Решение о признании незаконным постановления.



Дело № 2-1993/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 июня 2010года, город Пермь Пермского края,

Индустриальный районный суд в составе:

Судьи Турьевой Н.А.,

При секретарях Трушниковой Е.В., Чупиной Е.С.,

С участием истца Коряковой О.И.,

Представителя истца Петрова Д.А., действующего на основании доверенности,

представителя администрации Индустриального района города Перми П. действующей по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коряковой К.С., Коряковой О.И., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери Коряковой А.С., к ответчикам: Управлению жилищных отношений Администрации города Перми, Администрации Индустриального района города Перми о признании постановления главы Администрации Индустриального района города Перми от 00.00.00.. № . незаконным в части исключения из льготного списка учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, К. и его отмене; о восстановлении Коряковой К.С., Коряковой О.И., Коряковой А.С. на учете для улучшения жилищных условий по льготному списку; о взыскании с Администрации Индустриального района города Перми и Управления жилищных отношений Администрации города Перми в пользу Коряковой К.С. Коряковой О.И., Коряковой А.С. расходов на оплату услуг представителя в размере "н" рублей,

УСТАНОВИЛ:

Коряковы К.С., О.И. обратились в суд с иском к ответчикам: администрации Индустриального района города Перми, Управлению жилищных отношений администрации города Перми с требованиями о признании постановления главы Администрации Индустриального района города Перми от 00.00.00.. незаконным в части исключения из льготного списка учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, К. и его отмене; о восстановлении Коряковой К.С., Коряковой О.И., Коряковой А.С. на учете для улучшения жилищных условий по льготному списку.

На основании Извещения от 10.09.1987 № 857, решением жилищной комиссии от 00.00.00. муж истца Коряковой О.И., К. (ветеран боевых действий, а также обладатель многочисленных наград и почетных знаков) был поставлен на учет для улучшения жилищных условий по списку участников ВОВ под учетным № .

00.00.00. К. скончался. После его смерти Корякова О.И. осталась с двумя детьми: Коряковой К., 00.00.00. года рождения, и Коряковой А., 00.00.00. года рождения. Детям в установленном порядке были выдан справки о том, что они являются детьми умершего воина, а Коряковой О.И. - справка о том, что она является вдовой умершего воина. Согласно справок, в соответствии со ст. 21 ФЗ «О ветеранах» от 05.01.1995 г. № 5-ФЗ, семья истцов имеет право на льготы для членов семьи умерших ветеранов боевых действий.

18.01.2010г. Корякова О.И. обратилась в Управление жилищных отношений Администрации города Перми с заявлением об улучшении жилищных условий.

20.02.2010 года в ответ на свое обращение получила письмо Управления жилищных отношений Администрации города Перми от 00.00.00.., в котором сообщалось о том, что «из копии постановления главы администрации Индустриального района города Перми от 00.00.00.. следует, что Ваша семья снята с жилищного учета». При этом копия указанного постановления главы администрации Индустриального района города Перми от 00.00.00.. приложена к письму не была и ранее не высылалась и не предоставлялась для ознакомления.

01.03.2010года истица обратилась в Управление жилищных отношений Администрации города Перми с запросом о предоставлении ей копии указанного Постановления.

02.03.2010 Управление жилищных отношений Администрации города Перми истцу была предоставлена копия указанного Постановления, которое было вынесено после смерти ее мужа и в котором не были указаны причины снятия его с жилищного учета. О снятии с учета членов семьи К. Постановлении не указывалось.

01.04.2010 года истица обратилась в Администрацию города Перми с запросом об объяснении ей причин и оснований снятии ее семьи с жилищного учета и с просьбой представить копии документов, обосновывающих указанные причины

В ответ на это обращение от Администрации Индустриального района г. Перми поступило письмо от 00.00.00., в котором основания снятия семьи истца с регистрационного учета сообщены так и не были, документы, содержащие основания снятия с учета, представлены не были. В письме было предложено обратиться в суд за восстановлением семьи на жилищном учете.

