Дело № 2-1364/2012 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 23 августа 2012 года г. Чита Ингодинский районный суд г.Читы в составе: председательствующего судьи Гречаниченко А.В., при секретаре Бахметьевой А.В., при участии: помощника прокурора Ингодинского района г.Читы Вециной Т.А., представителя администрации Ингодинского административного района городского округа «Город Чита» Гильванова Б.Н., представителя ООО «Лидер» Говорковой Н.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Ингодинского района г.Читы в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ингодинского административного района городского округа «Город Чита», администрации городского округа «Город Чита», Обществу с ограниченной ответственностью «Лидер» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности совершить действия, УСТАНОВИЛ: Заместитель прокурора Ингодинского района г.Читы в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в Ингодинский районный суд г.Читы с исковым заявлением к администрации Ингодинского административного района городского округа «Город Чита», администрации городского округа «Город Чита» о возложении обязанности ликвидировать свалку, расположенную на придомовой территории жилого дома <адрес> в г. Чите и установить сборник для твердых бытовых отходов по указанному адресу. Заявленные требования мотивированы тем, что неисполнение ответчиками своих обязанностей по выявлению свалок, очистке данной территории и вывозу мусора нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания, охрану их здоровья. В судебном заседании районного суда участвующий в деле прокурор поддержал требования искового заявления. Кроме того, представлен отказ от исковых требований в части признания незаконным бездействия и возложения обязанности по ликвидации свалки в связи с фактическим исполнением ООО «Лидер» этой обязанности. Отказ от иска принят судом и в указанной части требований производство по делу прекращено с вынесением соответствующего определения. В судебном заседании представитель Администрации Ингодинского административного района городского округа «Город Чита» указал на необоснованность заявления администрации района в качестве ответчика, поскольку обязанности по установлению сборника для твердых бытовых отходов на придомовой территории администрация района не несет, такими полномочиями обладает управляющая организация – ООО УК «Лидер». Администрация городского округа «Город Чита» представила отзыв на исковое заявление. Не соглашаясь с исковыми требованиями, администрация городского округа ссылается на наличие обязанности управляющей организации осуществлять установку сборников для твердых отходов; на отсутствие возможности предусмотреть при формировании бюджета муниципального образования расходы на уборку придомовых территорий; на выполнение администрацией своей организационной обязанности путем определения управляющей организации. Администрация городского округа «Город Чита» о месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом, представителя для участия в судебное заседание не направила, заявив ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя надлежащим образом извещенного лица в порядке части 5 статьи 167 ГПК РФ. Исследовав материалы дела, заслушав прокурора и ответчика, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законным интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Как видно из материалов дела, жилой дом, располагающийся по адресу: г.Чита, <адрес> передан в управление ООО «Лидер» распоряжением председателя комитета по управлению имуществом администрации городского округа «Город Чита» от 26.02.2008 №44. В обращении жильцов названного дома в прокуратуру района, в числе прочих фактов, указано на отсутствие контейнера для бытовых отходов возле дома. 20 июля 2012 года помощником прокурора Ингодинского района г.Читы проведена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства по указанному адресу. В материалы дела представлены фототаблицы, подтверждающие отсутствие контейнера для сбора бытовых отходов на придомовой территории дома <адрес> в г.Чите. По итогам проверки заместителем прокурора составлено рассматриваемое исковое заявление. На основании ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Данное право также закреплено в п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", абз. 2 ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". В силу ст. 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", с учетом положений ч. 1 ст. 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. В соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", регулирующей отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. Положениями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (ч. 3 ст. 8). Кроме того, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (ч.1 ст.13). Основные положения, которые следует строго соблюдать для обеспечения санитарного состояния территорий населенных мест (улиц, площадей, парков, скверов и других мест общественного пользования, проездов внутри микрорайонов и кварталов), а также жилых и гражданских зданий, содержатся в Санитарных правилах содержания территорий населенных мест СанПин 42-12804690-88, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР, зам. Министра здравоохранения СССР 05.08.1988 N 4690-88 (далее – Правила). Пунктом 1.2. Правил предусмотрено, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта). Разделом 2 Правил регламентирован порядок сбора твердых, жидких бытовых и пищевых отходов. Пункт 2.1.1 в частности, устанавливает, что объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха. Пунктом 2.2.2 Правил установлено, что для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники. В соответствии с п.п. 24, 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения отнесены организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организация благоустройства и озеленения территории городского округа. Таким образом, обязанность организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов возложена на органы местного самоуправления. Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. В пункте 26 статьи 5 Устава городского округа «Город Чита», принятого Решением Думы городского округа «Город Чита» от 08.12.2011 N 243, установлена соответствующая компетенция и полномочия органа местного самоуправления определены. Так, определено, что к вопросам местного значения городского округа относятся организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Согласно пунктам 1.1, 2.1 Положения об администрации городского округа "Город Чита", утв. Решением Думы городского округа "Город Чита" от 25.12.2008 N 241, администрация городского округа "Город Чита" является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа "Город Чита", осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения, отнесенные Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими федеральными законами и Уставом городского округа "Город Чита" к ведению органов местного самоуправления, за исключением полномочий, отнесенных федеральными и краевыми законами, Уставом городского округа "Город Чита" к ведению представительного и иных органов местного самоуправления. Соответственно, требования прокурора, заявленные к ответчику – администрации городского округа «Город Чита», признаются обоснованными. На основании абзаца 2 статьи 2 Положения об администрации Ингодинского административного района городского округа "Город Чита" в новой редакции, утв. Решением Думы городского округа "Город Чита" от 13.10.2011 N 201, администрация района является территориальным органом администрации городского округа, реализует полномочия администрации городского округа по решению вопросов местного значения и по выполнению переданных отдельных государственных полномочий на территории Ингодинского административного района городского округа. Абзацем 21 статьи 8 указанного Положения к полномочиям администрации района отнесены благоустройство и озеленение, ликвидация несанкционированных свалок на территории района в пределах средств, утвержденных в бюджете городского округа согласно смете доходов и расходов. Таким образом, указание в качестве второго ответчика администрации Ингодинского административного района городского округа «Город Чита» также является правомерным и требования к нему также подлежат удовлетворению. Как усматривается из п.3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 г. N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории; проведение среди населения широкой разъяснительной работы по организации уборки территории. Из вышеизложенного следует, что обязанности по содержанию придомовой территории жилых домов возложены как на управляющую организацию, так и на органы местного самоуправления. При этом неисполнение данной обязанности, заключающейся в рассматриваемом случае в необходимости установки сборников для твердых отходов, нарушает положения действующего законодательства и влечет нарушение предусмотренных Конституцией РФ прав граждан на благоприятную окружающую среду. Довод ООО «Лидер» об отсутствии у управляющей организации денежных средств для установки контейнера для сбора твердых бытовых отходов не может являться основанием для освобождения его от обязанности, установленной законом. Доводы ответчиков – администрации Ингодинского административного района городского округа «Город Чита» (приведенные в судебном заседании) и администрации городского округа «Город Чита» (изложенные в письменном отзыве) об отсутствии полномочий на ликвидацию свалок опровергаются изложенными положениями нормативных актов. Передача жилого фонда управляющей организации не освобождает администрацию городского округа и администрацию района исполнить свою обязанность по организации сбора твердых бытовых отходов в целях недопущения образования несанкционированной свалки на придомовой территории. Также действующее законодательство не связывает реализацию полномочий по организации сбора и вывоза бытовых отходов с наличием у органа местного самоуправления финансовой возможности. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета (пп. 1 п. 1 ст. 14, пп. 1 п. 1 ст. 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). В соответствии со статьями 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Учитывая изложенное, отсутствие в бюджете муниципального образования денежных средств на установку мусоросборников на придомовых территориях не освобождает от решения вопросов местного значения, отнесенных к компетенции органов местного самоуправления, и не должно являться причиной допущения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду. С учетом того, что спорные действия могут быть совершены только ответчиками – администрацией городского округа «Город Чита», администрацией Ингодинского административного района городского округа «Город Чита», ООО «Лидер», судом устанавливается в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. При этом разъясняется, что согласно части 2 статьи 206 ГПК РФ решение суда, обязывающее организацию совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковые требования заместителя прокурора Ингодинского района г.Читы в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ингодинского административного района городского округа «Город Чита», администрации городского округа «Город Чита», Обществу с ограниченной ответственностью «Лидер» о возложении обязанности установить сборник для твердых бытовых отходов удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации Ингодинского административного района городского округа «Город Чита», администрации городского округа «Город Чита», Обществу с ограниченной ответственностью «Лидер» по исполнению обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов. Обязать администрацию городского округа «Город Чита», администрацию Ингодинского административного района городского округа «Город Чита», Общество с ограниченной ответственностью «Лидер» установить сборник для твердых бытовых отходов на придомовой территории жилого дома <адрес> в г.Чите в течение 2 недель с момента вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ингодинский районный суд г.Читы. Судья А. В. Гречаниченко