Дело № 2-1490/2012 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 12 сентября 2012 года г. Чита Ингодинский районный суд г. Читы в составе: председательствующего судьи Гордеевой Е.О., при секретаре Бахметьевой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ингодинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа «Город Чита», администрации Ингодинского административного района городского округа «Город Чита», ООО «Лидер», ОАО «Забайкалспецтранс» о признании бездействия незаконным, понуждении к действию, УСТАНОВИЛ: Прокурор обратился в суд с иском, в котором указывает на то, что в ходе проверки было установлено, что придомовые территории дома №-а по <адрес> содержатся в ненадлежащем состоянии: на придомовой территории оборудована площадка для размещения контейнеров для сбора мусора, однако она повреждена, и контейнеры установлены на земле, рядом с данной площадкой. Около контейнеров организована несанкционированная свалка бытовых отходов. Из результатов проверки следует, что контейнерная площадка по указанному адресу в 2009 году передана на праве хозяйственного ведения МП «Забайкалспецтранс» (преобразовано в ОАО). Приказом директора данного Общества от 25.04.2012 площадка списана с баланса. Согласно распоряжению от 28.02.2008, многоквартирный дом по вышеуказанному адресу передан на обслуживание ООО «Лидер». Истец просит признать незаконным бездействие ответчиков по исполнению обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов; обязать ООО «Лидер», администрации Ингодинского административного района и городского округа «Город Чита» ликвидировать свалку в течение 2 недель со дня вступления в законную силу решения суда; обязать администрацию городского округа «Город Чита» и ОАО «Забайкалспецтранс» оборудовать в соответствии с требованиями СанПиН 42-128-4690-88 и СанПиН 2.1.2.2645-10 площадку для размещения контейнеров для сбора мусора на придомовой территории жилого дома в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу. В судебном заседании прокурор Ташлыков А.В. требования иска поддержал в полном объеме. Представитель ответчика - Администрации городского округа «Город Чита» - Крючкова Н.И. требования иска не признала, указала на то, что вышеуказанные обязанности возложены на ООО «Лидер», а у администрации имеются только распорядительные функции, по устройству контейнерной площадки пояснила, что денежные средства для этой цели выделены не были. Представитель ответчика ООО «Лидер» Говоркова Н.Ю. с иском не согласилась, указала, что установлено недостаточное количество контейнеров. Представитель ответчика ОАО «Забайкалспецтранс» Белослюдцева М.А. требования иска не признала, указала, что контейнерная площадка с баланса Общества была списана в связи с ее фактическим отсутствием, правовых оснований для удовлетворения требований прокурора к Обществу не имеется. Ответчик Администрация Ингодинского административного района о рассмотрении дела извещен надлежаще, представитель в судебном заседании отсутствовал. Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему. Как установлено судом, жилой дом № по ул. <адрес> передан на обслуживание ООО «Лидер». В материалах дела имеются сведения о том, что контейнерная площадка по данному адресу распоряжением Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа «Город Чита» от 18.06.2008 закреплена за МП «Забайкалспецтранс» на праве хозяйственного ведения, передана на баланс. Приказом ОАО «Забайккалспецтранс» от 25.04.2012 указанная контейнерная площадка списана, поскольку отсутствует ограждение, нет площадки с покрытием, не отвечает санитарным нормам. Прокурором была проведена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства, в результате которой выявлены нарушения, в частности, площадка для размещения контейнеров повреждена, контейнеры для сбора мусора расположены рядом с данной площадкой на земле, около контейнеров организована несанкционированная свалка бытовых отходов. Из ст. 3 Федерального закона от 30марта1999года N52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», направленного на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, следует, что законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Одним из актов подобного рода являются Санитарные правила содержания территорий населенных мест СанПин 42-128-4690-88, утвержденные Главным государственным санитарным врачом СССР, зам. Министра здравоохранения СССР 05.08.1988 N 4690-88 (далее – Правила). Указанные Правила содержат основные положения, которые следует строго соблюдать для обеспечения санитарного состояния территорий населенных мест (улиц, площадей, парков, скверов и других мест общественного пользования, проездов внутри микрорайонов и кварталов), а также жилых и гражданских зданий. Пунктом 1.2. Правил предусмотрено, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта). Разделом 2 Правил регламентирован порядок сбора твердых, жидких бытовых и пищевых отходов. Пункт 2.1.1 в частности, устанавливает, что объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха. Пункт 2.2.1 Правил устанавливает, что при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град. и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы. Как установлено п. 8.2.5 Санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях СанПиН 2.1.2.2645-10, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 N 64, для установки контейнеров, предназначенных для сбора бытовых отходов и мусора, должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м. В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24июня1998года N89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. При этом ст. 13 (п.