Истица считает Постановление главы администрации Индустриального района города Перми от 00.00.00.. признать незаконным и необоснованным в части исключения из льготного списка учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, К.ч. 2 Постановления) также вынесенным с нарушением процедуры вынесения подобного постановления и потому подлежащим признанию отмене на основании нижеследующего.

Из текста Постановления что: «согласно статьи 56 Жилищного кодекса РФ и «Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» № 102 от 16.08.88 г.» было постановлено «Исключить из льготного списка К. проживающего "адрес" (умер)». В Постановлении ссылки на конкретные обстоятельства, предусмотренные частью 1 статьи 56 ЖК РФ не содержит.

Из текста Постановления следует единственный вывод, который можно сделать об основаниях снятия К. с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, его смерть.

К. умер 00.00.00. а Постановление о снятии его с учета было вынесено 00.00.00. (2,5 года спустя после смерти).

Кроме того, смерть состоящего на учете согласно нормам ст. 56 ЖК РФ не входит в перечень оснований для снятия с учета.

«Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» № 102 от 16.08.88 г., утвержденные решением Исполнительного комитета Пермского областного СНД № 102 от 16.08.88 г., на которые ссылается Постановление от 00.00.00.. утратили силу еще до вынесения Постановления: с 1 марта 2005 года в связи с изданием Указа губернатора Пермского края от 27.06.2006 N 117.

Также в нарушение нормы п. 2 ст. 56 ЖК РФ Постановление о снятии с учета К. как нуждающегося в жилых помещениях, не было выдано истцу и не было направлено ей по почте в срок «три рабочих дня со дня принятия». В известность о существовании подобного Постановления истица была поставлена, лишь 20.02.2010        на основании письма Управления жилищных отношений Администрации города Перми от 00.00.00.., а было выдано Постановление лишь 02 марта 2010 года (т.е. более чем 4.5 года спустя лет после вынесения Постановления).

На основании вышеизложенного Постановление главы администрации Индустриального района города Перми от 00.00.00.. является необоснованным и незаконным в части исключения из льготного списка К.ч. 2), вынесенным в отсутствие на то законных оснований и с нарушением процедуры вынесения подобного постановления согласно требований ст. 56 ЖК РФ и потому подлежит признанию незаконным в указанной части и отмене в установленном порядке в указанной части.

Истица считает незаконным и неправомерным снятие ее, Коряковой О.И.и ее дочерей: Коряковой А.С. и Коряковой К.С. на основании Постановления главы администрации Индустриального района города Перми от 00.00.00.. с учета для улучшения жилищных условий по льготному списку.

В Постановлении было указано о снятии с учета К. о снятии с учета членов его семьи указано не было. Поэтому снятыми с учета на основании рассматриваемого Постановления семья истцов считаться юридически не может.

На основании ч. 4 ст. 24 ФЗ от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», за членами семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, сохраняется право на получение жилого помещения. При этом жилое помещение указанным лицам предоставляется в первоочередном порядке.

Согласно ч. 6 ст. 24 ФЗ от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», за вдовами военнослужащих, погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имевших общую продолжительность военной службы 20 лет и более, социальные гарантии и компенсации, указанные в пунктах 2-4 настоящей статьи, сохраняются до повторного вступления в брак.

Поскольку повторно после смерти К. в брак истица не вступала, то она считает, что имеет согласно п. 4 ст. 24 ФЗ от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» право на получение жилого помещения, и ее семья не может быть произвольна снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий даже при наступлении смерти мужа.

В суде истец Корякова О.И. с представителем на иске настаивают.

Истец Корякова К.С. в судебное заседание не явилась, в письменном заявлении, адресованном суду, просит рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель администрации Индустриального района г. Перми с иском не согласилась, в возражениях на иск указав следующее.

К. был поставлен на учет в 1987 году, когда действовал Жилищный кодекс РСФСР.

