Дело № 2-1651/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 16 октября 2012г. Ингодинский районный суд г. Читы в составе Председательствующего: судьи Шаркова К.О. При секретаре: Федоровой Д.С. С участием прокурора: Ташлыкова А.В. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ингодинского района г. Читы к ООО «Лидер», Администрации Ингодинского района городского округа «Город Чита», Администрации городского округа «Город Чита», ОАО «Забайкалспецтранс» о признании незаконным бездействия по исполнению обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов, понуждении устранить свалку, оборудовать площадку для контейнеров для сбора мусора, Установил: В своем иске прокурор указывает, что 12.09.2012 была произведена проверка придомовой территории многоквартирного жилого дома № по ул. в г.. В результате обследования установлено, что на придомовой территории данного многоквартирного жилого дома не оборудована площадка для размещения контейнеров для сбора мусора, указанные контейнеры установлены на земле. Рядом с контейнерами организована несанкционированная свалка бытовых отходов, сбор, вывоз и утилизация которых надлежащим образом не осуществляются. При проведении проверки установлено, что в соответствии с распоряжением комитета по управлению имуществом администрации городского округа «Город Чита» от 18.06.2008 № муниципальное недвижимое имущество - контейнерная площадка по адресу: передана на баланс МП «Забайкалспецтранс» и закреплена за ним на праве хозяйственного ведения. В 2009 г. МП «Забайкалспецтранс» преобразовано в ОАО «Забайкалспецтранс», в связи с чем указанная контейнерная площадка передана в собственность Общества. Согласно Уставу ОАО «Забайкалспецтранс», утвержденному решением постоянно действующей комиссии по приватизации муниципального имущества городского округа «Город Чита», единственным учредителем (акционером) Общества является городской округ «Город Чита» в лице комитета по управлению имуществом администрации городского округа «Город Чита». Вышеуказанные обстоятельства (отсутствие оборудованной контейнерной площадки, несанкционированная свалка бытовых отходов) являются нарушением санитарно-эпидемиологического законодательства, которое направлено на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Просит: 1. Признать незаконным бездействие ООО «Лидер», ОАО «Забайкалспецтранс», администрации Ингодинского административного района городского округа «Город Чита», администрации городского округа «Город Чита» по исполнению обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов. 2. Обязать ООО «Лидер», администрацию Ингодинского административного района городского округа «Город Чита», администрацию городского округа «Город Чита» ликвидировать свалку (собрать, вывезти и утилизировать находящиеся на свалке отходы), расположенную на придомовой территории многоквартирного жилого дома № по ул. в г. в течение 2 недель с момента вступления решения суда в законную силу. 3. Обязать администрацию городского округа «Город Чита», ОАО «Забайкалспецтранс» оборудовать в соответствии с требованиями СанПиН 42-128-4690-88, СанПиН 2.1.2.2645-10 и Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда площадку для размещения контейнеров для сбора мусора на придомовой территории многоквартирного жилого дома № по ул. в г. в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу. В судебном заседании прокурор Ташлыков А.В. исковые требования поддержал в полном объеме. Дополнительно к указанным в иске обоснованиям пояснил, что несмотря на проведенный вывоз ООО «Лидер» мусор, тем не менее остался, что подтвердил дополнительно представленными фотографиями. Поэтому, требование о ликвидации свалки остается. Полагает, что оборудование площадки для размещения контейнеров для сбора мусора входит в обязанность Админитсрации городского округа «Город Чита», а так же ОАО «Забайкалспецтранс» который является правопреемником МП «Забайкалспецтранс», а именно ему Администрацией городского округа передавалась на баланс площадка. Полагает, что с учетом названных обстоятельств оба ответчика обязаны оборудовать и содержать площадку соответствующим образом исходя из имеющихся у них обязанностей. Полагает, что требования заявлены в интересах неопределенного круга лиц. Наличие свалки, отсутствие оборудованной в соответствии с существующими требованиями контейнерной площадки для сбора и вывоза мусора нарушает права и законные интересы людей. Данную позицию и требования поддержали представители Роспотребнадзора Кушиташвили Т.А., Кошелев В.А. Представитель Администрации городского округа «Город Чита» направил в суд ходатайство об отложении слушания дела в связи с его занятостью. В удовлетворении ходатайства судом отказано. Представитель ОАО «Лидер» Говоркова Н.Ю. пояснила, что на прошлой неделе несанкционированная свалка была вывезена. Представила подтверждающий это акт. Просит в удовлетворении иска отказать. Представитель Администрации Ингодинского района городского округа «Город Чита» Гильванов Б.