Дело № 2-1510/2012 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 18 октября 2012 года город Чита Ингодинский районный суд г. Читы в составе: Председательствующего судьи Каминского В.Л., при секретаре Дружининой В.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Забайкальского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Забайкальскому краю» о возложении обязанности по совершению действий, УФСИН России по Забайкальскому краю о финансировании данных действий, У С Т А Н О В И Л: Прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с указанным иском, уточнениями к нему, ссылаясь на следующие обстоятельства. В ходе прокурорской комплексной проверки исполнения федерального законодательства в Федеральном казенном учреждении «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Забайкальскому краю» (далее - СИЗО-1), выявлены нарушения требований Федерального закона №103-Ф3 от 15.07.2995 «О содержании под стражей подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений» (далее Закон) и жилищного законодательства относительно содержания и эксплуатации жилого фонда. При обследовании установлено, что в помещении, предназначенного для проживания осужденных, оставленных в СИЗО оконные рамы с отслоившейся покраской, подверглись значительному износу вследствие гниения, коробления и разрушения в узлах. Имеющиеся оконные рамы в этом помещении находятся в неудовлетворительном санитарном состоянии, герметичную плотность они не обеспечивают, благоприятные условия для проживания осужденных не обеспечены. По представлению прокуратуры края, внесенному в адрес начальника УФСИН России по Забайкальскому краю по результатам предыдущей проверки проведенной в июле 2011, эти нарушения не устраняются, что подтверждается справкой прокуратуры края о результатах контрольной проверки в СИЗО-1, информацией начальника отдела режима СИЗО-1. Прокурор просит обязать администрацию Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Забайкальскому краю» в трехмесячный срок со дня вступления решения в законную силу заменить на новые сгнившие оконные рамы в спальных комнатах и комнате воспитательной работы помещения, предназначенного для проживания осужденных, оставленных в следственном изоляторе № 1, по адресу: <адрес>. Обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Забайкальскому краю профинансировать мероприятия по замене сгнивших оконных рам в указанных помещениях. В ходе судебного заседания участвующий в деле прокурор доводы и требования иска поддержал в полном объеме. Представил суду Акт Государственной жилищной инспекции Забайкальского края, подтверждающий доводы иска и необходимость замены окон. Судом по делу привлечен распорядитель финансов - ФСИН России. Представители ответчиков с иском не согласились по доводам, изложенным в отзывах (л.д. ). Считают, что достаточно провести ремонт окон. Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу. Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. Суд согласен с тем, что несмотря на то, что все находящиеся в СИЗО-1 лица могут быть определены, учитывая специфику отбывания наказания, помещения лиц под стражу, данный контингент постоянно меняется. Поэтому, прокурор вправе обращаться с требованием в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц. Тем более, необходимо учитывать особую специфику данного контингента и ответственность за него государства в связи с тем, что эти лица находятся там не по собственной воле, а по приговору суда, соответствующему постановлению суда и следственных органов. В данном случае имеет место социальная защита конкретной категории лиц, защита здоровья и прав лиц, ограниченных в свободе и ряде иных прав, что вытекает из закона. При таких обстоятельствах доводы ответчиков об отсутствии у прокурора полномочий для предъявления рассматриваемого иска, несостоятельны. В соответствии с положениями ст. 92 Жилищного Кодекса Российской федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения. В качестве таковых используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов, к которым относят общежития. Согласно свидетельству о государственной регистрации прав на недвижимое имущество в оперативном управлении ФКУ СИЗО-1 имеется общежитие на 150 мест, расположенное по адресу: <адрес> В соответствии с п. 3.19 Положения о следственном изоляторе -следственный изолятор для выполнения стоящих перед ним задач осуществляет строительство и ремонт объектов, обеспечивающих жизнедеятельность следственного изолятора, жилья и объектов социальной сферы для его персонала. Контролирует расходование выделенных на эти цели ассигнований. Обеспечивает создание жилищного фонда следственного изолятора и его эксплуатацию. Согласно п. 4.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда № 170 от 27.09.2003 - организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать исправное состояние окон, дверей и световых фонарей; устранять неисправности заполнений оконных и дверных проемов в виде разрушения окраски оконных коробок, отсутствия ослабления крепления стекол и т.д. Оконные проемы, подвергшиеся значительному износу (вследствие гниения, коробления, разрушения в узлах и т.