Дело № 2-1363/2012 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20 сентября 2012 года город Чита Ингодинский районный суд города Читы в составе: председательствующего судьи Каминского В.Л., при секретаре Кочековой Ю.Ю., с участием прокурора Вециной Т.А., ответчика Лепендина С.Н., представителя Министерства территориального развития Забайкальского края Чернышовой В.А., действующего на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ингодинского района города Читы, в интересах Забайкальского края, к Лепендину СН, Государственному Учреждению «Специализированный монтажно-эксплуатационный участок Забайкальского края» о признании приказов о выплате премий незаконными, взыскании убытков, У С Т А Н О В И Л: Прокурор в порядке ст. 45 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства. В ходе прокурорской проверки выявлены факты превышения должностных полномочий при расходовании бюджетных средств на выплату премиального вознаграждения руководителю Государственного Учреждения «Специализированный монтажно-эксплуатационный участок Забайкальского края» (далее по тексту – Учреждение) в течение 2010-2012 годов. Учреждение финансируется из бюджета Забайкальского края. В соответствии с п. 5 Положения об условиях оплаты труда руководителей государственных предприятий при заключении с ними трудовых договоров (контрактов), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.03.1994 № 210 (далее - Положение), оплата труда руководителя государственного предприятия (размер должностного оклада, размер отчислений от прибыли на вознаграждение за результаты финансово-хозяйственной деятельности) определяется органом исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях и осуществление полномочий собственника имущества, или уполномоченным им органом, имеющим право заключать трудовой договор (контракт) с руководителем государственного предприятия. Порядок применения указанного Положения изложен в письме Минтруда РФ от 28.04.1994 № 727-РБ (далее -Письмо). В пункте 7 Письма указано, что Положением предусмотрен один вид поощрения руководителей - вознаграждение за результаты финансово - хозяйственной деятельности за счет прибыли. Величина норматива вознаграждения определяется органом исполнительной власти при пересмотре (заключении) контракта и предусматривается в нем. На основании ст. 6 Закона Забайкальского края от 20 мая 2009 года № 182 «Об оплате труда работников государственных учреждений, финансируемых из бюджета Забайкальского края», оплата труда руководителей краевых учреждений состоит из должностного оклада, компенсационных и стимулирующих выплат, системы премирования и определяется трудовым договором. В соответствии с абзацем 4 подпункта 2 п. 4 Положения о порядке и размере оплаты труда руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров в государственных учреждениях, финансируемых из бюджета Забайкальского края, утвержденного постановлением правительства Забайкальского края от 06.04.2010 № 135, стимулирующие выплаты, система премирования руководителя краевого учреждения устанавливаются исполнительным органом государственной власти Забайкальского края в зависимости от результатов деятельности краевого учреждения в процентном отношении к должностному окладу или в абсолютных размерах. В соответствии с Положением о премировании работников ГУ СМЭУ Забайкальского края начальнику учреждения размер премии устанавливается в трудовом договоре и утверждается Министерством территориального развития. Трудовой договор от 05 августа 2009 года, заключенный с Лепендиным С.Н., не содержит системы премирования руководителя государственного учреждения. Величина норматива вознаграждения руководителя органом исполнительной власти при заключении договора не предусмотрена и не установлена. Статья 22 Трудового кодекса РФ не содержит положений о том, что работодатель вправе сам себе устанавливать систему оплаты труда и поощрять себя за труд. Лепендин С.Н. является представителем работодателя для работников Учреждения. Следовательно, правом поощрять начальника Учреждения, оценивать степень его добросовестности, успешности, качества выполняемой работы, устанавливать величину вознаграждения обладает исполнительный орган государственной власти. Однако в нарушение вышеуказанных норм и условий трудового договора, ответчиком в течение 2010-2012 годов изданы следующие приказы о поощрении: 1) приказ от 05 апреля 2010 года № «О выплате премии за 1 квартал 2010 года» о выплате премии работникам учреждения за добросовестное исполнение трудовых обязанностей и за работу малым числом за 1 квартал 2010 года, в котором строкой 29 списка работников учреждения установлено премиальное вознаграждение в размере <данные изъяты> рублей начальнику учреждения Лепендину С.