Решение по делу о взыскании обязательных платежей



Дело № 2-932/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

гор. Пермь <дата>

Индустриальный районный суд г. Перми в составе:

федерального судьи Толкушенковой Е.Ю.,

при секретаре Крюковой О.В.,

с участием представителя истца ИФНС России по Индустриальному району г. Перми Кириенко Д.Ю., действующего на основании доверенности,

ответчика Гуковой Г.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску инспекции Федеральной налоговой службы РФ по Индустриальному району г. Перми к Гуковой Г.П. о взыскании земельного налога и пени,

УСТАНОВИЛ:

ИФНС России по Индустриальному району г. Перми обратилась в суд с иском к Гуковой Г.П. о взыскании земельного налога и пени, указав в его обоснование, что Гуковой Г.П., в силу ст. 388 НК РФ, является плательщиком земельного налога. Объектом налогообложения, в соответствии с п.1 ст. 389 НК РФ, признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог. Налоговая база, согласно ст. 390 НК РФ, определяется как кадастровая стоимость земельных участков, которая определяется, в соответствии с земельным законодательством РФ. Налоговая база определяется налоговым органом на основании сведений, предоставленных органами, осуществляющими ведения государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований. Органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы муниципальных образований ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом (в силу ст. 393 НК РФ - календарный год), обязаны сообщать в налоговые органы сведения о земельных участках, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налоговые ставки устанавливаются правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать:

1) 0,3 процента в отношении земельных участков:

отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;

занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, уплачивается не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Гуковой Г.П. с <дата> года является собственником 1769/10000 доли земельного участка, кадастровый номер: 59:01:44 16004:31, расположенного по адресу: <адрес>.

Следовательно, Гукова Г.П. на основании ст.388 НК РФ является плательщиком земельного налога.

По данным Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пермскому краю кадастровая стоимость земельного участка составляет 98300001 руб.

Решением Пермской городской Думы от 08.11.2005 г. № 187 «О земельном налоге на территории г. Перми» было утверждено Положение о земельном налоге на территории города Перми (далее по тексту - Положение).

В соответствии со ст. 2 Положения, налоговые ставки устанавливаются в следующих размерах:

0,1 процента в отношении земельных участков:

предоставленных физическим лицам или приобретенных физическими лицами для индивидуального жилищного строительства;

занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса);

0,2 процента в отношении земельных участков:

предоставленных или приобретенных для личного подсобного хозяйства садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства (в ред. решения Пермской городской Думы от 26.06.2007 N 153)

предоставленных (приобретенных) под индивидуальные гаражи, a также под гаражи в гаражно-строительных, гаражно-эксплуатационных и иных гаражных кооперативах овощные ямы (индивидуальные и в кооперативах овощных ям);

0,3 процента в отношении земельных участков:

отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования и используемых для сельскохозяйственного производства;

предоставленных (приобретенных) для жилищного строительства, зa исключением земельных участков, предоставленных физическим лицам или приобретенных физическими лицами для индивидуального жилищного строительства;

1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Согласно п. 1.2. Договора купли-продажи земельного участка №... от <дата> г. на Участке имеются встроенные помещения, совмещенные со зданием.

Согласно Выпискам из Единого государственного реестра прав нa недвижимое имущество и сделок с ним от <дата> г. №... и №... наименование объекта (имущества), расположенного на земельном участке - встроенные помещения, a нe индивидуальный гараж.

Таким образом, земельный участок фактически используется под встроенные помещения, a не под индивидуальный гараж.

Соответственно, Инспекцией применена ставка 1,5 % как прочий земельный участок правомерно. Земельный налог за 2009 г., исходя их ставки 1,5 %, составил 260 839, 05 руб. (98300001*1769/10000*1,5%*12/12).

Согласно решению Пермской Государственной думы от 08.11.2005 г. № 187 (ред. от 25.09.2007 г.) «О земельном налоге на территории г. Перми» налогоплательщиками - физическими лицами налог уплачивается на основании налогового уведомления равными долями; сумма авансового платежа по налогу уплачивается 15 сентября текущего года; сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, уплачивается не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Таким образом, срок уплаты авансового платежа по земельному налогу зa 2009 г. - 15.09.2009 г.

В соответствии с п. 4 ст. 397 НК РФ Инспекцией Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г. Перми было сформировано и направлено почтой в адрес налогоплательщика налоговое уведомление на уплату физическим лицом авансового платежа по земельному налогу за 2009 г. №... на сумму 130 419 руб.53 коп. (260 839.05/2). В установленный законодательством срок - <дата> г. налог уплачен не был.

Налогоплательщику направлялось требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа №... по состоянию нa <дата> г. со сроком добровольной уплаты до <дата> г.

<дата> г. Гуковой Г.П. был уплачен налог в размере 17 389 руб. 62 коп.

Таким образом, остаток недоимки составляет 113 030 руб. 26 коп.

