Решение о признании права пользования жилым помещением, заключении договора найма жилого помещения



Дело № 2-1563/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 сентября 2012г. Ингодинский районный суд г. Читы в составе

Председательствующего: судьи Шаркова К.О.

При секретаре: Федоровой Д.С.

С участием: Лебедева А.И., Сильванович И.Н.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лебедева А. И., Дударевой В. А., Лебедевой И. Б. в собственных интересах и интересах несовершеннолетнего Л. И. А. к Администрации городского округа «Город Чита», Администрации Ингодинского административного района городского округа «Город Чита» о признании права пользования жилым помещением и заключении договора найма служебного жилого помещения,

Установил:

Из иска следует, что Лебедев А.И. является военнослужащим в/ч. Решением жилищной комиссии ФГУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» № от 20.06.2012 ему было выделено жилое помещение по адресу:. Ранее в этом жилом помещении проживала семья военнослужащего М. А.Н., которые выехали на другое место жительства.

Истцы просят признать за Лебедевым А. И. и членами его семьи женой - Лебедевой И. Б., дочерью - Дударевой В. А., сыном – Л. И. А. право пользования жилым помещением по адресу.

Обязать Администрацию Ингодинского административного района городского округа «Город Чита» заключить с ними договор найма служебного жилого помещения по адресу.

В судебном заседании Лебедев А.И. исковые требования поддержал в полном объеме. Пояснил, что его семье по месту службы было предоставлено жилое помещение. Однако, договор найма с ними не заключается. Право на жилое помещение оспаривается.

От остальных истцов поступили письменные заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

От Администрации Ингодинского административного района городского округа «Город Чита» поступило письменное возражение в котором оспаривается право военнослужащего на получение жилого помещения в муниципальном жилом фонде и заключения с ним договора служебного найма (д.д. ).

Представитель Администрации городского округа «Город Чита», привлеченной судом в качестве ответчика, Сильванович И.Н. не признала исковые требования. Так же представила письменное возражение на иск (л.д. ………). Дополнительно пояснила, что военнослужащему может быть предоставлено служебное жилое помещение по договору служебного найма из государственного жилого фонда. Несмотря на то, что право собственности городского округа «Город Чита» не зарегистрировано, данный жилой фонд передан городу из военного ведомства. Выписку о принадлежности жилого фонда ей не успели подготовить к судебному заседанию.

Полагает, что при переходе жилого фонда городскому округу, статус служебного у жилого помещения утрачен. Данное жилье не может быть предоставлено военнослужащему, который не состоит в очереди на жилье и которому не предоставлялось жилое помещение городским округом. Не может быть предоставлено жилье, в том числе в качестве служебного, военными органами в муниципальном жилом фонде. Кроме, того, полагает, что истец должен доказать, что прежний жилец был военнослужащим. Сам ответчик доказательств, в этой части не представляет.

ФГУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения», заявленное истцами в качестве третьего лица, своего представителя в суд не направило. О месте и времени судебного заседания извещено 13.09.2012 (л.д. ).

Выслушав участников процесса, изучив собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению частично.

Спорное жилое помещение предоставлено истцам решением 4 отдела ФГУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ (л.д. ) в связи с освобождением данного жилого помещения семьей военнослужащего А.Н. (л.д. ).

Несмотря на указание представителя ответчика, что не доказано, что данное лицо являлось военнослужащим, данное обстоятельство подтверждается решением суда о признании права за этим военнослужащим от 14.11.2011 и его перечисленными в решении членами семьи права пользования этим жилым помещением на условиях договора служебного найма жилого помещения. Данное решение суда указано в лицевом счете (л.д. ).

Вопрос о возникновении права на распределение жилого помещения освобожденного военнослужащим органами военного управления и возникновения права военнослужащего и его семьи, которым распределено это жилье на условиях служебного найма обсуждался в решениях судов, в том числе Ингодинского районного суда, в том числе о праве прежних жильцов на спорную квартиру (л.д. ).

Согласно п.5 ст.15 ФЗ РФ от 27.05.1998 г. « О статусе военнослужащих» в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.

Следовательно, за военнослужащими и членами их семей закреплено право на повторное заселение жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими и членами их семей и освободившихся в связи их выездом, реализация которого не ставится в зависимость от принадлежности жилых помещений к государственному жилищному фонду.

Жилищный фонд в Российской Федерации, исходя из положений ст. 19 ЖК РФ, включает наряду с государственным жилищным фондом муниципальный жилищный фонд, принадлежащий на праве собственности муниципальным образованиям.

При этом необходимо учитывать, что ФЗ РФ от 22.08.2004 г. № 122 -ФЗ « О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации...» не изменил положений ФЗ РФ « О статусе военнослужащих», закрепляющего право на повторное заселение.

