Решение по делу о признании незаконным отказа в предоставления земельного участка



Дело № 2-2966/2010 год

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 сентября 2010 года гор.Пермь

Индустриальный районный суд г. Перми в составе:

Федерального судьи Толкушенковой Е.Ю.,

При секретаре Волковой М.А.

С участием представителя истца Крыловой A.A.,

Представителя Департамента земельных отношений Администрации города Перми Вержбицкой Т.Ф.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сычевой А.И.     к Департаменту земельных отношений администрации       города Перми о признании незаконным решения Департамента земельных отношений администрации     города Перми об отказе     в     предоставлении     в собственность земельного участка по выкупной цене от <дата> и возложении обязанности заключить договор купли-продажи земельного участка площадью 556 кв.м по адресу: <адрес> по выкупной стоимости,

У С Т А Н О В И Л:

Сычева А.И. обратилась в суд с иском к Департаменту земельных отношений администрации города Перми о признании незаконным решения Департамента земельных отношений администрации города Перми об отказе в предоставлении в собственность земельного участка по выкупной цене от <дата> и возложении обязанности заключить договор купли-продажи земельного участка площадью 556 кв.м по адресу: <адрес> по выкупной стоимости. В обоснование своих требований указала, что она является собственником 3-х этажного кирпичного незавершенного строительством объекта (литера А1), расположенного по адресу: <адрес>. Основанием возникновения права собственности на данный объект недвижимости является договор купли-продажи от <дата>. Указанное обстоятельство подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <дата>. Права на земельный участок под указанный объект не оформлены.

<дата> было подано обращение в департамент земельных отношений администрации города Перми (далее - Департамент) с просьбой заключить договор купли-продажи по выкупной стоимости на земельный участок, площадью 556 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

Департамент отказал в предоставлении земельного участка по выкупной цене со ссылкой на решение Пермской городской Думы от 28.10.2008 года № 315 «Об утверждении положения о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории г. Перми» и предложил Сычевой А.H. выкупить земельный участок по рыночной цене.

С данным отказом не согласна. Полагает, что оснований для ограничения перечня объектов недвижимости, под которые может быть предоставлен земельный участок в порядке ст. 36 ЗК РФ, не имеется. Право собственности на незавершенный строительством объект (литера A1), расположенный по адресу: <адрес>, зарегистрировано в установленном законом порядке, без каких-либо особенностей совершена сделка купли-продажи. Полагает, что она вправе приобрести права на земельный участок в собственность по выкупной цене.

На основании изложенного выше просит признать незаконным решение департамента земельных отношений администрации города Перми об отказе в предоставлении в собственность земельного участка по выкупной цене №... от <дата>; обязать департамент земельных отношений администрации города Перми заключить договор купли-продажи земельного участка площадью 556 кв.метров по адресу: <адрес> - по выкупной стоимости.

Истец Сычева А.И. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом, просит рассмотреть дело в ее отсутствие с участием представителя, на заявленных требованиях настаивает в полном объеме.

Представитель истца Крылова А.А. в судебном заседании доводы своего доверителя поддерживает, просит заявленные требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель Департамента земельных отношений Администрации города Перми Вержбицкая Т.Ф. заявленные требования не признает. Считает, что основания для предоставления истцу земельного участка по выкупной стоимости отсутствуют. На спорном земельном участке расположен объект незавершенного строительства, который не соответствует понятию здания, строения, сооружения. Таким образом, земельный участок по <адрес>, может быть предоставлен в собственность по выкупной стоимости после завершения строительства объекта недвижимости, что должно быть подтверждено свидетельством о государственной регистрации права собственности на такой объект. В настоящее время указанный земельный участок может быть предоставлен в собственность за плату по рыночной цене.

Заслушав представителя истца, представителя ответчика, изучив инвентарное и правовое дело, исследовав материалы гражданского дела, суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Судом установлено, что Сычева А.И. является собственником 3-х этажного кирпичного незавершенного строительством объекта (литера А1), расположенного по адресу: <адрес>. Основанием возникновения права собственности на данный объект недвижимости является договор купли-продажи от <дата>.