В 1987 году был единый порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В соответствии со статьей 29 ЖК РСФСР, предусматривающей основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Примерными правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 31.07.1984 года № 335 (далее Правила) в соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик и Жилищным кодексом РСФСР устанавливался единый порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, обязательный для исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов, государственных и муниципальных предприятий, учреждений, организаций и общественных объединений (именуются в дальнейшем - предприятия, учреждения и организации), расположенных на территории РСФСР.

Согласно п. 2 Примерных правил на учет для получения жилых помещений принимались граждане, постоянно проживающие в данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством Союза ССР и РСФСР) и нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с п. 7 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР для инвалидов Великой Отечественной войны, семей погибших воинов и приравненных к ним в установленном порядке лиц, а также для других категорий граждан из числа имеющих право на первоочередное получение жилых помещений могут быть предусмотрены основания для признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий, если обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи выше уровня, устанавливаемого соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (абз. 2 пп. "а" п. 7 указанных Примерных правил).

В соответствии с п. 22 Примерных правил, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений. Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений, включаются в отдельные списки на предоставление жилой площади. Порядок предоставления жилых помещений указанным категориям граждан определяется в правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений.

Согласно пункту 23 Примерных правил в первую очередь жилые помещения предоставляются нуждающимся в улучшении жилищных условий:

- инвалидам Великой Отечественной войны и семьям погибших или пропавших без вести воинов (партизан) и приравненных к ним в установленном порядке лицам (пп. «а»);

- лицам, пребывавшим в составе действующей армии в период гражданской и Великой Отечественной войн и во время других боевых операций по защите СССР, партизанам гражданской и Великой Отечественной войн, а также другим лицам, принимавшим участие в боевых операциях по защите СССР (пп. «г»).

- другим категориям граждан, предусмотренным законодательством Союза ССР и РСФСР) (пп. «к»).

22.07.1987 году К. обратился в райисполком Индустриального района г. Перми с заявлением о постановке его на учет для улучшения жилищных условий как проходившего службу в составе Советских войск в Афганистане.

Для постановки на учет были проверены условия проживания К. Составлен акт обследования жилищных условий от 00.00.00. по адресу: "адрес" согласно которому в 2-комнатной квартире, жилой площадью 26,8 кв.м., проживают 5 человек: К.. и К.б. (брат) с семьей. Лицевой счет открыт на К.б. Обеспеченность жилой площадью на одного человека составляла 5,36 кв.м.

В акте также была указана информация о том, что К. приехал в г. Пермь в 1982 году, был зарегистрирован у тети по адресу: "адрес" Родители умерли, дом продан в 00.00.00. году.

Данные обстоятельства, в том числе отсутствие у К. другого жилого помещения, послужило основанием признания К. нуждающимся в улучшении жилищных условий и, соответственно, постановки К. учет для улучшения жилищных условий.

Согласно извещению от 10.09.1987 года № 857 решением жилищной комиссии от 00.00.00. К. (ветеран боевых действий) был поставлен на учет для улучшения жилищных условий по списку участников ВОВ под учетным номером № ., т.е. в льготный список, дающий право на первоочередное получение жилья. ( в соответствии с положениями п. 30.4а ст. 30 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Пермской области, утвержденных решением Исполнительного комитета Пермского областного СНД № 102 от 16.08.1988 года)

Исходя из Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Пермской области, утвержденных решением Исполнительного комитета Пермского областного совета народных депутатов от 16.08.1988 года № 102, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого городскими (районными) Советами народных депутатов (п. 6.1. Правил).

Решением исполнительного комитета Пермского городского совета народных депутатов от 04.05.1989 года № 277 «О размере предоставления жилой площади гражданам, проживающим в г. Перми на учет принимаются нуждающиеся в улучшении жилищных условий граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного человека 6,5 кв.м. и ниже.

Согласно Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Пермской области ежегодно в период с 1 января по 1 апреля исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов проводят перерегистрацию граждан, состоящих на учете для улучшения жилищных условий. В ходе перерегистрации при необходимости дополнительно проверяются их жилищные условия.

