Решение о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий



Дело №2-1512/2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 октября 2012 года г. Чита

Ингодинский районный суд г. Читы в составе:

Председательствующего: судьи Процкой Т.В.

При секретаре: Спиридович Д.Э.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рыкуновой ТИ к Министерству обороны РФ, ФГУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, восстановлении в списках нуждающихся в обеспечении жилым помещением,

У С Т А Н О В И Л :

Истица обратилась в суд с иском, в котором указывает на то, что проходила службу с 22.06.1993 по контракту в войсковой части 28685. 24.03.2009 уволена на пенсию В 1999 году командование части выделило истице квартиру, расположенную в <адрес>, <адрес>. 29.02.2000 истица была зарегистрирована по данному адресу, а 06.02.2008 с ней заключен договор найма, и командованием части она была снята с учета на получение жилья. 15.02.2010 с ней был заключен договор на передачу квартир в собственность граждан, однако истице отказали в регистрации данного договора и признании права собственности в судебном порядке на данную квартиру, поскольку квартира является служебной. Считает, что права её нарушены, она не могла быть исключена из списка очередников на получение жилых помещений по последнему перед увольнением месту службы. Просит обязать Министерство обороны РФ, ФГУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» признать её нуждающейся в улучшении жилищных условий, восстановить истицу в списках нуждающихся в обеспечении постоянным жильем, обеспечить истицу жилым помещением, не имеющим статуса служебное в Ингодинском районе г. Читы п. Песчанка.

В судебном заседании истица, представитель истицы Катанаева Т.И. исковые требования поддержали в полном объеме, дополнительно пояснили, что истица обратилась в ФГУ «Востокрегионжилье» с заявлением о восстановлении её в списках нуждающихся в обеспечении жилым помещением, однако, ответ истице не дан.

Представитель Министерства Обороны РФ надлежаще извещался о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, возражений не представил.

Представитель ФГУ «Востокрегионжилье» в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, представив отзыв, согласно которому просил в иске отказать, считает право истицы нарушено органом, отказавшим ей в регистрации права собственности.

Представитель третьего лица ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ Кайгородова К.В. просила рассмотреть дело в её отсутствие.

Выслушав истицу, представителя истицы, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, суд пришел к следующему.

Пунктами 2.1 и 2.2 Приказа Министерства обороны РФ от 18 ноября 2010г. №1550 предусмотрено, что Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее именуется Департамент жилищного обеспечения): а) организует в Министерстве обороны Российской Федерации (далее именуется Министерство обороны) деятельность по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями; б) координирует деятельность органов военного управления по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями; в) осуществляет следующие функции уполномоченного органа по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями: принятие решений о принятии (об отказе в принятии) военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (далее именуются нуждающиеся в жилых помещениях); ведение реестра военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях; распределение жилых помещений; снятие военнослужащих с учета нуждающихся в жилых помещениях; предоставление жилых помещений военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей; заключение (расторжение, изменение) с военнослужащими договоров социального найма жилого помещения и найма служебного жилого помещения.

В силу п.1 Приказа Министерства обороны РФ №1455 от 3 ноября 2010 г. Департамент жилищного обеспечения МО РФ, как уполномоченный орган Министерства обороны РФ осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны РФ - ФГУ Западное, Центральное, Восточное и Южное региональные управления жилищного обеспечения.

На территории Забайкальского края функции по решению вышеназванных вопросов осуществляет ФГУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ.

В связи с прекращением деятельности жилищных комиссий в соответствии с Приказом Министра обороны РФ от 3 ноября 2010 года №1455 функции по ведению реестра военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, и обеспечению жилыми помещениями военнослужащих возложены на Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ. В ведение указанного органа переданы полномочия по признанию военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях, орган наделен полномочиями по снятию военнослужащих с учета нуждающихся, по принятию решений о предоставлении военнослужащим распределенных жилых помещений.

В силу ст. 15 п. 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих - граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.