п.) должны заменяться новыми, проантисептированными аналогичной конструкции и формы с однотипными приборами. В соответствии с п. 3.19 Положения о следственном изоляторе - следственный изолятор для выполнения стоящих перед ним задач осуществляет строительство и ремонт объектов, обеспечивающих жизнедеятельность следственного изолятора, жилья и объектов социальной сферы для его персонала. Контролирует расходование выделенных на эти цели ассигнований. Обеспечивает создание жилищного фонда следственного изолятора и его эксплуатацию. Как следует из акта прокурора и акта Государственной жилищной инспекции Забайкальского края обследования технического состояния оконных заполнений в здании общежития, предназначенного для проживания осужденных, оставленных в ФКУ СИЗО-1, расположенному по адресу: <адрес> все оконные заполнения (оконные блоки, рамы, остекление) во всех указанных помещениях общим количеством 16 шт. находятся в неудовлетворительном состоянии (имеет место в значительной степени биологическое повреждение- гниение деревянных конструкций оконных заполнений, вспучивание и отслоение окрасочного слоя, значительные щели в притворах, ослабление крепления стекол и приборов, неплотности по периметру оконных блоков). Необходимо проведение капитального ремонта (замены) всех 16-и оконных заполнений в указанных помещениях (л.д. ). Допустимых доказательств, подтверждающих обратное, суду не представлено. Пояснения специалиста УФСИН России по Забайкальскому краю о том, что окна в замене не нуждаются и возможно лишь проведение ремонта, суд во внимание не принимает, поскольку этот специалист состоит в трудовых отношениях с ответчикам и является лицом заинтересованным. Ссылка, в данном случае, в иске на п. 4.7.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, суд полагает допустимой. Несмотря на то, что указанный фонд СИЗО-1 не зарегистрирован в качестве жилого в связи с его специальным назначением, однако, сторонами не оспаривается, что лица, оставленные в СИЗО фактически проживают в помещении, где прокурор прости заменить оконные рамы. Поэтому, обеспечение норм и правил проживания должно соответствовать не только нормам и приказам по пенитенциарной системе, но и, при отсутствии, регламентации ими, необходимо руководствоваться норма регламентирующими состояние объекта исходя из его целей, задач и назначения. Осужденные и иные лица, находящиеся в СИЗО-1 спят, работают, осуществляют прием пищи и т.д. в этих помещениях. Поэтому, несмотря на временность нахождения их там, данному контингенту должны быть обеспечены условия, соответствующие для названных целей (работы, сна, приема пищи и т.д.). Требование о замене или ремонте неисправных окон является общим независимо от цели и регистрации помещения. Окно должно быть исправным и отвечать целям и задачам окна. Прокурор не заявляет требования о приведении в соответствии именно того или иного СНиПА и т.д. Заявлено требование о замене на новые сгнившие оконные рамы, что отвечает требованиям разумности и направлено на защиту социальных прав, здоровья лиц, находящихся в СИЗО-1. Согласно ст. 12 Гражданского Кодекса РФ прокурор вправе предъявить требования об устранении нарушений, совершении действий. Отсутствие финансовых средств на цели ремонта и замены окон не освобождает от исполнения обязанностей определенных федеральным законодательством. Это связано с защитой прав и интересов неопределенного круга лиц здоровья, безопасности, гарантий социальных прав осужденных, которые не могут выбирать себе место пребывания, условия отбывания наказания и ограниченные в ряде прав. Ответственность казенного предприятия предусмотрена ст. 56 Гражданского Кодекса Российской Федерации согласно которой, казенное предприятие и учреждение отвечают по своим обязательствам в порядке и на условиях, предусмотренных пунктом 5 статьи 113, статьями 115 и 120 Гражданского Кодекса РФ. Согласно п. 5 ст. 113 Гражданского Кодекса Российской Федерации унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества. В силу п.5 ст. 115 Гражданского Кодекса Российской Федерации собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества. В соответствии с абзац 4 ч. 2 ст. 120 Гражданского Кодекса Российской Федерации частное или казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. Судом привлечен собственник имущества и распорядитель финансовых средств - ФСИН России. Таким образом, при недостаточности средств СИЗО-1 и УФСИН по Забайкальскому краю обязанность по финансирования выполнения действий определенных судом возлагается на него. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Обязать администрацию Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Забайкальскому краю» в течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу заменить на новые сгнившие, деформированные оконные рамы в спальных комнатах и комнате воспитательной работы помещения, предназначенного для проживания осужденных, оставленных в следственном изоляторе № 1, по адресу: <адрес> Обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Забайкальскому краю профинансировать мероприятия по замене на новые сгнившие, деформированные оконные рамы в спальных комнатах и комнате воспитательной работы помещения, предназначенного для проживания осужденных, оставленных в следственном изоляторе № 1, по адресу: <адрес> При недостаточности денежных средств у ФКУ СИЗО-1, УФСИН по Забайкальскому краю, обязать ФСИН России профинансировать указанные работы. Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через суд, принявший решение. Судья В.Л. Каминский