Н.; 2) приказ от 19 июля 2010 года № «О выплате премии за 2 квартал 2010 года» о выплате премии работникам учреждения за добросовестное исполнение трудовых обязанностей и за работу малым числом за 2 квартал 2010 года, в котором строкой 18 списка работников учреждения установлено премиальное вознаграждение в размере <данные изъяты> рублей начальнику учреждения Лепендину С.Н.; 3) приказ от 18 августа 2010 года № «О выплате премии по итогам работы» о выплате премии работникам учреждения за добросовестное исполнение трудовых обязанностей и за работу малым числом в 1 полугодии 2010 года, в котором строкой 18 списка работников учреждения установлено премиальное вознаграждение в размере <данные изъяты> рублей начальнику учреждения Лепендину С.Н.; 4) приказ от 30 сентября 2010 года № «О выплате премии за 3 квартал 2010 года» о выплате премии работникам учреждения за добросовестное исполнение трудовых обязанностей и за работу малым числом за 3 квартал 2010 года, в котором строкой 18 списка работников учреждения установлено премиальное вознаграждение в размере <данные изъяты> рубля начальнику учреждения Лепендину С.Н.; 5) приказ от 18 октября 2010 года № «О выплате премии за сентябрь 2010 года» о выплате премии работникам учреждения за добросовестное исполнение трудовых обязанностей и за работу малым числом за сентябрь 2010 года, в котором строкой 17 списка работников учреждения установлено премиальное вознаграждение в размере <данные изъяты> рубля начальнику учреждения Лепендину С.Н.; 6) приказ от 22 декабря 2010 года № «О выплате премии по итогам работы за 2010 год» о выплате премии работникам учреждения за добросовестное исполнение трудовых обязанностей и за работу малым числом по итогам работы за 2010 год, в котором строкой 19 списка работников учреждения установлено премиальное вознаграждение в размере <данные изъяты> рублей начальнику учреждения Лепендину С.Н.; 7) приказ от 31 января 2011 года № «О выплате премии за работу малым числом в январе 2011 года» о выплате премии работникам учреждения за добросовестное исполнение трудовых обязанностей и за работу малым числом за январь 2011 года, в котором строкой 17 списка работников учреждения установлено премиальное вознаграждение в размере <данные изъяты> рублей начальнику учреждения Лепендину С.Н.; 8) приказ от 28 февраля 2011 года № «О выплате премии за работу малым числом в феврале 2011 года» о выплате премии работникам учреждения за добросовестное исполнение трудовых обязанностей и за работу малым числом за февраль 2011 года, в котором строкой 20 списка работников учреждения установлено премиальное вознаграждение в размере <данные изъяты> рублей начальнику учреждения Лепендину С.Н.; 9) приказ от 28 марта 2011 года № «О выплате премии за работу малым числом в марте 2011 года» о выплате премии работникам учреждения за добросовестное исполнение трудовых обязанностей и за работу малым числом за март 2011 года, в котором строкой 18 списка работников учреждения установлено премиальное вознаграждение в размере <данные изъяты> рублей начальнику учреждения Лепендину С.Н.; 10) приказ от 03 мая 2011 года № «О выплате премии за работу малым числом в апреле 2011 года» о выплате премии работникам учреждения за добросовестное исполнение трудовых обязанностей и за работу малым числом за апрель 2011 года, в котором строкой 19 списка работников учреждения установлено премиальное вознаграждение в размере <данные изъяты> рублей начальнику учреждения Лепендину С.Н.; 11) приказ от 27 мая 2011 года № «О выплате премии за работу малым числом в мае 2011 года» о выплате премии работникам учреждения за добросовестное исполнение трудовых обязанностей и за работу малым числом за май 2011 года, в котором строкой 17 списка работников учреждения установлено премиальное вознаграждение в размере <данные изъяты> рублей начальнику учреждения Лепендину С.Н.; 12) приказ от 01 июля 2011 года № «О выплате премии за работу малым числом в июне 2011 года» о выплате премии работникам учреждения за добросовестное исполнение трудовых обязанностей и за работу малым числом за июнь 2011 года, в котором строкой 23 списка работников учреждения установлено премиальное вознаграждение в размере <данные изъяты> рублей начальнику учреждения Лепендину С.Н.; 13) приказ от 02 августа 2011 года № «О выплате премии за работу малым числом в июле 2011 года» о выплате премии работникам учреждения за добросовестное исполнение трудовых обязанностей и за работу малым числом за июль 2011 года, в котором строкой 17 списка работников учреждения установлено премиальное вознаграждение в размере <данные изъяты> рублей начальнику учреждения Лепендину С.