В силу абз. 2 ст. 23 названного закона военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом статьи 15 настоящего Федерального закона.

Как усматривается из материалов дела, истица Рыкунова Т.И. на момент увольнения с военной службы по возрасту в марте 2009 года имела выслугу 15 календарных лет 9 месяцев 01 день, что подтверждается Справкой войсковой части 28685 (л.д. ).

В судебном заседании установлено, что ГУ Антипихинской КЭЧ района с истицей заключен договор социального найма жилого помещения от 06.02.2008 на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> (л.д. ).

Кроме того, ГУ Антипихинской КЭЧ района с истицей подписан Договор на передачу квартир в собственность граждан от 15.02.2010 (л.д. ).

В судебном заседании установлено, что истице отказано в регистрации права на квартиру в связи с тем, что квартира имеет статус «служебная».

Кроме того, истице Решением Ингодинского районного суда г. Читы от 08.07.2010 отказано в удовлетворении исковых требований о признании права на служебную квартиру (л.д. ).

Согласно выписке из реестра федерального имущества от 25.05.2012 квартира, расположенная по адресу: <адрес> имеет статус «служебная».

Судом установлено, что подтверждено отзывом ФГУ «Востокрегионжилье», истица состояла на учете нуждающихся в обеспечении жильем по договору социального найма. В целях решения её жилищного вопроса при увольнении с военной службы жилое помещение по адресу: <адрес> было предоставлено ей как жилое помещение для постоянного проживания в избранном ею после увольнения месте жительства. Истица не может быть принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий поскольку является обеспеченной жильем по договору социального найма.

Увольнение истицы с военной службы без признания ее нуждающейся в получении жилья не лишило ее права восстановить нарушенные права путем обращения в компетентный орган, которым является ФГУ «Востокрегионжилье» Министерства обороны РФ, с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении (л.д. ).

Однако, как установлено в судебном заседании, истице не представлен ответ на её обращение в ФГУ «Востокрегионжилье» Министерства обороны РФ о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении в связи с исключения ее из списков личного состава.

Для восстановления нарушенных прав истицы при рассмотрении заявления о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении ФГУ «Востокрегионжилье» Министерства обороны РФ следует исходить из установленного факта нарушения жилищных прав истицы в период пребывания на военной службе, выразившегося в том, что истице передано жилое помещение по договору социального найма, имевшим статус служебного.

В соответствии с п.1 ст.15 ФЗ РФ от 27.05.1998 «О статусе военнослужащих» военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) договор найма служебного жилого помещения. В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения. Условия и порядок заключения такого договора определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

При таком положении, у Министерства Обороны РФ в лице Антипихинской КЭЧ района не имелось оснований для заключения с истицей договора социального найма жилого помещения, поскольку жилое помещение имеет статус служебного.

Следовательно, при увольнении со службы истица не была обеспечена жилым помещением.

Оценивая вышеизложенное, суд пришел к выводу о том, что ссылка ответчика в обоснование отказа в постановке на учет на то, что истица обеспечена жилым помещением, несостоятельна.

Следовательно, истица в силу закона, при увольнении не могла быть исключена из списка нуждающихся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы, то есть в войсковой части 28685.

Отсутствие обязательств в порядке правопреемства жилищных комиссий не освобождает ФГУ «Востокрегионжилье» Министерства обороны РФ от обязанности восстановления жилищных прав истицы, факт нарушения которых установлен.

При таком положении, требования истицы об обязании ответчиков принять истицу на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в избранном ею после увольнения месте жительства в <адрес> подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск удовлетворить.

Обязать Министерство обороны РФ, ФГУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ принять Рыкунову ТИ на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в избранном ею после увольнения месте жительства в <адрес>.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Забайкальский краевой суд через Ингодинский районный суд г.Читы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, исчисляя с 15 октября 2012 года.

Судья Процкая Т.В.

<данные изъяты>