Перерегистрация в администрации района осуществлялась на основании справок с места жительства, согласно которым проверялась обеспеченность жилой площадью каждого члена семьи. Данные справки предоставлялись гражданами, состоящими на учете. При отсутствии справок, с целью упорядочения очереди специалисты отдела по учету, распределению и приватизации жилья администрации Индустриального района г. Перми, запрашивали информацию в домоуправлении (по телефону).

В личном деле К. отсутствуют справки с места его жительства с 1997 года. Согласно справке от 00.00.00. К. с супругой Коряковой О.И., дочерью Коряковой К.С. проживал у тети К.т. по адресу: "адрес"

С 1997 года К.. не предоставлял справки с места жительства в администрацию Индустриального района г. Перми.

Установлено, что К. с супругой Коряковой О.И., детьми Коряковой К.С., 00.00.00. г.р., и Коряковой А.С., 00.00.00. г.р. проживал в 2-комнатной квартире по адресу: "адрес" общей площадью 42,8 кв.м., в том числе жилой 28,5 кв.м. Квартира была приобретена по договору купли-продажи, собственником квартиры являлся К.

К., 00.00.00. г.р., Корякова О.И. (супруга), Корякова К.С., 00.00.00. г.р. (дочь) были зарегистрированы по адресу: "адрес" с 27.06.1997 года. Несовершеннолетняя Корякова А.С. была поставлена на регистрационный учет после рождения.

Данная информация в администрацию Индустриального района г. Перми своевременно не предоставлялась.

Исходя из данных о том, что К.. с семьей (в составе 4 человек) проживал в 2-комнатной квартире по адресу: "адрес", общей площадью 42,8 кв.м., в том числе жилой 28,5 кв.м., обеспеченность каждого члена семьи жилой площадью составляла 7,1 кв.м., что меньше минимального размера нормы предоставления жилой площади, составлявшей 8 кв.м. на одного человека (Решение исполнительного комитета Пермского городского совета народных депутатов о 04.05.1989 года № 277 «О размере предоставления жилой площади гражданам, проживающим в г. Перми). Таким образом, К. оставался нуждающимся в улучшении жилищных условий, несмотря на наличие в собственности квартиры.

Данное обстоятельство являлось основанием для дальнейшего нахождения К.. на учете для улучшения жилищных условий.

В 00.00.00. году К. умер., о чем администрации Индустриального района г. Перми ничего не было известно. Данное обстоятельство стало известно в 2005 году при очередной проверке очереди.

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" участники боевых действий в Афганистане являются ветеранами боевых действий. В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 16 Закона ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в пп. 1 - 5 п. 1 ст. 3 Закона, предоставляются меры социальной поддержки. Т.о. К. являясь ветераном боевых действий, имел право на меры социальной поддержки в соответствии с Законом «О ветеранах».

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 3 Закона "О ветеранах" военнослужащие, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти РФ и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, относятся к участникам боевых действий.

Согласно ч. 1 ст. 23.2. ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года.

В 2005 году учетная норма обеспеченности жилой площадью на одного человека составляла 6,5 кв.м. и ниже (п. 2 Решения исполнительного комитета Пермского городского совета народных депутатов о 04.05.1989 года № 277 «О размере предоставления жилой площади гражданам, проживающим в г. Перми).

После смерти К. в квартире по адресу: "адрес", остались проживать трое человек: Корякова О.И., Корякова К.С., Корякова А.С. Обеспеченность каждого члена семьи жилой площадью стала составлять 9,5 кв.м., что больше нормы предоставления, равной 8 кв.м., и больше учетной нормы, составлявшей на тот момент 6,5 кв.м. и ниже. Таким образом, оснований для постановки Коряковой О.И. и её дочерей на учет для улучшения жилищных условий не было.