Н. просит в удовлетворении исковых требований отказать. Полагает, что оборудование площадки для установки контейнеров, сбора и вывоза мусора должно осуществлять ОАО «Забайкалспецтранс» в силу взятых на себя полномочий. Следить за несанкционированными свалками и вывозить мусор должно ООО «Лидер». Представитель ОАО «Забайкалспецтранс» Белослюдцева М.А. представила суду письменные возражения (л.д. ). Дополнительно пояснила, что несмотря на передачу в 2008г. по акту МП «Забайкалспецтранс» контейнерных площадок, фактически они не существовали. В последующем МП было акционировано и сейчас это частное предприятие. Оборудование площадок должно производиться за счет бюджета городского округа. Сама площадка вышла из строя и была списана ОАО. Представила выписку из приказа № от 28.05.2012. Выслушав участников процесса, изучив собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме по указанным в иске основаниям. Обязанность оборудования площадок для контейнеров сбора мусора, содержание придомовой территории регламентируется Федеральным законом от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», иными актами, в том числе Санитарными правилами и нормами СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденные Минздравом СССР 05.08.1988, №4690-88 (далее - СанПиН 42-128-4690-88) и Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 и введенные в действие с 15.08.2010 (далее - СанПиН 2.1.2.2645-10). В соответствии с п. 2.1.3. и 2.2.3. СанПиН 42-128-4690-88 и п. 8.2.5. СанПиН 2.1.2.2645-10, на территории домовладений должны быть оборудованы специальные площадки с бетонным или асфальтовым покрытием для размещения контейнеров для сбора мусора, ограниченные бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру, с удобными подъездами для транспорта. Площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, детских игровых площадок, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м., но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, которые определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления. СанПиН 42-128-4690-88 установлено: - система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) (п. 1.2.). - объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха (2.1.1.)- Согласно ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Аналогичные нормы закреплены в ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами является охрана здоровья человека, поддержание благоприятного состояния окружающей природной среды. В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. В соответствии с распоряжением комитета по управлению имуществом администрации городского округа «Город Чита» от 28.02.2008 № ООО «Лидер» передана техническая и бухгалтерская документация на многоквартирные жилые дома г. Читы для их содержания и обслуживания. Согласно приложению к указанному распоряжению ООО «Лидер» обслуживает жилой дом № по ул. в г.. Согласно разделу 2 Устава ООО «Лидер», одним из основных видов деятельности Общества является деятельность по управлению и обслуживанию жилого фонда, предоставлению жилищных и жилищно-коммунальных услуг населению. Данное обстоятельство и обязанность надлежащего содержания придомовой территории не оспаривается в судебном заседании представителем ООО «Лидер». Кроме того, частью 3 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а также ч. 3 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Пунктом 26 ч. 1 ст. 5 Устава городского округа «Город Чита», принятого Решением Думы городского округа «Город Чита» от 08.12.2011 №243, к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В соответствии со ст. 37 Устава городского округа «Город Чита», администрация городского округа, являющаяся исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Забайкальского края (ч. 1). Решением Думы городского округа «Город Чита» от 02.04.2009 №18 утверждена структура администрации городского округа «Город Чита», в которую входят администрации административных районов городского округа «Город Чита». Согласно ч. 5 ст. 37 Устава городского округа «Город Чита», правовое положение и полномочия администраций административных районов городского округа определяются Положением об администрации административного района, в котором предусматривается порядок организации и деятельности администрации административного района. Положением об администрации Ингодинского административного района городского округа «Город Чита», утвержденного Решением Думы городского округа «Город Чита» от 13.10.2011 №201 (далее - Положение), установлено, что администрация района является территориальным органом администрации городского округа, реализует полномочия администрации городского округа по решению вопросов местного значения и по выполнению переданных отдельных