Данные обстоятельства никем не оспариваются и подтверждаются копией договора купли-продажи от <дата> (л.д.8), копией свидетельства о государственной регистрации права от <дата> (л.д.9).

По данным кадастровой выписки о земельном участке по <адрес>, последний поставлен на кадастровый учет, имеет общую площадь 556 кв.метров, целевое назначение - здание административное (л.д.10).

Согласно выписке из УФС от <дата> №... права на земельный участок по <адрес> в г. Перми не зарегистрированы (л.д.11).

<дата> Сычева А.И. обратилась в департамент земельных отношений администрации города Перми с заявлением о заключении с ней договора купли-продажи по выкупной стоимости на земельный участок, площадью 556 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> (л.д.12-13).

Департамент отказал в предоставлении земельного участка по выкупной цене, указав, что объекты недвижимости, не завершенные строительством, не перечислены в ст. 36 ЗК РФ наряду с другими объектами капитального строительства, в связи с чем не могут предоставляться в собственность по выкупной цене и предложил Сычевой А.H. выкупить земельный участок по рыночной цене.

Данное обстоятельство подтверждается копией ответа департамента земельных отношений администрации города Перми №... от <дата> (л.д.14-15).

В соответствии со ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно ст.36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.

В силу Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «0 введении в действие Земельного кодекса РФ» земельные участки в собственность по выкупной стоимости предоставляются собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, в соответствии с правилами, установленными ст. 36 Земельного кодекса РФ.

Согласно п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В соответствии с п.2 ст. 16 ЖК РФ жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, a также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности от <дата> Сычевой A.И. принадлежит трехэтажный кирпичный незавершенный строительством объект (Лит. 1).

B п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ дается понятие объекта капитального строительства - здание, строение, сооружение, а также объекты, строительство которых не завершено.

В силу этого, объект незавершенного строительства является самостоятельным объектом недвижимого имущества и не подпадает под понятия здания, строения, сооружения.

Такое же разграничение объекта незавершенного строительства от зданий, строений и сооружений проводит и ФЗ № 221-ФЗ «0 государственном кадастре недвижимости» (п. 5 ст. 1).

Согласно представленным документам на спорном земельном участке расположено незавершенное строительство, которое не соответствует понятию здания, строения, сооружения.

Таким образом, согласно п. 6.4. решения Пермской городской Думы от 28.10.2008 года № 315 «Об утверждении Положения о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории города Перми» под объекты незавершенного строительства земельные участки предоставляются по рыночной оценке.

По мнению суда, объектом незавершенного строительства может быть как здание, так и строение или сооружение, поскольку указанный правовой термин характеризует не конструктивные особенности объекта недвижимости и функциональные цели его создания, а сам процесс создания объекта недвижимости и отражение поэтапности этого процесса в свойствах создаваемого объекта.

Пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на выкуп таких земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставлено гражданам, имеющим в собственности на этих участках здания, строения, сооружения.

Хотя в данной статье не названы объекты незавершенного строительства, применение порядка выкупа земельных участков под названными объектами возможно в случаях, прямо указанных в законе. По мнению суда, к настоящему делу данный случай не относятся. Кроме того, согласно кадастровой выписке о земельном участке (л.д. 10) границы земельного участка как объекта правоотношений не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Учитывая изложенное, земельный участок по <адрес> может быть предоставлен в собственность по выкупной стоимости после завершения строительства объекта недвижимости, что должно быть подтверждено свидетельством о государственной регистрации права собственности на такой объект.

Оценивая доказательства в совокупности, учитывая изложенное выше, и, принимая во внимание, что основания для предоставления истцу земельного участка по выкупной стоимости отсутствуют, суд приходит к выводу, что заявленные Сычевой А.И. требования следует оставить без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Сычевой А.И. к Департаменту земельных отношений администрации города Перми о признании незаконным решения Департамента земельных отношений администрации города Перми об отказе в предоставлении в собственность земельного участка по выкупной цене от <дата> и возложении обязанности заключить договор купли-продажи земельного участка площадью 556 кв.м по адресу: <адрес> по выкупной стоимости, - оставить без удовлетворения.

Решение в срок 10 дней может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г.Перми.

Судья подпись

Судья Е.Ю. Толкушенкова