В связи с тем, что налогоплательщиком сумма налога в установленный срок не уплачена, налогоплательщику, в соответствии со ст. 75 НК РФ, были начислены пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального Банка РФ от неуплаченной суммы налога зa каждый день просрочки.

На <дата> г. размер пени составляет 3 944 руб. 77 коп.

До настоящего времени сумма налога и пени не уплачены, что подтверждается выпиской из лицевого счета.

На основании изложенного, просит взыскать с Гуковой Г.П.авансовый платеж по земельному налогу за 2009 г. в размере 113 030 руб. 26 коп. и пени в размере 3 944 руб. 77 коп.

В судебном заседании представитель истца на заявленных требованиях настаивает, поскольку ответчик имеет встроенное помещение, а не индивидуальный гараж, поэтому правомерно была применена ставка 1,5%, как за прочие земельные участки, поскольку налог и пени не уплачены, просит взыскать их с ответчика. Также указывает на то, что ответчица сдает в аренду данное встроенное помещение и извлекает из этого прибыль.

Ответчик Гукова Г.П. с иском не согласна, поскольку земельный участок, собственником которого она является (доли в праве собственности), относится к земельному участку для использования под существующий гараж, в связи с чем, в соответствии с п. 2 Положения о земельном налоге на территории г. Перми к данному земельному участку должна быть применена налоговая ставка в размере 0,2 % как к земельному участку, предоставленному под индивидуальный гараж. Земельный налог за 2009 г., исходя из данной ставки, составляет 34 778, 54 руб. Авансовый платеж по земельному налогу за 2009 г. составляет 17 389 руб.27 коп. (34 778.54/2). <дата> г. ею и был уплачен авансовый платеж по земельному налогу за 2009 г. в размере 17 389,27 руб., признает, что налог уплачен с нарушением срока, установленного для уплаты земельного налога, поэтому уплатила пени за указанный период в размере 148,97 руб. ИФНС не расценивает гараж как индивидуальный гараж, поэтому при расчете налога, подлежащего уплате, налоговым органам применена налоговая ставка в размере 1,5 %.

Заслушав стороны, показания свидетеля гр. З., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Гукова Г.П. является собственником 1769/10000 доли земельного участка, площадью 7 232,27 кв. м., имеющего разрешенное использование под существующий гараж, расположенного на землях населенных пунктов по адресу: <адрес>

Данные обстоятельства подтверждаются копией договора купли-продажи земельного участка от <дата> г. л.д. 5-8), копиями выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним л.д. 9-10), а также показаниями свидетеля гр. З., арендовавшего данный гараж у Гуковой Г.П.

В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ, налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, уплачивается не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, которым, в силу ст. 393 НК РФ, признается календарный год.

Поскольку Гукова Г.П. является собственником долей указанного выше земельного участка, она является плательщиком земельного налога.

В соответствии с п. 1 ст. 394 НК РФ, налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

1) 0,3 процента в отношении земельных участков:

отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;

занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

В силу п. 2 ст. 394 НК РФ, допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Исходя из изложенного выше и в соответствии с положениями ст. 387 НК РФ, Решением Пермской городской Думы от 8.11.2005 г. № 187 было утверждено Положение о земельном налоге на территории города Перми (далее - Положение).

В соответствии со ст. 2 Положения, налоговые ставки устанавливаются в следующих размерах:

0,1 процента в отношении земельных участков:

предоставленных физическим лицам или приобретенных физическими лицами для индивидуального жилищного строительства;

занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса);

0,2 процента в отношении земельных участков:

предоставленных или приобретенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

предоставленных (приобретенных) под индивидуальные гаражи, а также под гаражи в гаражно-строительных, гаражно-эксплуатационных и иных гаражных кооперативах, овощные ямы (индивидуальные и в кооперативах овощных ям);

0,3 процента в отношении земельных участков:

отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования и используемых для сельскохозяйственного производства;

предоставленных (приобретенных) для жилищного строительства, за исключением земельных участков, предоставленных физическим лицам или приобретенных физическими лицами для индивидуального жилищного строительства;

1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

По данным Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пермскому краю в пользовании Гуковой Г.П. с <дата> г. имеется земельный участок, кадастровая стоимость которого составляет 98300001 руб.

Налоговый орган определил сумму земельного налога за 2009 г., подлежащую уплате Гуковой Г.П., исходя из ставки 1,5 процента, в размере 260 839, 05 руб. (98300001*1769/10000*1,5%*12/12)., т.к. посчитал, что земельный участок, собственником долей которого является налогоплательщик, относится к прочим земельным участкам.

Согласно решению Пермской Государственной думы от 08.11.2005 г. № 187 (ред. от 25.09.2007 г.) «О земельном налоге на территории г. Перми» налогоплательщиками - физическими лицами налог уплачивается на основании налогового уведомления равными долями; сумма авансового платежа по налогу уплачивается 15 сентября текущего года; сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, уплачивается не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Таким образом, срок уплаты авансового платежа по земельному налогу зa 2009 г. - 15.09.2009 г.

