Решение по иску о назначении пенсии



Дело № 2 - 1278/2010 г.

                                                           Р Е Ш Е Н И Е

                                                 Именем Российской Федерации

12 октября 2010 года                                                                                   гор. Пермь

Индустриальный районный суд г. Перми в составе:

федерального судьи Толкушенковой Е.Ю.,

При секретаре Гладковой И.П.,

С участием истца Харитоновой Л.М.,

Представителя ответчика Останиной А.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Харитоновой Л.М. к государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда РФ в Индустриальном районе г. Перми» об отмене решения, возложении обязанности включить исключенные периоды трудовой деятельности в специальный трудовой стаж и назначить досрочную трудовую пенсию по старости,

                                                        У С Т А Н О В И Л:

               Харитонова Л.М. обратилась в суд с иском к ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Индустриальном районе г. Перми» поскольку не согласна с решением Комиссии об отказе ей в назначении досрочной трудовой пенсии, просит возложить на ответчика обязанность включить в ее специальный трудовой стаж следующие периоды трудовой деятельности:

- в должности старшей медицинской сестры в ясли - саде №... управления «П» с <дата> по <дата>;

- в должности старшей медицинской сестры в Дошкольном учреждении №... поселка <адрес> с <дата> по <дата>;

- период работы в должности медсестры в ясли - саде №... с <дата> по <дата>;

- период работы в должности дежурной медицинской сестры, медсестры процедурного кабинета в ЗАО пансионат «Г» с <дата> по <дата>

              Также просит возложить обязанность на пенсионный орган назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с <дата>.

              Свои требования Харитонова Л.М. мотивирует тем, что решение об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости было принято ответчиком в нарушение норм действующего пенсионного законодательства.

              Харитонова Л.М. в суде настаивает на удовлетворении иска.

              Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал, считает, что решение об отказе Харитоновой Л.М. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости является законным и обоснованным.

              Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского и пенсионного дела, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению частично.

              Судом установлено, что <дата> в комиссию по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Индустриальном районе г. Перми» (далее - Комиссию) обратилась Харитонова Л.М. с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

               В силу п.п.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

              Решением Комиссии от <дата> №... Харитоновой Л.М. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия стажа на соответствующих видах работ.

              Комиссией в специальный трудовой стаж было зачтено 23 года 27 дней.

              Не были засчитаны в специальный трудовой стаж периоды трудовой деятельности Харитоновой Л.М.:

- в должности старшей медицинской сестры в ясли - саде №... управления «П» с <дата> по <дата>;

- в должности старшей медицинской сестры в Дошкольном учреждении №... поселка <адрес> с <дата> по <дата>;

- в должности медсестры в ясли - саде №... с <дата> по <дата>;

так как указанные учреждения не поименованы в Списке лечебно-профилактических учреждений здравоохранения, работа в которых дает право на досрочное пенсионное обеспечение. До 01.10.1993 г. было сохранено право на назначение пенсии по ранее действующему законодательству, то есть по Постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, но продолжительность специального стажа может быть засчитана при условии, если не менее 2/3 стажа требуемого для назначения пенсии приходилась на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала право на пенсию за выслуг лет. Заявительница на 01.10.1993 г. не отработала 16 лет 8 месяцев;

период работы в должности дежурной медицинской сестры, медсестры процедурного кабинета в ЗАО пансионат «Г» с <дата> по <дата>, т.к. по представленным истицей документам установить в каком структурном подразделении протекала работа истицы невозможно, так как они не содержат данных о структуре ЗАО пансионат «Г»;

периода нахождения в отпусках без сохранения заработной платы, курсах повышения квалификации (исключение данных периодов истицей не оспаривается).

              Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями сторон, копией решения Комиссии от <дата>, другими материалами дела.

               Суд находит отказ Комиссии во включении в специальный стаж периодов трудовой деятельности Харитоновой Л.М. в должности старшей медицинской сестры в ясли - саде №... управления «П» с <дата> по <дата> не основанным на действующем законодательстве, поэтому в соответствии со ст. 13 ГК РФ данное решение должно быть признано недействительным и отменено в этой части.

              Период работы Харитоновой Л.М. в должности старшей медицинской сестры в ясли - саде №... управления «П» с <дата> по <дата>, по мнению суда, подлежит включению в ее специальный трудовой стаж по следующим основаниям. Согласно ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

          Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Указанный общепринятый правовой принцип касается и пенсионного законодательства.

          Аналогичный принцип предусмотрен п.9 ст.30 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и п.1 Разъяснений № 4 «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий», утвержденных постановлением Минтруда России от 17.10.2003 г. № 70.

