Решение о признании права собственности на жилое помещение



Дело № 2-1295/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 сентября 2012 года г. Чита

Ингодинский районный суд г.Читы в составе:

председательствующего судьи Гречаниченко А.В.,

при секретаре Шелепетко Е.В.,

при участии:

истцов Гальцева А.В., Гальцевой М.М.,

представителя ответчика – Кокориновой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гальцева АВ и Гальцевой ММ, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ГМА и ГАА к ФГУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации» (третьи лица – ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации) о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

Гальцев АВ и Гальцева ММ, действующие в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ГМА и ГАА обратились в Ингодинский районный суд г.Читы с исковым заявлением к ФГУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации» о признании права собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> порядке приватизации.

Третьими лицами к участию в деле привлечены ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГКУ «СибТУИО»), Министерство обороны Российской Федерации.

Ранее истец обращался с исковым заявлением в суд к ФГКУ «СибТУИО» и Минобороны РФ, однако в удовлетворении исковых требований ему было отказано ввиду того, что полномочным органом, разрешающим вопросы обеспечения жильем военнослужащий, является ФГУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации» (далее - ФГУ «Востокрегионжилье»), а определенные Гальцевым А.В. ответчики являются ненадлежащими.

В обоснование заявленных требований истец указал, что является военнослужащим, 01.09.2010 признан нуждающимся в получении жилья по договору социального найма. Как с избравшим после увольнения местом постоянного жительства город Читу с ним 19.01.2012 был заключен договор социального найма жилого помещения – указанной квартиры. Квартира числится служебной и находится в оперативном управлении у ФГКУ «СибТУИО» (согласно выписке из реестра федерального имущества). Истец Гальцев А.В. обращался во внесудебном порядке в ФГКУ «СибТУИО» и в ФГУ «Востокрегионжилье», при этом последним указано на наличие у истца права на приватизацию квартиры и предложено разрешить вопрос в судебном порядке.

В судебном заседании истцы поддержали требования иска.

Представитель ответчика пояснил, что с учетом избрания постоянным местом жительства по окончании военной службы истцом город Читу, а также с учетом предоставления квартиры истцу по договору социального найма, ФГУ «Востокрегионжилье» полагает наличие у истцов права на приватизацию квартиры.

Третьи лица, извещенные о месте и времени слушания дела надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.

От ФГКУ «СибТУИО» поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, при этом указано на возражение относительно исковых требований ввиду наличия статуса у квартиры «служебная».

На основании ч.5, ч.3 ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц.

Исследовав материалы дела, заслушав истцов и представителя ответчика, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Гальцев А.В. является военнослужащим.

Из материалов дела усматривается, что Гальцев А.В. и Гальцева М.М. состоят в браке, зарегистрированном 15.08.1998, имеют двоих несовершеннолетних детей – ГМА., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ГАА., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Право на приватизацию истцами не реализовано, что подтверждается приложенными к исковому заявлению документами.

В представленном лицевом счете указано на предоставление квартиры по адресу: мк<адрес> Гальцеву А.В. и членам его семьи как служебной 29.10.2010 (договор ).

19 января 2012 года семье подполковника Гальцева А.В. решением заместителя начальника ФГУ «Востокрегионжилье» Минобороны РФ жилое помещение – квартира по адресу: мк<адрес> – предоставлена на условиях социального найма как нуждающимся в жилом помещении.

19 января 2012 года с Гальцевым А.В. заключен договор социального найма указанного жилого помещения. Члены семьи нанимателя в указанную квартиру вселены совместно с ним (п.3 договора).

В выписке из реестра федерального имущества от 04.05.2012 указано на нахождение спорной квартиры на праве оперативного управления у ФГКУ «СибТУИО» и наличии у квартиры статуса «служебная».

Согласно части 1 статьи 1, пункта 1 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами, в том числе и военнослужащими, права на жилище и на необходимость беспрепятственного осуществления жилищных прав, в том числе прав органов местного самоуправления по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда. Однако, в соответствии с частью 3 статьи 1 Жилищного кодекса РФ жилищные права органов местного самоуправления могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с частью 3, 4 статьи 49 Жилищного кодекса РФ определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

Федеральный закон "О статусе военнослужащих" устанавливает основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривая механизм реализации ими права на жилище (статья 40 Конституции Российской Федерации), в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма жилого помещения.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения.

