Решение о возложении обязанности



Дело № 2-1289/2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 августа 2012 года город Чита

Ингодинский районный суд г. Читы в составе:

Председательствующего судьи Каминского В.Л.,

при секретаре Арутюнян И.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Забайкальского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Забайкальскому краю» о возложении обязанности по совершению действий, УФСИН России по Забайкальскому краю о финансировании данных действий,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с указанным иском, уточнениями к нему, ссылаясь на следующие обстоятельства.

В ходе прокурорской комплексной проверки исполнения федерального законодательства в Федеральном казенном учреждении «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Забайкальскому краю» (далее - СИЗО-1), выявлены нарушения требований Федерального закона №103-Ф3 от 15.07.2995 «О содержании под стражей подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений» (далее Закон) и жилищного законодательства относительно содержания и эксплуатации жилого фонда. При обследовании камерных помещений, в которых временно проживают следственно-арестованные и осужденные, отмечена повсеместная загрязненность поверхностей стен и потолков с отслаивающейся штукатуркой. Полы в 60 камерных помещениях бетонные, не имеют защитно-отделочного покрытия, дощатой конструкцией не оборудованы, благоприятные санитарные условия для пребывания в камерных помещениях следственно-арестованным и осужденным, не созданы.

По представлению прокуратуры края от 04.08.2011, внесенному в адрес начальника УФСИН России по Забайкальскому краю по результатам предыдущей проверки проведенной в июле 2011, эти нарушения не устраняются, что подтверждается справкой прокуратуры края о результатах контрольной проверки в СИЗО-1, информацией начальника отдела режима СИЗО-1.

В соответствии со ст.9 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих наказание в виде лишения свободы» от 21.07.1993 № 5473-1 финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации.

Согласно ст. 11 указанного Закона, учреждения, исполняющие наказания, отвечают по своим обязательствам, связанным с осуществлением собственной производственной деятельности, находящимися в их распоряжении денежными средствами. При недостаточности у учреждений, исполняющих наказания, денежных средств ответственность по их обязательствам несут соответствующие территориальные органы, а также федеральный орган уголовно-исполнительной системы (ст. 120 ГК РФ) - ФСИН России.

В соответствии с п. 1.7. Устава о Федеральном казенном учреждении «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Забайкальскому краю», утвержденного Приказом Директора ФСИН России от 25.03.2011 №, учреждение является юридическим лицом.

Кроме того, СИЗО-1 является учреждением с массовым пребыванием неопределенного круга лиц - осужденных и подследственных, содержащихся под стражей, состав и количество которых постоянно меняется, в связи с чем, невозможно определить, чьи конкретно права и интересы нарушаются, и привлечь их в процессе в качестве истцов не представляется возможным.

Прокурор, с учетом уточненных требований просит обязать администрацию Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Забайкальскому краю» в трехмесячный срок со дня вступления решения в законную силу провести ремонтные работы по отделке и покраске стен и потолков в камерных помещениях следственного изолятора № 1, расположенного в <адрес> № 307, 310, 311, 312, 313, 314, 315, 316, 317, 318, 319, 320, 321, 322, 325, 326, 237, 328, 329, 330, 331, 332, 333, 334, 335, 336, 337, 338, 339, 340, 341, 342, 343, 344,, 346, 347, 348, 349, 350, 351, 352, 353, 354, 355, 356, 357, 358, 359, 360, 361, 362, 364, 365, 367, 369, 370, 372, 373, 375, 376, 377, 378, 379, 380, 381, 382, 383, 384, по установлению дощатого защитно-отделочного покрытия пола в камерных помещениях № 311. 312, 313, 314, 316, 318,319, 322, 326, 328, 329, 330, 331, 332, 333, 334, 335, 336, 337, 338, 339, 340, 341, 342, 343, 344, 346, 347, 349, 350, 351, 353, 354, 355, 356, 357, 358, 359, 364, 365, 357, 369, 379, 380, 381.

Обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Забайкальскому краю профинансировать мероприятия по ремонту стен, потолков и пола камерных помещений следственного изолятора № 1, расположенного в <адрес>.

В ходе судебного заседания прокурор доводы и требования иска, уточнений к нему поддержал в полном объеме.

Судом по делу привлечен распорядитель финансов - ФСИН России.

Представители ответчиков с иском не согласились по доводам, изложенным в отзывах (л.д. ).

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Суд согласен с тем, что несмотря на то, что все находящиеся в СИЗО-1 лица могут быть определены, учитывая специфику отбывания наказания, помещения лиц под стражу, данный контингент постоянно меняется. Поэтому, прокурор вправе обращаться с требованием в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц. Тем более, необходимо учитывать особую специфику данного контингента и ответственность за него государства в связи с тем, что эти лица находятся там не по собственной воле, а по приговору суда, соответствующему постановлению суда и следственных органов. В данном случае имеет место социальная защита конкретной категории лиц, защита здоровья и прав лиц, ограниченных в свободе и ряде иных прав, что вытекает из закона.

При таких обстоятельствах доводы ответчиков об отсутствии у прокурора полномочий для предъявления рассматриваемого иска, несостоятельны.