Н.; 14) приказ от 31 августа 2011 года № «О выплате премии за работу малым числом в августе 2011 года» о выплате премии работникам учреждения за добросовестное исполнение трудовых обязанностей и за работу малым числом за август 2011 года, в котором строкой 23 списка работников учреждения установлено премиальное вознаграждение в размере <данные изъяты> рублей начальнику учреждения Лепендину С.Н.; 15) приказ от 02 ноября 2011 года № «О выплате премии за работу малым числом в октябре 2011 года» о выплате премии работникам учреждения за добросовестное исполнение трудовых обязанностей и за работу малым числом за октябрь 2011 года, в котором строкой 19 списка работников учреждения установлено премиальное вознаграждение в размере <данные изъяты> рублей начальнику учреждения Лепендину С.Н.; 16) приказ от 02 декабря 2011 года № «О выплате премии за работу малым числом в ноябре 2011 года» о выплате премии работникам учреждения за добросовестное исполнение трудовых обязанностей и за работу малым числом за ноябрь 2011 года, в котором строкой 20 списка работников учреждения установлено премиальное вознаграждение в размере <данные изъяты> рублей начальнику учреждения Лепендину С.Н.; 17) приказ от 28 декабря 2011 года № «О выплате премии за работу малым числом в декабре 2011 года» о выплате премии работникам учреждения за добросовестное исполнение трудовых обязанностей и за работу малым числом за декабрь 2011 года, в котором строкой 24 списка работников учреждения установлено премиальное вознаграждение в размере <данные изъяты> рублей начальнику учреждения Лепендину С.Н.; 18) приказ от 05 апреля 2012 года № «О выплате премии за работу малым числом в марте 2012 года» о выплате премии работникам учреждения за добросовестное исполнение трудовых обязанностей и за работу малым числом за март 2012 года, в котором строкой 18 списка работников учреждения установлено премиальное вознаграждение в размере <данные изъяты> рублей начальнику учреждения Лепендину С.Н. По мнению прокурора, установление начальником Учреждения премиального вознаграждения самому себе является незаконным. В результате незаконных действий Лепендин С.Н. неправомерно получил из бюджета Забайкальского края денежные средства в сумме <данные изъяты> рублей, причинив материальный ущерб. В этой связи прокурор просит признать незаконными указанные приказы в части выплаты премиального вознаграждения в размере <данные изъяты> рублей начальнику учреждения Лепендину С.Н. Взыскать с Лепендина С.Н. в пользу бюджета Забайкальского края <данные изъяты> рублей. В ходе судебного заседания прокурор доводы и требования иска поддержал в полном объеме. Государственное Учреждение «Специализированный монтажно-эксплуатационный участок Забайкальского края» представителя в судебное заседание не направило. Лепендин С.Н. с иском не согласился, пояснил, что он принимал решения в интересах всех без исключения работников Учреждения. Поскольку положением о премировании предусмотрены премиальные выплаты всем работникам учреждения, которым он является также, и в связи с наличием экономии фонда заработной платы, а так при наличии денежных средств от доходоприносящей деятельности и с учетом работы в малом составе, он принимал обжалуемые приказы, в том числе и относительно себя. Он обращался с вопросом о законности принимаемых им приказов в Министерство территориального развития Забайкальского края, Министерство труда Забайкальского края, и ему был дан письменный ответ о правомерности его действий. Пояснил, что за все время работы к нему не было предъявлено никаких претензий по поводу неудовлетворительной работы. Напротив, Учреждение принесло Забайкальскому краю доход в несколько миллионов рублей. Представитель Министерства территориального развития Забайкальского край с доводами иска в части несоблюдения порядка премирования согласился. При этом пояснил, что претензий по работе ответчика не возникало. Оснований для лишения его премий, стимулирующих выплат не имелось. Право Лепендина С.Н. на получение стимулирующих выплат не оспаривается (л.д. ). Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу. В соответствии со ст. 135 Трудового Кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Согласно ст. 191 Трудового Кодекса РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам (ч. 2 ст. 191 ТК РФ). Лепендин С.Н. на основании трудового договора от 05.08.2009, был принят на должность руководителя Государственного Учреждения «Специализированный монтажно-эксплуатационный участок Забайкальского края» (л.д. №). 16 марта 2012 г. между Министерством территориального развития Забайкальского края заключено дополнительное соглашение (л.