Согласно ст. 11 Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-I
«О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Статьей 2 данного Закона РФ установлено, что граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

В соответствии со ст. 4 указанного Закона РФ не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

Статьей 6 Закона РФ предусмотрено, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Согласно Приказу Министерства обороны РФ от 18 ноября 2010 года N 1550 распределение жилых помещений, заключение и расторжение договоров социального найма жилого помещения, решение иных вопросов, связанных с обеспечением жилых помещением военнослужащих и граждан РФ возлагается на Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (п. 2.1. и 2.2. Приказа).

В силу пункта 1 Приказа Министерства обороны Российской Федерации N 1455 от 3 ноября 2010 года Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, как уполномоченный орган Министерства обороны РФ, осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны РФ - ФГУ Западное, Центральное, Восточное и Южное региональные управления жилищного обеспечения.

Указанным федеральным государственным учреждениям приведенными выше нормативными актами представлены полномочия по согласованию предоставления жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, в собственность по договорам приватизации.

На территории Забайкальского края функции по даче согласия на приватизацию жилого помещения, находящегося в распоряжении Министерства обороны РФ, осуществляет ФГУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ.

В письме ФГУ «Востокрегионжилье» Минобороны РФ от 02.02.2012 , адресованном ФГУ «СибТУИО» указано, что спорное жилое помещение снято с учета служебных жилых помещений, но в реестре федеральной собственности жилых помещений, закрепленных на праве оперативного управления значится как служебное. Названным письмом было предложено ходатайствовать о снятии статуса «служебное» со спорной квартиры.

Вместе с тем, ФГУ «СибТУИО» в ответе указало на отсутствие у него таких полномочий.

Из представленной истцом Гальцевым А.В. переписки с ФГУ «Востокрегионжилье» Минобороны РФ и ФГУ «СибТУИО» усматривается, что орган, полномочный на согласование предоставления жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, в собственность по договорам приватизации, - ФГУ «Востокрегионжилье» Минобороны РФ в рамках своей компетенции заключил с Гальцевым А.В. договор социального найма жилого помещения, указал на наличие у истца в связи с этим права на приватизацию спорной квартиры.

В судебном заседании районного суда представитель ФГУ «Востокрегионжилье» подтвердила изложенную позицию ответчика по делу.

Позиция ФГКУ «СибТУИО» относительно невозможности приватизации квартиры обоснована наличием у спорной квартиры статуса служебного жилья и нахождение квартиры в оперативном управлении ФГКУ «СибТУИО», что подтверждается ссылкой в выписке из реестра федерального имущества от 04.05.2012.

Согласно п. 2 ч. 3 ст. 19 ЖК РФ специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.

Глава 9 ЖК РФ определяет виды жилых помещений специализированного жилого фонда, их назначение и порядок использования.

При этом ч. 2 ст. 92 ЖК РФ определяет, что в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Такое использование допускается только после отнесения помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Включение жилого помещения в указанный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из этого фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Согласно п. 12 Постановления Правительства РФ от 26 января 2006 года N 42 "Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений" включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом требований, установленных настоящими Правилами.

Вместе с тем, в материалах дела не имеется сведений об отнесении спорной квартиры к служебному жилому помещению с соблюдением установленного порядка.

Значимым в рамках настоящего дела суд полагает факт наличия заключенного между Гальцевым А.В. и ФГУ «Востокрегионжилье» Минобороны РФ договора социального найма спорной квартиры.

Указанный договор заключен 19.01.2012, в связи с чем отношения по найму служебного жилого помещения, имевшие место ранее в отношении спорной квартиры, прекращены.

С учетом того, что вышеуказанное жилое помещение предоставлено истцам на условиях договора социального найма в соответствии с требованиями ст. 60 Жилищного кодекса РФ, в силу положения ст. 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" истцы имеют право на приватизацию данной квартиры.

При этом, нахождение данной квартиры в федеральной собственности (и в оперативном управлении ФГКУ «СибТУИО») не может служить основанием для отказа в приватизации.

Соответственно, у суда имеются основания для удовлетворения искового заявления.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Признать за Гальцевым АВ, Гальцевой ММ, ГМА, ГАА право общей долевой собственности – по <данные изъяты> доли на каждого на жилое помещение (квартиру), расположенную по адресу: <адрес>.

Решение является основанием для государственной регистрации права собственности Гальцева АВ, Гальцевой ММ, ГМА, ГАА на недвижимое имущество в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Забайкальскому краю.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ингодинский районный суд г.Читы.

Судья А. В. Гречаниченко