Согласно п. 1.1, 5.3, 5.4 и 5.7 СанПиН № 42-121-4719-88 «Санитарные правила устройства, оборудования и содержания общежитий для рабочих, студентов, учащихся средних специальных учебных заведений профессионально-технических училищ», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР от 01.11.1988 № 4719-88 полы в общежитиях должны быть гладкими, плотно пригнанными, без щелей и дефектов. Плинтуса должны плотно прилегать к стенам и полу. В качестве материалов для полов целесообразно использование дерева (дощатые полы, покрытые масляной краской, паркетные полы, покрытые лаком и другие подобные конструкции). Потолки в помещениях с обычным режимом эксплуатации следует отделывать с использованием меловой или известковой побелки (допускается применение водоэмульсионной, клеевой или силикатной краски). Поверхность стен и покрытий должна быть гладкой, легкоочищаемой, доступной для текущей уборки. Дефекты в отделке помещений должны устраняться безотлагательно.

Аналогичные требования предусмотрены п. 9.10, 9.12 Свода Правил 15-01, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28.05.2001 № 161дсп (СП 15-01), которые также не исполняются. Настоящие нормы проектирования должны соблюдаться при разработке проектов на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение зданий, помещений, сооружений, предназначенных для размещения и функционирования следственных изоляторов и тюрем (п. 1 СП 15-01).

В связи с чем, основные функции для выполнения стоящих перед ним задач СИЗО-1 в нарушение требований п. 3.19 Положения о следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста РФ от 25.01.1999 № 20 (далее - Положение), по осуществлению ремонта объектов, обеспечивающих жизнедеятельность СИЗО, в полном объеме не выполняются.

В соответствии с п. 3.19 Положения о следственном изоляторе - следственный изолятор для выполнения стоящих перед ним задач осуществляет строительство и ремонт объектов, обеспечивающих жизнедеятельность следственного изолятора, жилья и объектов социальной сферы для его персонала. Контролирует расходование выделенных на эти цели ассигнований. Обеспечивает создание жилищного фонда следственного изолятора и его эксплуатацию. Кроме того, в соответствии с требованиями п. 4.4.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда № 170 от 27.09.2003 - организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать восстановление защитно-отделочных покрытий полов, устранять их повреждения, проводить периодическую проверку технического состояния.

Повсеместная загрязненность поверхностей стен и потолков с отслаивающейся штукатуркой, отсутствие дощатых полов в камерах, указанных в иске, отсутствие благоприятных санитарных условия для нахождения в них следственно-арестованным и осужденным подтверждается актом проверки, справкой и представлением прокурора (л.д. ). Доказательств, подтверждающих обратное, суду не представлено.

Согласно ст. 12 Гражданского Кодекса РФ прокурор вправе предъявить требования об устранении нарушений, совершении действий.

Отсутствие финансовых средств на цели по приведению в надлежащее состояние камерных помещений не освобождает от исполнения обязанностей определенных федеральным законодательством.

Это связано с защитой прав и интересов неопределенного круга лиц здоровья, безопасности, гарантий социальных прав осужденных, которые не могут выбирать себе место пребывания, условия отбывания наказания и ограниченные в ряде прав.

Ответственность казенного предприятия предусмотрена ст. 56 Гражданского Кодекса РФ согласно которой, казенное предприятие и учреждение отвечают по своим обязательствам в порядке и на условиях, предусмотренных пунктом 5 статьи 113, статьями 115 и 120 Гражданского Кодекса РФ.

Согласно п. 5 ст. 113 Гражданского Кодекса РФ унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.

В силу п.5 ст. 115 Гражданского Кодекса РФ собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.

В соответствии с абзац 4 ч. 2 ст. 120 Гражданского Кодекса РФ частное или казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Судом привлечен собственник имущества и распорядитель финансовых средств - ФСИН России.

Таким образом, при недостаточности средств СИЗО-1 и УФСИН по Забайкальскому краю обязанность по финансирования выполнения действий определенных судом возлагается на него.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора удовлетворить.

Обязать администрацию Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Забайкальскому краю» в течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу провести ремонтные работы:

- по отделке и покраске стен и потолков в камерных помещениях следственного изолятора № 1, расположенного <адрес> № 307, 310, 311, 312, 313, 314, 315, 316, 317, 318, 319, 320, 321, 322, 325, 326, 237, 328, 329, 330, 331, 332, 333, 334, 335, 336, 337, 338, 339, 340, 341, 342, 343, 344,, 346, 347, 348, 349, 350, 351, 352, 353, 354, 355, 356, 357, 358, 359, 360, 361, 362, 364, 365, 367, 369, 370, 372, 373, 375, 376, 377, 378, 379, 380, 381, 382, 383, 384,

- по установлению дощатого защитно-отделочного покрытия пола в камерных помещениях следственного изолятора № 1, расположенного <адрес> № 311. 312, 313, 314, 316, 318,319, 322, 326, 328, 329, 330, 331, 332, 333, 334, 335, 336, 337, 338, 339, 340, 341, 342, 343, 344, 346, 347, 349, 350, 351, 353, 354, 355, 356, 357, 358, 359, 364, 365, 357, 369, 379, 380, 381.

Обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Забайкальскому краю профинансировать мероприятия по ремонту стен, потолков и пола камерных помещений следственного изолятора № 1, расположенного <адрес>

При недостаточности денежных средств у ФКУ СИЗО-1, УФСИН по Забайкальскому краю обязать ФСИН профинансировать указанные работы.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через суд, принявший решение.

Судья В.Л. Каминский