д. №). Приказами Учреждения «О выплате премии работникам учреждения за добросовестное исполнение трудовых обязанностей и за работу малым числом за период с 2010 – 2011 годов и март 2012 г. ответчику, как начальнику Учреждения, установлены и выплачены премиальные вознаграждения всего за указанный период в размере <данные изъяты> рублей (л.д. №). Указанными Приказами выплачены стимулирующие выплаты и другим без исключения работникам Учреждения. Как следует из п. 1.4 Трудового договора, руководителю учреждения в пределах фонда оплаты труда выплачивается единовременное денежное содержание, иные выплаты, установленные коллективным договором. Периодичность данных выплат устанавливается коллективным договором (л.д. №). Согласно п. 1.3. Коллективного договора, указанный договор распространяется на всех работников. Несомненно, что Лепендин С.Н. является работником Учреждения. Как следует из п. 5.2. Коллективного договора, конкретный размер месячного должностного оклада, компенсационных и стимулирующих выплат устанавливается трудовым договором (л.д. ). Поскольку конкретный порядок и размер стимулирующих выплат в трудовом не определен, применению подлежат Положения о премировании и стимулирующих выплатах. Согласно п. 6.3 Примерного положения об оплате труда работников Учреждения, утвержденного Приказом Министерства территориального развития Забайкальского края от 28.01.2010 № 8, премирование руководителя Учреждения осуществляется с учетом результатов деятельности учреждения в соответствии с критериями оценки и целевыми показателями эффективности и результативности деятельности Учреждения. Размеры, периодичность и условия премирования руководителя Учреждения устанавливаются Положением о премировании (л.д. ). Как установлено по делу, обжалуемые приказы были приняты за добросовестное исполнение трудовых обязанностей и за работу малым числом. Как следует из Положения о стимулирующей выплате за интенсивность и высокие результаты работы, стимулирующая выплата за интенсивность и высокие результаты работы устанавливается всем работникам за интенсивность и высокие результаты работы. Стимулирующая выплата за интенсивность и высокие результаты работы устанавливается по приказу начальника ГУ СМЭУ Забайкальского края в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда работников, а также средств от приносящей доход деятельности, направленных учреждением на оплату труда работников и максимальными размерами не ограничивается. В указанном положении перечислены наименования должностей, которым производится выплата и размер такой выплаты. В перечне лиц, подлежащих премированию указан начальник Учреждения (л.д. ). Положением о премировании предусмотрены аналогичные основания премирования (л.д. №). Как установлено по делу, стимулирующая выплата производилась из фонда заработной платы, определенным Министерством территориального развития Забайкальского края, а также за счет средств от приносящей доход деятельности Учреждения. По делу установлено, что учреждение за период с 2010 по 2012 г.г. принесло в бюджет Забайкальского края доход (л.д. ). Положениями о премировании и стимулирующих выплатах предусмотрены основания для лишения стимулирующей выплаты. Как установлено по делу, обстоятельств, исключающих возможность выплаты ответчику стимулирующих и премиальных выплат, перечисленных в названных положениях, не имеется. Как пояснил представитель Минтерразвития Забайкальского края, претензий по работе Лепендина С.Н. не возникало. Оснований для лишения его премий, стимулирующих выплат не имелось. Право Лепендина С.Н. на получение стимулирующих выплат Министерством не оспаривается. Фактически в судебном заседании оспаривался порядок принятия приказов о «премировании». Между тем, с учетом установленных по делу обстоятельств, само по себе предполагаемое нарушение порядка выплаты заработной платы ответчику не может лишать последнего права на получение заработной платы (стимулирующих выплат). При определении обратного будут нарушены трудовые права Лепендина С.Н., что недопустимо. По делу так же установлено, что Лепендин С.Н., как начальник Учреждения, неоднократно обращался с вопросом о законности обжалуемых приказов в Министерство территориального развития Забайкальского края, Министерство труда Забайкальского края, и ему были даны письменные ответы о правомерности его действий (л.д. ). При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии со стороны ответчика злоупотребления и отсутствии оснований для удовлетворения иска. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение одного месяца, путем подачи апелляционной жалобы через суд, принявший решение. Судья В.Л. Каминский