В связи со смертью К.., повлекшей увеличение обеспеченности каждого члена семьи К.. жилой площадью большей по сравнению с нормой предоставления, и учетной нормой, К.. был снят с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно п. 20 Правил в случае смерти гражданина, состоявшего на учете, или выезда его на другое постоянное место жительства, на учет вместо него принимается один из членов его семьи при наличии оснований, предусмотренных п. 6. Правил.

В 2002 году на одного члена семьи умершего К. приходилось по 9,5 кв.м. жилой площади, что превышало установленную учетную норму, составлявшую 6,5 кв.м., и норму предоставления жилой площади, составлявшую 8 кв.м., то есть уже в 2002 году после смерти К.. у членов его семьи отсутствовали основания для признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий.

В 2005 году соответственно, основания для признания членов семьи К. нуждающимися в улучшении жилищных условий, отсутствовали.

В случае смерти гражданина, состоящего на учете, члены его семьи, если они были приняты на учет как члены семьи данного гражданина, не могут быть сняты с учета по указанному мотиву. За ними в силу ст. 55 ЖК РФ сохраняется право состоять на учете, и они могут быть сняты с учета только по основаниям, указанным в ч. 1 ст. 56 ЖК РФ. Так согласно п. 1 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещении по договору социального найма.

Исходя из изложенного, истцы не были приняты на учет как члены семьи умершего К. Поэтому вопрос сохранения за ними права состоять на учете не может рассматриваться.

Пункт 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ предусматривает основание для снятия с учета граждан в случае утраты ими права состоять на данном учете, т.е. когда такие граждане утрачивают свой статус, связанный с признанием их малоимущими, или относящимися к особой названной в законе категории граждан, или нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

В соответствии с п. 19.1 Правил граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения (п. 6.1. - 6.9. Правил).

Таким образом, одним из оснований для снятия граждан с учета является улучшение жилищных условий граждан, состоящих на учете: увеличение размера общей площади жилого помещения, приходящегося на каждого члена семьи, а также если приходящийся на каждого члена семьи, состоящего на учете, размер общей площади жилого помещения, которым он пользуется в качестве нанимателя такого помещения по договору социального найма либо члена семьи нанимателя такого помещения или в качестве собственника такого помещения либо члена семьи собственника, увеличился и превысил установленный в соответствующем муниципальном образовании размер учетной нормы площади жилого помещения.

После смерти К. обеспеченность жилой площадью на каждого члена семьи составляла 9,5 кв.м., что на 1,5 кв.м. больше минимального размера предоставляемой жилой площади на одного человека (8 кв.м.). Т.е. основание, повлекшее постановку К.. на учет для улучшения жилищных условий, та степень нуждаемости в улучшении жилищных условий, было утрачено и оснований для продолжения нахождения на льготной очереди для улучшения жилищных условий у членов семьи К.. не было. Они не являлись нуждающимися в улучшении жилищных условий.

В настоящее время установлено, что Коряковой О.И. принадлежит 4/6 доли, Коряковой К.С. и Коряковой А.С. - по 1/6 доли каждой в праве собственности на 2-комнатную квартиру по адресу: "адрес"

Снятие гражданина с учета - не право, а обязанность соответствующего органа (в данном случае администрации), в связи с чем, представитель администрации считает, что вряд ли есть основания рассматривать 30-дневный срок для принятия решения, установленный п. 2 ст. 56 ЖК РФ, как пресекательный и полагать, что по истечении этого срока снятие с учета невозможно. Этот срок установлен для того, чтобы обеспечить права иных лиц, состоящих на учете.

Исходя из изложенного указание истца на то, что постановление администрации Индустриального района г. Перми от 00.00.00.. вынесено с нарушением процедуры вынесения согласно требований ст. 56 ЖК РФ, является необоснованным.

Факт незаконного и неправомерного снятия Коряковой О.И. и её дочерей, Коряковой К.С., Коряковой А.С. с учета, не находит своего подтверждения. Исходя из материалов дела, Корякова О.И. и её дочери не состояли на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий, более того, не обращались в администрацию Индустриального района для постановки их на учет как нуждающихся в улучшении жилищных условий членов семьи ветерана боевых действий.

