению на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного задания. При таком положении надлежит обязать Министерство культуры Забайкальского края, Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края профинансировать в полном объеме установку перил по всей длине пандуса крыльца на входе в здание в соответствии с ГОСТ Р51261 и уменьшение высоты порога у входных дверей здания театра до 2,5 см, в соответствии со СНиП 35-01-2001, в удовлетворении исковых требований к Министерству финансов Забайкальского края надлежит отказать за необоснованностью. Требования прокурора подлежат удовлетворению в части, при этом срок исполнения обязанности суд не устанавливает, поскольку проведение ряда работ требует финансирование, которое не может быть срочно осуществлено. Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск удовлетворить в части. Обязать ГУК «Забайкальский государственный театр кукол «Тридевятое царство» произвести работы в здании театра кукол по адресу: <адрес> - установить перила по всей длине пандуса крыльца на входе в здание в соответствии с ГОСТ Р51261; -уменьшить высоты порога у входных дверей здания театра, в соответствии со СНиП 35-01-2001, установив высоту порога не более 2,5 см. Обязать Министерство культуры Забайкальского края, Департаменту государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края профинансировать в полном объеме установку перил по всей длине пандуса крыльца на входе в здание в соответствии с ГОСТ Р51261 и уменьшение высоты порога у входных дверей здания театра до 2,5 см, в соответствии со СНиП 35-01-2001. В удовлетворении остальной части исковых требований прокурора Ингодинского района г. Читы отказать. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Забайкальский краевой суд через Ингодинский районный суд г.Читы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, исчисляя с 13 июня 2012 года. Судья Процкая Т.В.