ывапароргл



Копия Дело № 2-875/2010

РЕШЕНИЕ

Именем российской Федерации

14 апреля 2010 года, город Пермь Пермского края,

Индустриальный районный суд в составе:

судьи Турьевой Н.А.,

при секретаре Федосеевой С.В.,

прокурора Нартымова А.М.,

представителя администрации ЗАТО Звездный - Голубцова Н.В., действующего на основании доверенности,

ответчика Бурцевой Г.Б.,

третьего лица Бурдина Б.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пермского прокурора по надзору за исполнением закона на особо режимных объектах в защиту интересов муниципального образования ЗАТО Звездный к ответчикам: администрации ЗАТО Звездный, Коробцовой И.Н., Бурцевой Г.Б. о признании недействительным договора купли-продажи квартиры <Номер обезличен> в доме <Номер обезличен> по <...> <...>, заключенного между ответчиками <Дата обезличена>г.,

Третьи лица: УФРС по Пермскому краю, Белова О.М., Белова И.В., Сметанина Т.А., Артемьев А.М., Сорокова В.А., Бурдин Б.Г.,

УСТАНОВИЛ:

Пермский прокурор по надзору за исполнением закона на особо режимных объектах обратился в суд с иском в защиту интересов муниципального образования ЗАТО Звездный к ответчикам: администрации ЗАТО Звездный, Коробцовой И.Н., Бурцевой Г.Б. о признании недействительным договора купли-продажи квартиры <Номер обезличен> в доме <Номер обезличен> по <...> <...>, заключенного между ответчиками. В обоснование иска истец указал следующее.

<Дата обезличена>г. был заключён договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: <...>, <...>. Данная квартира была закуплена для переселения лиц, утративших связь с ЗАТО Звёздный. Истец считает, что сделка купли-продажи указанной квартиры является недействительной, поскольку торги на закупку квартиры для нужд муниципального образования не проводились, что противоречит ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. В соответствии с ч. 5 ст. 10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ, нарушение предусмотренных настоящим Федеральным законом положений о размещении заказа является основанием для признания судом недействительным размещения заказа. В соответствии с требованиями ст. 168 ГК РФ сделка, несоответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна. <Дата обезличена>г. комиссия по переселению решила предоставить данную квартиру Сметанина Т.А. <Дата обезличена>г. был заключен договор социального найма, <Дата обезличена>г. договор безвозмездной передачи квартиры в собственность граждан. Заключение договора на закупку для муниципальных нужд без проведения торгов ведёт к ограничению конкуренции и к коррупции, при этом нарушаются права муниципального образования на приобретение по результатам торгов товаров наиболее высокого качества по наименьшей цене. Статьей 167 ГК РФ предусмотрено, что при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой всё полученное по сделке.

В судебном заседании прокурор на иске настаивает, пояснил, что ЗАТО Звездный производило закупку квартир, однако торги на закупку квартиры не проводились, поэтому договор купли-продажи является недействительным. Право собственности у ЗАТО Звездный на спорное жилое помещение не возникло, в связи с чем ЗАТО не вправе было передавать квартиру по договору социального найма, а также предоставлять в собственность граждан в порядке приватизации. Законность торгов истцом не оспаривалась, мер прокурорского реагирования не принималось, при этом данные меры, по мнению истца, не являются обязательными. Считает, что спорная квартира ЗАТО Звездный была приобретена по завышенной цене и конкурс на право заключения муниципального контракта на оказание риэлтерских услуг, проведенный ЗАТО Звездный в 2007 году, является незаконным.