Они являлись членами семьи К.., состоящего на учете. Ссылка истцов на то, что в Постановлении не было указано о снятии их с учета, в связи с чем они юридически не могут считаться снятыми с учета, не находит своего правового подтверждения. Так, на учете состоял лишь К.., после смерти которого никто из истцов не обратился в администрацию района для перевода очереди на другого члена семьи (а именно, на супругу).

Таким образом, Корякова О.И. и её дочери не состояли официально на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с чем в оспариваемом Постановлении не могла идти речь об их снятии с учета.

По вопросу указанного истцами несвоевременного снятия К. с учета представитель администрации поясняет, что информация о смерти К. С.Д. в администрацию Индустриального района г. Перми не была предоставлена. Корякова О.И. после смерти супруга, К.., не обратилась в администрацию Индустриального района г. Перми для переоформления очереди на свое имя, не представила необходимые документы, в том числе подтверждающие нуждаемость членов семьи К.. в улучшении жилищных условий. До января 2010 года Корякова О.И. не интересовалась состоянием очередности, её продвижением, не обращалась в администрацию Индустриального района г. Перми по данному вопросу.

В соответствии с Решением Пермской городской думы от 12.09.2006 года № 207 «О территориальных органах администрации города Перми», с 01.12.2006 года у администрации Индустриального района г. Перми отсутствуют полномочия по постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе и по восстановлению на льготной очереди. С 1 декабря 2006 года функции учета и распределения жилья возложены на управление жилищных отношений администрации города Перми.

В соответствии с изложенным, требование истцов о восстановлении их на льготной очереди для улучшения жилищных условий, к администрации Индустриального района г. Перми, в настоящее время неисполнимо, а потому не подлежит удовлетворению.

Более того, истцами не доказан факт их нахождения на льготной очереди, в связи с чем требование восстановить их на очереди необоснованно и не находит своего правового подтверждения.

Истцы в своем заявлении указывают на то, что «Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий», утвержденные решением Исполнительного комитета Пермского областного СНД № 102 от 16.08.1988 года, на которые ссылается Постановление от 00.00.00.. утратили силу еще до вынесения Постановления: с 1 марта 2005 года в связи с изданием Указа губернатора Пермского края от 27.06.2006 года № 117.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» впредь до приведения в соответствие с Жилищным кодексом РФ законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные акты применяются постольку, поскольку не противоречат Жилищному кодексу РФ и федеральному закону о введении его в действие. Согласно письму аппарата администрации Пермской области от 23.05.2005 года № 05/151 Решение Исполкома Пермского областного СНД № 102 от 16.08.1988 года является действующим в части, не противоречащей нормам указанных кодекса и закона.

Ссылка истцов на нормы Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 года № 76-ФЗ по данному делу необоснованна. Истец в своем заявлении указывает, что на основании ч. 4 ст. 24 ФЗ от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» за членами семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, сохраняется право на получение жилого помещения.

Из материалов дела следует, что К. не принадлежал к категории военнослужащих, он проходил срочную службу в рядах Советской Армии по призыву с августа 1985 года по май 1987 года; он не проходил военную службу по контракту, и соответственно общая продолжительность его военной службы не составляет 20 лет и более.

К. являлся ветераном боевых действий, принадлежал к категории ветеранов. Правоотношения данной категории граждан регулируются Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», в котором предусмотрены меры социальной поддержки как ветерана боевых действий, так и членов его семьи.

Также представитель администрации указывает, что Постановление Главы администрации Индустриального района о снятии К. с жилищного учета было вынесено в 2005 году (спустя 3 года после смерти К..) после того, как данный факт стал известен администрации района. Корякова О.И. обратилась с иском в суд об оспаривании данного акта в 2010 году, т.е. спустя пять лет после принятия акта.