государственных полномочий на территории Ингодинского административного района городского округа (ст. 2). Статьей 9 Положения к полномочиям администрации Ингодинского административного района городского округа «Город Чита» отнесено осуществление благоустройства и озеленения, санитарной очистки района. Таким образом, обязанность за надлежащим содержанием территории, организации сбора и вывоза мусора, оборудованием соответствующих мест занимается в силу учредительных документов о них и муниципальные органы самоуправления в виде Администрации городского округа и его Административного района, на территории которого находится названный дом. Таким образом, обязанности по содержанию придомовой территории жилого дома № по ул. в г. в состоянии, соответствующем требованиям законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, несут управляющая организация ООО «Лидер», ОАО «Забайкалспецтранс», органы местного самоуправления. Между тем, непринятие ООО «Лидер», администрацией Ингодинского административного района городского округа «Город Чита» и администрацией городского округа «Город Чита» мер по организации своевременного вывоза мусора, а также непринятие администрацией городского округа «Город Чита» и ОАО «Забайкалспецтранс» мер по оборудованию площадки для размещения контейнеров для сбора мусора противоречит требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, влечет нарушение прав жителей вышеуказанного дома, соседних домов на благоприятную среду обитания, а кроме того, может повлечь возникновение и распространение различных заболеваний, причинение вреда жизни и здоровью граждан. Из материалов дела следует, что в 2008г. (л.д. ) МП «Забайкалспецтранс» на основании распоряжения Админитсрации городского округа «Город Чита» (л.д. ) приняло контейнерные площадки рыночной стоимостью руб. ОАО «Забайкалспецтранс» создано путем преобразования МП «Забайкалспецтранс». Общество является его правопреемником. При этом, единственным учредителем Общества является городской округ «Город Чита, что следует из п.п. 1.1., 1.4 Устава (л.д. ). Таким образом, контейнерные площадки, а так же обязанности в отношении эксплуатации, надлежащем содержании них переданы Обществу. Это же подтверждается из ответа комитета по управлению имуществом городского округа (л.д. ), который указывает контейнерные площадки, переданные и вошедшие в уставной капитал ОАО «Забайкалспецтранс» обязано приводить в надлежащее состояние названное Общество. Суду так же представлена нвестиционная программа по развитию системы коммунальной инфраструктуры ОАО «Забайкалспецтранс» на 2010-2016годы (л.д. ). Из названной программы следует, что Общество занимается оборудованием соответствующих контейнерных площадок. Так же из названного документа видно, что городской округ участвует в этой программе путем финансирования. Таким образом, как в предмет деятельности городского округа, так и Общества входит оборудование, содержание контейнерных площадок. Споры между ними о финансировании, степени участия не имеют значения в рамках требования прокурора в интересах жителей города. Спор между собой названные юридические лица могут разрешать, в случае его возникновения, в установленном законом порядке. Нарушенное право подлежит защите и требование подлежит удовлетворению в отношении всех указанных ответчиков в обязанности которых входит оборудование, содержание соответствующих площадок, вывоз мусора, содержание территории в надлежащем санитарном состоянии. Руководствуясь ст. ст. 194, 198ГПК РФ, суд Решил: Иск удовлетворить. Признать незаконным бездействие ООО «Лидер», ОАО «Забайкалспецтранс», администрации Ингодинского административного района городского округа «Город Чита», администрации городского округа «Город Чита» по исполнению обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов. Обязать ООО «Лидер», администрацию Ингодинского административного района городского округа «Город Чита», администрацию городского округа «Город Чита» ликвидировать свалку (собрать, вывезти и утилизировать находящиеся на свалке отходы), расположенную на придомовой территории многоквартирного жилого дома № по ул. в г. в течение 2 недель с момента вступления решения суда в законную силу. Обязать администрацию городского округа «Город Чита», ОАО «Забайкалспецтранс» оборудовать в соответствии с требованиями СанПиН 42-128-4690-88, СанПиН 2.1.2.2645-10 и Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда площадку для размещения контейнеров для сбора мусора на придомовой территории многоквартирного жилого дома № 55 по ул. Промышленная в г. Чите в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано в месячный срок в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда с подачей жалобы через Ингодинский районный суд г. Читы. Судья: Шарков К.О.
Иных участников: Белослюдцевой М.А., Гильванова Б.Н., Говорковой Н.Ю., Кушиташвили Т.А., Кошелева В.А.