Представитель администрации ЗАТО Звездный в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что в результате открытого конкурса, проведенного в <Дата обезличена> года администрацией ЗАТО Звёздный в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» был заключен муниципальный контракт от <Дата обезличена>г. <Номер обезличен> на оказание риэлтерских услуг по приобретению жилых помещений для переселения граждан из ЗАТО Звёздный в г.Пермь и Пермский край с победителем конкурса ООО «Юнито-Риэл». Контрактом было предусмотрено, что ООО «Юнито-Риэл» обязуется приобретать жилые помещения по цене, не превышающую среднюю рыночную стоимость 1 м общей площади жилых помещений и определяемой в г. Пермь на основании информации, обобщённой посредством Пермской мультилистинговой системы. В соответствии с контрактом работником ООО «Юнито-Риэл» <<ФИО>12>, действующим по доверенности за муниципальное образование ЗАТО Звёздный Пермского края, <Дата обезличена>г. был подписан договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: <...>, <...> между Коробцовой И.Н., Бурцевой Г.Б. и муниципальным образованием ЗАТО Звёздный Пермского края (далее - Договор). Квартира распоряжением администрации ЗАТО Звёздный от <Дата обезличена>г. <Номер обезличен> «Об отселении граждан» была предоставлена Сметанина Т.А. и членам ее семьи по договору социального найма. Впоследствии указанная квартира в соответствии с договором от <Дата обезличена> г. <Номер обезличен> передана Сметанина Т.А., <<ФИО>11> и Белова О.М. в долевую собственность. Осуществив приобретение указанной квартиру в муниципальную собственность администрация ЗАТО Звездный не нарушила норм закона, так как подбор и приобретение квартиры было произведено лицом, выигравшим это право на торгах - конкурсе. Ни размещение заказа на оказание риэлтерских услуг указным образом, ни контракт недействительными никто не признавал. Истцом не представлено доказательств наличия оснований для признания договора купли-продажи квартиры недействительным. Учитывая то обстоятельство, что на настоящий момент контракт и оспариваемый договор исполнены в полном объеме, отсутствует объективная возможность защиты прав лиц, в интересах которых истец обратился в суд, и права данных лиц не могут быть восстановлены. Также считает, что истец не представил каких-либо доказательств, подтверждающих нарушение прав муниципального образования, в иске не указано, в чем конкретно заключаются интересы неопределенного круга лиц, какое право их нарушено. Выбор способа защиты нарушенного права, осуществляемый истцом, может быть удовлетворен только в том случае, если он действительно приведет к восстановлению нарушенного права или защите законного интереса. Избранный способ защиты не может привести к восстановлению чьих - либо субъективных прав, поскольку приведение сторон в первоначальное положение возвращением полученного по сделке невозможно. Считает иск необоснованным, не подлежащим удовлетворению.

Ответчик Коробцовой И.Н. в судебное заседание не явилась, о слушании дела извещена.

Ответчик Бурцевой Г.Б. с иском не согласна, считает. Что никаких незаконных действий при продаже ею квартиры совершено не было.

Третье лицо Бурдин Б.Г. с иском не согласен.

Третьи лица: Сметанина Т.А., Белова О.М., Белова И.В., Артемьев А.М., Сорокова В.А. в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещались.

Выслушав представителей сторон, ответчика, третье лицо, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что в иске прокурору следует отказать.

В судебном заседании установлено, что по итогам проведенного открытого конкурса на право заключения муниципального контракта на оказание риэлтерских услуг в <Дата обезличена>. по приобретению жилых помещений для переселения граждан из ЗАТО Звездный Пермского края победителем признано ООО «Юнито-Риэл» л.д. 14,15,1617-18).

<Дата обезличена>г. между Администрацией ЗАТО Звездный Пермского края и ООО «Юнито-Риэл» заключен муниципальный контракт <Номер обезличен> на оказание риэлтерских услуг по приобретению жилых помещений, в соответствии с которым ООО «Юнито-Риэл» взяло на себя обязательство по приобретению жилых помещений в г. Перми для переселения граждан и ЗАТО Звездный л.д. 18-19).

<Дата обезличена>г. во исполнение условий муниципального контракта между муниципальным образованием ЗАТО Звездный в лице работника ООО «Юнито-Риэл», действовавшего по доверенности, и Бурцевой Г.Б., действовавшей за себя и от имени Коробцовой И.Н., заключен договор купли-продажи квартиры, по которому муниципальное образование приобрело в собственность двухкомнатную квартиру <Номер обезличен> в доме <Номер обезличен> по <...> <...>. Государственная регистрация сделки и права собственности на указанную квартиру за муниципальным образованием Звездный произведена в УФРС по Пермскому краю <Дата обезличена> г. л.д. 8).

<Дата обезличена>г. решением комиссии по переселению граждан из ЗАТО Звездный постановлено предоставить квартиру <Номер обезличен> в доме <Номер обезличен> по <...> <...> Сметанина Т.А., что подтверждается протоколом <Номер обезличен> л.д. 4-5).

Распоряжением и.о. главы администрации ЗАТО Звездный <Номер обезличен> от <Дата обезличена>г. на основании решения комиссии по переселению граждан принято решение предоставить указанную квартиру семье Сметанина Т.А. по договору социального найма л.д. 6).

<Дата обезличена> г. между администрацией ЗАТО Звездный и Сметанина Т.А. заключен договор социального найма квартиры <Номер обезличен> в доме <Номер обезличен> по <...> <...> л.д. 20-24).

На основании договора <Номер обезличен> безвозмездной передачи квартиры в собственность граждан, заключенного <Дата обезличена>г. между МО ЗАТО Звездный с одной стороны и Сметанина Т.А., Белова И.В., Белова О.М. с другой стороны, квартира <Номер обезличен> в доме <Номер обезличен> по <...> <...> перешла в общую долевую собственность указанных граждан л.д. 11-12,33,34).

Данные обстоятельства подтверждаются также пояснениями представителей сторон, ответчика и материалами дела.

Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд регулирует Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (принят ГД ФС РФ 08.07.2005), в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования.

