Решение о возложении обязаности организовать освещение придомовой территории



Дело № 2-1621/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 октября 2012г. Ингодинский районный суд г. Читы в составе

Председательствующего6 судьи Шаркова К.О.

При секретаре: Федоровой Д.С.

С участием прокурора: Соболева И.Г.

Представителей ответчиков: Крючковой Н.И., Говорковой Н.Ю.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ингодинского района г. Читы в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Лидер», Администрации городского округа «Город Чита» о возложении обязанности организовать освещение придомовой территории,

Установил:

В своем иске прокурор Ингодинского района г. Читы указывает, что

Прокуратурой района по заявлению жильцов МКР в г. об отсутствии уличного освещения проведена проверка.

Статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения отнесена организация освещения улиц. Аналогичное положение содержится в п. 27 ст. 5 Устава городского округ "Город Чита".

Согласно п. 9.1 Правил благоустройства территории городского округа "Город Чита", принятых Решением Думы городского округа "Город Чита" №223 от 20.12.2007, улицы, дороги, площади, набережные, мосты, бульвары и пешеходные аллеи, общественные и рекреационные территории, территории жилых кварталов, микрорайонов, жилых домов, территории промышленных и коммунальных организаций, а также арки входов, дорожные знаки и указатели, элементы информации о населенных пунктах должны освещаться в темное время суток по расписанию, утвержденному администрацией городского округа.

Обязанность по освещению данных объектов возлагается на их собственников или уполномоченных собственником лиц.

Освещение территории городского округа осуществляется энерго снабжающими организациями по договорам с администрацией городского округа, с физическими и юридическими лицами, независимо от их организационно-правовых форм, являющимися собственниками отведенных им в установленном порядке земельных участков (п. 9.2 Правил).

Строительство, эксплуатация, текущий и капитальный ремонт сетей наружного освещения улиц осуществляются специализированными организациями по договорам с администрацией городского округа (п. 9.3 Правил).

Согласно п. 2.5 Правил, территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе прилегающая территория, территории парков, скверов, рощ, садов, бульваров, площадей, улиц, и иные территории).

Придомовая территория - определенная проектом жилого дома территория, предназначенная для организации мест отдыха, детских, физкультурных и хозяйственных площадок, зеленых насаждений, создания пешеходных дорожек, проездов и мест стоянки автотранспорта данного жилого дома (п. 2.6 Правил).

В соответствии с ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Согласно ч.ч.1, 2 ст. 154 Жилищного кодекса РФ, плата за содержание и ремонт общего имущества дома включена в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Из смысла п. 4 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ следует, что земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенными на указанном земельном участке объекты, является общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме.

Исходя из содержания Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к ведению местного самоуправления относятся вопросы обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований, т.е. вопросы, удовлетворения самых насущных, жизненных потребностей людей, к которым, в частности, относятся и вопросы организации уличного освещения в муниципальных образованиях.

Согласно распоряжению председателя Комитета по управлению имуществом администрации городского округа «город Чита» № от 28.02.2008, дом № в МКР в г. находится на обслуживании ООО «Лидер».

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Отсутствие уличного освещения нарушает права граждан на личную безопасность в вечернее и ночное время суток. Данное обстоятельство ведет к нарушению прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В связи с чем прокурор и обращается в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц.

Прокурор просит:

Обязать ООО «Лидер» и администрацию городского округа «Город Чита» организовать освещение придомовой территории дома № в МКР. в г. в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании прокурор Соболева И.Г. исковые требования поддержала в полном объеме. Пояснила, что отсутствие уличного освещения нарушение права как жильцов указанного дома, так и неограниченного круга лиц, которые праве требовать уличного освещения.

Полагает, что освещение должно производиться муниципальными органами власти за счет своих средств. освещение не может быть возложено на жителей.

Представитель ООО «Лидер» Говоркова Н.Ю. просит в удовлетворении исковых требований отказать. Пояснила, что в их обязанность входит уличное освещение у подъездов домов и лестничное освещение за которое оплату производят жители дома. Уличное освещение в фонарными столбами, проводами и т.д. им не передавалось и не может быть возложено на них. В установленный тариф, принимаемые от населения платежи это не входит. Поэтому собирать оплату, производить освещение не может быть возложено на управляющую компанию.