         В соответствии с п.1 Разъяснений при исчислении продолжительности специального стажа в целях определения права на досрочную трудовую пенсию в указанный период включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитываются в специальный стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности) с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством.

         Таким образом, при определении продолжительности специального стажа может быть применено законодательство, действовавшее до вступления в действие закона РСФСР №..., то есть закон СССР от <дата> «О государственных пенсиях» и принятые к нему нормативные правовые акты, в частности, Постановление Совета Министров СССР от <дата> №....

        Согласно приложению к Постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» (Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет) в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости засчитывается работа в детских яслях, детских садах, объединенных яслях-садах (п.п. 3 п. 1 «Врачи и другие медицинские работники»). Данное постановление действовало на территории РФ до 01.10.1993 г., в связи с изданием постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 953 «О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой» Постановление Совмина СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» не применяется на территории РФ.

         Еще до принятия постановления от 22.09.1993 г. № 953 было принято постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию по выслуге лет». Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию по выслуге лет, утвержденный данным постановлением, предусматривал, что право на досрочную пенсию по выслуге лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Таким образом, данный список содержал не конкретизированный перечень учреждений, работа в которых дает право на досрочную пенсию по старости. Подробный перечень лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений содержался в Номенклатуре учреждений здравоохранения, которыми необходимо руководствоваться при решении вопроса, относится ли данное учреждение к учреждениям здравоохранения либо нет.

        Приказом Минздрава СССР от 29.08.1984 г. № 1003 из подраздела 6 «Учреждения охраны материнства и детства» раздела 1 «Лечебно-профилактические учреждения» и п. 20 примечаний Номенклатуры учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава СССР от 23.10.1978 г. № 1000 с последующими изменениями и дополнениями, исключаются «детские ясли» и передаются в систему образования.

        Таким образом, имеется коллизия закона. Согласно постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 детские сады, объединенные ясли-сады входят в список учреждений здравоохранения, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии по старости. Однако в номенклатуре учреждений здравоохранения, которой надлежит руководствоваться при отнесении учреждений к учреждениям здравоохранения, детские сады отсутствуют с 1984 года.

      Суд считает, что постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 имеет большую юридическую силу по сравнению с Номенклатурой учреждений здравоохранения, которая утверждается приказами Министерства здравоохранения. В связи с этим при решении вопроса о включении в стаж истицы определенных периодов работы (<дата> - <дата> г.г.) суд принимает во внимание постановление Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959 г. Применение норм закона, в силу которых граждане утрачивают права, приобретенные ими в соответствии с ранее действующим законодательством, означает по существу придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, и приводит к нарушению конституционного принципа равенства граждан, так как не обеспечиваются равные условия реализации гражданами приобретенного ими права по отношению к гражданам, реализовавшими такое право согласно ранее действующему законодательству.

           Таким образом, суд считает возможным засчитать истице в специальный стаж период работы в должности старшей медицинской сестры в ясли - саде №... управления «П» с <дата> по <дата>, поскольку ясли - сад входил в список учреждений здравоохранения в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397.

            Во включении периодов работы в должности старшей медицинской сестры в Дошкольном учреждении №... поселка <адрес> с <дата> по <дата> и в должности медсестры в ясли - саде №... с <дата> по <дата> следует отказать, поскольку в эти периоды действовало постановление № 464 от 06.09.1991 г., которое не содержало в Списке учреждений детских яслей, детских садов, яслей-садов, в Номенклатуре учреждений здравоохранения их также не было.

               Суд также считает, что период работы с <дата> по <дата> в ЗАО пансионат «Г» не подлежит включению в специальный трудовой стаж, поскольку истцом не представлено суду доказательств, что данное учреждение относится к лечебно-профилактическим и санитарно - эпидемиологическим учреждениям.

             Поскольку при включении указанного выше периода специальный трудовой стаж Харитоновой Л.М. будет составлять менее 30 лет, суд считает, что требования Харитоновой Л.М. о назначении пенсии на льготных основаниях с момента обращения, то есть с <дата>, удовлетворению не подлежат.

           На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

                                                                  Р Е Ш И Л:

                Решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан №... от <дата> ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Индустриальном районе г. Перми» об отказе во включении в специальный трудовой стаж Харитоновой Л.М. периода работы с <дата> по <дата> в должности старшей медицинской сестры в ясли - саде №... Управления «П» отменить.

              Возложить обязанность на ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Индустриальном районе г. Перми» включить в специальный трудовой стаж Харитоновой Л.М. период работы с <дата> по <дата> в должности старшей медицинской сестры в ясли - саде №... Управления «П».

               В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

               Решение в срок 10 дней может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Перми.

Судья                                                                                                        Толкушенкова Е.Ю.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200