Таким образом, Федеральный закон от 27.05.1998 г. закрепляет особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в особом порядке обеспечения их жилыми помещениями, допускает возможность предоставления указанным лицами и членам их семей жилых помещений муниципального жилищного фонда, ранее предоставленных другим военнослужащим и членам их семей при освобождении ими данных жилых помещений в связи с выездом на другое место жительства ( Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за 2 квартал 2007 г., вопрос 7)

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что факт передачи спорной квартиры из государственной в муниципальную собственность не лишал орган военного управления в компетенцию которого входит распределение жилья военнослужащим, каким является ФГУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, права на распределение этой квартиры по договору служебного найма жилого помещения истцам.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что истцам спорное жилое помещение предоставлено на законном основании и, следовательно, они приобрели право пользования им.

В Определении Конституционного суда РФ от 25.12.2003 №453-О указывается Военная служба, по смыслу статей 59 и 71 (пункт "т") Конституции Российской Федерации, представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обусловливает и особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам. В развитие названных конституционных положений Федеральный закон "О статусе военнослужащих" устанавливает основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривая механизм реализации ими права на жилище (статья 40 Конституции Российской Федерации), в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма жилого помещения.

Жилищный фонд социального использования предназначен для удовлетворения потребностей граждан, нуждающихся в жилище. Осуществляя регулирование отношений, связанных с обеспечением функционирования и сохранения целевого назначения объектов жилищного фонда, законодатель, исходя из публичных целей и независимо от принадлежности жилищного фонда к государственной или муниципальной форме собственности, вправе установить специальный порядок их передачи (заселения) той или иной категории граждан, нуждающихся в социальной защите, в том числе военнослужащим.

Это корреспондирует части второй статьи 6 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", согласно которой собственник недвижимости в жилищной сфере либо ее части имеет право в порядке, установленном законодательством, владеть, пользоваться и распоряжаться ею, в том числе сдавать в наем, аренду, отдавать в залог в целом и по частям, продавать, видоизменять, перестраивать или сносить, совершать иные действия, если при этом не нарушаются действующие нормы, жилищные, иные права и свободы других граждан, а также общественные интересы.

Возлагая на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, другим военнослужащим и членам их семей, оспариваемые положения пункта 5 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" - в целях обеспечения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления и защита прав военнослужащих, - не исключают участие органов местного самоуправления в распределении таких жилых помещений, что призвано гарантировать правомочия муниципального образования как собственника жилья; при этом самостоятельность местного самоуправления в распоряжении муниципальной собственностью не нарушается.

Однако несмотря на то, что содержание и использование муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросам местного значения, вопросы обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеют не только местное, но и общегосударственное значение, а потому должны решаться совместно государственными органами и органами местного самоуправления. Разрешение же вопроса о формах участия органов местного самоуправления в обеспечении жильем военнослужащих составляет прерогативу законодателя.

Таким образом, учитывая право распределения жилого помещения органами военного управления военнослужащему, а так же правовой статус жилого помещения, предоставляемого военнослужащему, суд приходит к выводу, что истцы приобрели право пользования спорным жилым помещением на праве служебного найма.

Это не нарушает права собственника жилья в связи с тем, что право распределения оставлено законодателем за органами военного управления, при этом жилое помещение предоставляется на условиях предусмотренных законодателем для данной категории – военнослужащего, как служебное. Отсутствие регистрации данного жилого помещения как служебного не может служить основанием для нарушения указанных требований ст. 15 Закона «О статусе военнослужащих». Кроме того, по этому поводу имеется сложившаяся судебная практика.

В то же время, суд приходит к выводу, что требование о возложении обязанности на Администрацию Ингодинского административного района городского округа «Город Чита» заключить с ними договор найма служебного жилого помещения по адресу г. Чита мкр. Батарейный д.4 кв. 58 не подлежит удовлетворению.

В силу ч. 1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) договор найма служебного жилого помещения. В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения. Условия и порядок заключения такого договора определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, суд не может обязать Администрацию Ингодинского района городского округа «Город Чита», являющуюся органом местного самоуправления, заключить договор служебного найма с военнослужащим.

Руководствуясь ст. ст. 194, 198ГПК РФ, суд

Решил:

Иск удовлетворить частично.

Признать за Лебедевым А. И., Лебедевой И. Б., Дударевой В. А., Л. И. А. право пользования жилым помещением по адресу г на условиях договора найма служебного жилого помещения.

В удовлетворении исковых требований о возложении обязанности на Администрацию Ингодинского административного района городского округа «Город Чита» заключить с ними договор найма служебного жилого помещения по адресу отказать

Решение может быть обжаловано в месячный срок в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда с подачей жалобы через Ингодинский районный суд г. Читы.

Судья: Шарков К.О.