п.1 и 2) указанного Федерального закона предусматривается, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Пунктом 26 ч. 1 ст. 5 Устава городского округа «Город Чита», принятого Решением Думы городского округа «Город Чита» от 08.12.2011 №243, установлено, что к вопросу местного значения, относящегося к ведению городского округа «Город Чита» относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Как следует из Устава, администрация городского округа, являющаяся исполнительно - распорядительным органом местного самоуправления, наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Забайкальского края. Решением Думы городского округа «Город Чита» от 02.04.2009 №18 утверждена структура администрации городского округа «Город Чита», в которую входят администрации административных районов городского округа «Город Чита». В Положении об администрации Ингодинского административного района городского округа «Город Чита», утвержденного Решением Думы городского округа «Город Чита» от 13.10.2011 № 201 (далее - Положение), установлено, что администрация района является территориальным органом администрации городского округа «Город Чита», реализует полномочия администрации городского округа «Город Чита» по решению вопросов местного значения и по выполнению переданных отдельных государственных полномочий на территории Ингодинского административного района. Согласно данному Положению, к полномочиям администрации района отнесено благоустройство и озеленение, ликвидация несанкционированных свалок на территории района. Как усматривается из п.3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 г. N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории; проведение среди населения широкой разъяснительной работы по организации уборки территории. Из вышеизложенного следует, что обязанности по содержанию придомовой территории жилых домов возложены как на управляющую организацию, так и на органы местного самоуправления, в том числе администрацию района, в полномочия которой входят функции по благоустройству и ликвидации несанкционированных свалок. При этом неисполнение обязанностей, заключающихся в необходимости своевременной уборки и вывоза мусора, ликвидации свалки, оборудовании площадки для размещения контейнеров для сбора мусора на придомовой территории, нарушает положения действующего законодательства и влечет нарушение предусмотренных Конституцией РФ прав граждан на благоприятную окружающую среду. При этом поручение администрацией своих функций специализированной организации (в данном случае – ООО «Лидер») не освобождает органы местного самоуправления от надлежащего выполнения возложенных на них законом обязанностей. Таким образом, требования прокурора по ликвидации свалки, заявленные к ответчикам – управляющей компании и администрациям района и городского округа, являются правомерными и подлежат удовлетворению. Что касается требований о понуждении ответчиков оборудовать контейнерную площадку в соответствии с СанПиН, то суд считает, что данную обязанность следует возложить на администрацию городского округа, поскольку именно в функции администрации входит решение вопросов, связанных с организацией сбора отходов, в т.ч. и оборудование контейнерных площадок. Данное обстоятельство представитель администрации городского округа не оспаривала. Вместе с тем, ее суждения о том, что бюджетом не предусмотрено денежных средств на указанное оборудование площадки, не являются основанием для отказа в иске, поскольку надлежащая организация сбора отходов – обязанность органа муниципального образования. Требования прокурора к ОАО «Забайкалспецтранс» удовлетворению не подлежат, поскольку контейнерная площадка, являющаяся собственностью муниципалитета и переданная МП «Забайкалспецтранс» на праве оперативного управления, в мае 2012 года была списана с баланса данного общества, а ссылка истца на то, что учредителем данного ОАО является Комитет по управлению имуществом администрации городского округа «Город Чита», удовлетворение требований прокурора не влечет. Доказательств, свидетельствующих об обязанности данного Общества оборудовать контейнерную площадку, в материалах дела не имеется. С учетом положений ст. 206 ГПК РФ при определении срока, в течение которого ответчикам следует устранить нарушения, суд считает возможным установить двухнедельный срок со дня вступления в законную силу решения суда, в течение которого будет необходимо исполнить обязанность по ликвидации свалки, и 1 месяц со дня вступления в законную силу решения для оборудования площадки для размещения контейнеров для сбора мусора. Поскольку прокурор, администрация Ингодинского административного района городского округа «Город Чита», администрация городского округа «Город Чита освобождены от уплаты госпошлины в силу положений ст. 333.36 НК РФ, с ООО «Лидер» подлежит взысканию государственная пошлина, с учетом того, что ООО «Лидер» является организацией по обслуживанию жилищного фонда, суд считает возможным уменьшить размер госпошлины до <данные изъяты> руб. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Требования прокурора Ингодинского района г.Читы удовлетворить частично. Признать незаконным бездействие ООО «Лидер», администрации Ингодинского административного района городского округа «Город Чита», администрации городского округа «Город Чита» по исполнению обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов с придомовой территории дома № по <адрес> Обязать ООО «Лидер», администрацию Ингодинского административного района городского округа «Город Чита», администрацию городского округа «Город Чита» в течение двух недель со дня вступления в законную силу решения суда ликвидировать расположенную по адресу <адрес> свалку (собрать, вывезти и утилизировать находящиеся на свалке отходы); Обязать администрацию городского округа «Город Чита» в течение 1 месяца со дня вступления в законную силу решения суда оборудовать в соответствии с требованиями СанПиН 42-128-4690-88 и СанПиН 2.1.2.2645-10 площадку для размещения контейнеров для сбора мусора на придомовой территории жилого дома № по <адрес>. В удовлетворении требований прокурора к ОАО «Забайкалспецтранс» отказать. Взыскать с ООО «Лидер» государственную пошлину в местный бюджет в размере <данные изъяты> руб. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Забайкальский краевой суд через Ингодинский районный суд г.Читы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Судья Е.О. Гордеева