Фонарное освещение на столбах не запитано от дома, а самостоятельно в качестве уличного освещения. Данное оборудование не передавалось для обслуживания и использования как комплекс к дому.

Представитель Администрации городского округа «Город Чита» Крючкова Н.И. так же просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Представила суду свои письменные возражения (л.д. ). Дополнительно пояснила, что придомовое освещение производится по решению собрания собственников жилого дома за их счет. Фонарные столбы находятся на расстоянии до 5 метров от жилого дома, что видно из представленных фотографий прокурора. Следовательно, жильцы дома сами должны нести расходы по освещению территории. На городской округ эта обязанность не может быть возложена.

Выслушав участников процесса, изучив собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению частично.

Как видно из представленных фотографий при строительстве дома установлены осветительные мачты городского освещения (л.д. ).

Суд полагает их нельзя отнести к придомовому освещению, обеспечивающему нужды только жильцов дома. Имеет место капитальное строительство с внутриквартальным освещением, возведенное в едином комплексе с жилым комплексом. Мачты освещения направлены на освещение, в том числе проезжей части как внутри квартала, так и за его пределами. Микрорайон находится внутри города. Поэтому, вычленять его как освещение конкретной придомовой территории из городской территории, суд полагает нельзя.

Статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения отнесена организация освещения улиц. Аналогичное положение содержится в п. 27 ст. 5, Устава городского округа "Город Чита" согласно которого в его обязанности входит утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа;

Освещение общей городской территории на может быть отнесено к управлению многоквартирного дома с возложением на жильцов по обслуживанию городской инфраструктуры, в том числе освещения улиц, проездов между домами и т.д.

пункте 66 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" содержится следующее разъяснение: в силу частей 2 и 5 статьи 16 Вводного закона к Жилищному кодексу Российской Федерации земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется. Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие ЖК РФ (часть 2 статьи 16 Вводного закона). Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (часть 5 статьи 16 Вводного закона).

Дом новой постройки. На кадастровый учет земельный участок не передан в обую долевую собственность владельцев дома.

Согласно пункту 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ перечень работ по содержанию общего имущества не предусматривает освещение придомовой территории, таким образом обязанность по организации освещения не может быть возложена на собственников конкретного дома или иных домов, находящихся поблизости. Отнесение уличного освещения к расходам общего имущества многоквартирного жилого дома не основано на требованиях закона.

Освещение установлено между жилыми многоквартирными домами микрорайона, выходит на дорогу за домом. Данная территория относится к местам общественного пользования.

Исходя из содержания Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к ведению местного самоуправления относятся вопросы обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований, т.е. вопросы, удовлетворения самых насущных, жизненных потребностей людей, к которым, в частности, относятся и вопросы организации уличного освещения в муниципальных образованиях. Отсутствие уличного освещения нарушает права граждан на личную безопасность в вечернее и ночное время суток, а также на безопасность дорожного движения. Данное обстоятельство ведет к нарушению прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Из представленного суду муниципального контракта на выполнение работ для городских нужд (л.д. ) следует, что работы по освещению заключались именно Администрацией городского округа «Город Чита» для удовлетворения нужд жителей города.

В то же время, суд не может согласиться с доводами истца, что обязанность организации освещения может быть возложена на ООО «Лидер», полномочия которой определены договором с Администрацией городского округа по обслуживанию жилого фонда. Данная деятельность не может быть признана их совместной деятельностью. ООО «Лидер» исполняет за оплату строго установленные обязанности. Оно не может заключить договор на поставку электроэнергии, освещении территории муниципального образования в связи с отсутствием на то полномочий.

В домовое имущество не входит система уличного освещения с установленными фонарными столбами, системой передачи электроэнергии. Доказательств этого не представлено. Это имущество не передавалось на обслуживание ООО «Лидер». Названная Управляющая компания не обслуживает их, они не принадлежат собственникам жилых помещений.

Руководствуясь ст. ст. 194, 198ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования удовлетворить частично.

Обязать Администрацию городского округа «Город Чита» организовать освещение улицы возле дома № в МКР в г. посредством установленной системы уличного освещения возле дома в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда с подачей жалобы через Ингодинский районный суд г. Читы.

Судья: Шарков К.О.