В соответствии с п. 4 ст. 397 НК РФ Инспекцией Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г. Перми было сформировано и направлено почтой в адрес налогоплательщика налоговое уведомление на уплату физическим лицом авансового платежа по земельному налогу за 2009 г. №... на сумму 130 419 руб.53 коп. (260 839.05/2) л.д.13-14, 15-16). В установленный законодательством срок - <дата> г. налог уплачен не был.

Налогоплательщику направлялось требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа №... по состоянию нa <дата> г. со сроком добровольной уплаты до <дата> г. л.д.17).В установленный срок налог уплачен не был. После выставления ответчику требования, Гуковой Г.П. <дата> г. был уплачен налог в размере 17 389,27 руб., неуплаченная недоимка составляет 113 030,26 руб.

По мнению суда, исчисление истцом размера земельного налога, подлежащего уплате ответчиком, исходя из ставки 1,5 процента, противоречит действующему законодательству о налогах и сборах, в силу нижеследующего.

Налогоплательщик является собственником долей земельного участка, имеющего разрешенное использование под существующий гараж. Статьей 2 Положения предусмотрено, что льготная ставка земельного налога в размере 0,2 процента применяется, в том числе, в отношении земельных участков, предоставленных (приобретенных) под индивидуальные гаражи, а также под гаражи в гаражно-строительных, гаражно-эксплуатационных и иных гаражных кооперативах, овощные ямы (индивидуальные и в кооперативах овощных ям).

Таким образом, исходя из целевого назначения (вида разрешенного использования) принадлежащего ответчику земельного участка, при исчислении земельного налога, подлежащего уплате налогоплательщиком, ИФНС России по Индустриальному району г. Перми должна была применять льготную ставку в размере 0,2 процента.

Доводы представителя ИФНС России по Индустриальному району г. Перми о том, что ставка налога в размере 0,2 процента применяется только в отношении земельных участков, предоставленных под индивидуальные гаражи, а у ответчика на земельном участке имеются встроенные помещения, а не индивидуальный гараж, суд считает несостоятельными, поскольку эти встроенные помещения являются индивидуальным гаражом. То обстоятельство, что Гукова Г.П. сдает часть гаража в аренду другому лицу, не свидетельствует о том, что данный гараж не является индивидуальным гаражом. Являясь собственником данного гаража Гукова Г.П. вправе по своему желанию распоряжаться своей собственностью, в том числе и сдавать в аренду, что не изменяет назначение гаража.

Принимая во внимание, изложенное выше, учитывая положения п. 7 ст. 3 НК РФ, в соответствии с которым все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов), суд приходит к выводу, что сумма земельного налога рассчитана налоговым органом неверно, поскольку при исчислении земельного налога следовало применить ставку 0,2%.

Исходя из данной ставки, к уплате ответчиком подлежал земельный налог в размере 34 778, 54 руб. (98300001*1769/10000*0,2%*12/12). Авансовый платеж по земельному налогу составляет 34 778,54 руб./2 = 17 389, 27 руб.

Поскольку земельный налог за 2009 г. был ответчиком уплачен <дата> г. в размере 17 389,27 руб., исковые требования о взыскании земельного налога за 2009 г. удовлетворению не подлежат.

Согласно ст. 75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Требования истца о взыскании пени подлежат удовлетворению частично, исходя из суммы налога 17 389,27 руб., за период с <дата> г. по <дата> г., за 27 дней, и ставки рефинансирования ЦБ с <дата> г. по <дата> г. в размере 10,5 %, с <дата> г. по <дата> г. в размере 10%, в связи с неуплатой ответчиком суммы налога в установленный срок, то есть <дата> г.

С ответчика подлежат взысканию пени, исходя из следующего расчета: (17 389, 27 руб.* 1/300 *10,5% *14 дней = 85, 21 руб.) + (17 389, 27 руб.* 1/300 *10% *13 дней = 75, 35 руб.) = 160, 56 руб.

Согласно выписке из лицевого счета за период с <дата> г. по <дата> г. по состоянию расчетов на <дата> г. Гуковой Г.П. <дата> г. уплачено 148,97 коп. в счет погашения пени.

Таким образом, с ответчика подлежат взысканию пени в размере 11 руб. 59 коп., исходя из следующего расчета: 160, 56 руб. - 148, 97 руб. = 11 руб. 59 коп., в удовлетворении остальной части иска о взыскании пени следует отказать.

Все доводы в обоснование иска, изложенные в исковом заявлении, и озвученные его представителем в судебном заседании, суд считает несостоятельными, т.к. они основаны на неверном толковании действующего законодательства.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с Гуковой Г.П. в доход местного бюджета (инспекция Федеральной налоговой службы РФ по Индустриальному району г. Перми) пени в размере 11 руб. 59 коп., в удовлетворении остальной части исковых требований инспекции Федеральной налоговой службы РФ по Индустриальному району г. Перми отказать.

Решение может быть обжаловано в срок 10 дней в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Перми.

Судья подпись

Судья Толкушенкова Е.Ю.