Согласно ч. 2 ст. 3 данного Закона, под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 данного Закона, размещение заказа может осуществляться: во-первых: путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме; во-вторых: без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

Согласно ч. 5 ст. 10 данного Закона, нарушение предусмотренных настоящим Федеральным законом положений о размещении заказа является основанием для признания судом, арбитражным судом недействительным размещения заказа по иску заинтересованного лица или по иску уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 11.01.2001 г. № 23 переселение граждан из закрытого административно-территориального образования на новое место жительства и обеспечение их жильем осуществляются органом местного самоуправления этого административно-территориального образования за счет предусматриваемых на эти цели средств федерального бюджета, бюджета указанного административно-территориального образования, средств организации (объекта) и федерального органа исполнительной власти.

Муниципальный контракт между ЗАТО Звездный и ООО «Юнито-Риэл» был заключен после проведенного открытого конкурса на право заключения муниципального контракта на оказание риэлтерских услуг в <Дата обезличена> по приобретению жилых помещений для переселения граждан из ЗАТО Звездный Пермского края, победителем которого было объявлено ООО «Юнито-Риэл». Муниципальным контрактом охватывалась риэлтерская деятельность по приобретению жилых помещений в течение конкретного периода, что закону не противоречит, при этом необходимость проведения торгов для приобретение каждого конкретного жилого помещения не предусмотрена ни законом, ни условиями муниципального контракта. Доказательств иного стороной истца в суд не представлено.

Таким образом, заключение муниципального контракта между ЗАТО Звездный и ООО «Юнито-Риэл» осуществлялось в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 21.07.2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.01.2001 г. № 23 «Об обеспечении жильем граждан, переезжающих из закрытых административно-территориальных образований на новое место жительства, или выплате компенсаций этим гражданам» (п. 8) рекомендовано органам местного самоуправления закрытых административно-территориальных образований: принять нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию настоящего Постановления; предусматривать в бюджетах закрытых административно-территориальных образований средства на переселение граждан на новое место жительства.

В 2002г. Главой местного самоуправления ЗАТО Звездный утверждено Положение об обеспечении жильем граждан, переезжающих из ЗАТО Звездный на новое место жительства.

Согласно п. 4 Положения, обеспечение в соответствии с настоящим Положением жильем граждан осуществляется за счет субвенции, предоставляемой из федерального бюджета местному бюджету ЗАТО Звездный, а также за счет иных средств местного бюджета.

В соответствии с п. 6 Положения, обеспечение жильем в порядке переселения из ЗАТО Звездный осуществляется путем безвозмездной передачи в долевую собственность граждан жилого помещения расположенного на новом месте.

Согласно п. 26 Положения, предоставление жилья на новом месте жительства производится по согласованию с гражданами в любом населенном пункте Российской Федерации за счет приобретенного администрацией ЗАТО Звездный жилья.

Исследованные судом обстоятельства дела свидетельствуют о том, что приобретение спорной квартиры администрацией ЗАТО Звездный состоялось в строгом соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.01.2001 г. № 23 «Об обеспечении жильем граждан, переезжающих из закрытых административно-территориальных образований на новое место жительства, или выплате компенсаций этим гражданам» и Положением об обеспечении жильем граждан, переезжающих из ЗАТО Звездный на новое место жительства. Доказательств обратного стороной истца в суд не представлено.

Доводы истца об обязательности проведения торгов со ссылкой на ч. 1 ст. 10 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» суд считает несостоятельными, поскольку указанный закон ни в существующей редакции, ни в редакции закона, действовавшего в период возникновения спорных правоотношений, не содержит указания на обязательное проведение торгов при размещении заказа на сумму более 250 000 рублей.

ООО «Юнито-Риэл» получило право на оказание риэлтерских услуг с целью подбора и приобретения жилья для граждан, утративших связь с ЗАТО Звездный, по результатам торгов в форме открытого конкурса, при этом указанная риэлтерская деятельность сопряжена с несением затрат, значительно превышающих сумму в 250 000 рублей. Истец не представил в суд доказательств незаконности торгов.

Истец просит признать недействительным договор купли-продажи квартиры, заключенный между ответчиками, ссылаясь на незаконность торгов. При этом сам факт незаконности торгов остается недоказанным стороной истца. Кроме того, незаконность торгов при ее доказанности еще не свидетельствует о незаконности указанного договора купли-продажи квартиры. Доказательств незаконности данного договора, кроме голословных утверждений о допущенных нарушениях при проведении торгов, истцом в суд не представлено.

Согласно п. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Кроме того, муниципальный контракт, заключенный между администрацией ЗАТО Звездный и ООО «Юнито-Риэл», до настоящего времени также никем не оспорен и фактически исполнен.

При таких обстоятельствах, в удовлетворении заявленных исковых требований о признании недействительным договора купли-продажи спорной квартиры от <Дата обезличена>г. следует отказать.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать Пермскому прокурору по надзору за исполнением закона на особо режимных объектах в удовлетворении исковых требований.

Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд.

Судья подпись Н.А. Турьева

Копия верна: судья Турьева Н.А.