Администрация считает, что истцами пропущен срок исковой давности для обжалования принятого администрацией Индустриального района г. Перми постановления в соответствии с положениями ст. 196,199 ГК РФ. (л.д.100-106).

Представитель управления жилищный отношений администрации города Перми просила рассмотреть дело в свое отсутствие.

В письменном отзыве на иск представитель УЖО указала, что в очереди на улучшении жилищных условий могут состоять только граждане, нуждающиеся, в соответствии с действующим жилищным законодательством, в улучшении жилищных условий. Истцами не представлено доказательств того, что они относятся к лицам, нуждающимся в улучшении жилищных условий (л.д.86).

Выслушав истца, представителей сторон, изучив материалы дела, суд не находит основания для удовлетворения иска.

В соответствии со ст. 29 ЖК РСФСР, действовавшего до 01.03.2005года: нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане:

1) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов;

2) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям;

3) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно;

4) проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;

5) проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением;

6) проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади.

Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий и по иным основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР и РСФСР.

Статья 32 ЖК РСФСР предусматривает, что право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.

Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях:

1) улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения;

2) выезда на другое постоянное место жительства;

3) выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет;

4) прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность. Не могут быть сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий семьи, потерявшие кормильца, состоявшего на учете.

Снятие с учета осуществляется органами, по решению которых граждане были приняты на учет.

О снятии с учета граждане должны быть поставлены в известность в письменной форме.

Решением Пермского облисполкома № 102 от 16.08.1988года «О правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Пермской области» установлено, что нуждающимся в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи 6,5кв.м. и ниже.

Решением Пермского горисполкома Совета народных депутатов от 04.05.1989года № 277 установлен минимальный размер предоставления жилой площади на одного человека 8 кв.м.

В ходе судебного разбирательства установлено, что К. в сентябре 1987года был поставлен на учет для улучшения жилищных условий по списку участников ВОВ решением Индустриального райисполкома города Перми на основании личного заявления от 00.00.00. (л.д.70-78).

00.00.00. он зарегистрировал брак с Никифоровой О.И. (ныне истец Корякова О.И.), 00.00.00. у них родилась дочь К., а 00.00.00. - дочь А. (л.д.18, 23,24).

По договору купли-продажи от 00.00.00. Коряковы приобрели двухкомнатную квартиру "адрес", жилая площадь квартиры составляет 28,5кв.м., общая площадь квартиры - 42,8кв.м. Семья Коряковых из 3-х человек вселились в эту квартиру и зарегистрировались по данному адресу по месту жительства. После рождения А. она также родителями вселена в эту квартиру и зарегистрирована по месту жительства.

Следовательно, после рождения Коряковой А. семья Коряковых состояла из 4-х человек: К. Корякова О.И., Корякова К.С., Корякова А.С. и проживала в указанной выше квартире. Учитывая размер жилой площади квартиры (28,5кв.м.), состав семьи Коряковых, они, вселившись и проживая в этой квартире, перестали быть нуждающимися в улучшении жилищных условий с момента вселения в данную квартиру в соответствии с указанными выше положениями жилищного законодательства, поскольку на каждого члена семьи Коряковых сначала приходилось по 9,5кв.м. (28,5:3=9,5), а после рождения А. - по 7,1 кв.м. (28,5:4=7,1), то есть выше 6,5кв.м. жилой площади на каждого.

00.00.00. К. умер (л.д.30).

После смерти К.., в права наследования вступили его супруга и дочери. Корякова О.И. стала собственником 4/6 долей квартиры по "адрес" дочери Коряковы К.С. и А.С. - по 1/6 доле квартиры.

Коряковы О.И., К.С., А.И., оставшись втроем проживать в данной квартире, имели обеспеченность жилой площади по 9,5кв.м., общей площади - по 14кв.м., то есть не были нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Исходя из изложенного следует, что Коряковы с момента приобретения квартиры по "адрес" и вселения туда перестали быть нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Согласно ст. 49 ЖК РФ, вступившего в силу с 01.03.2005года:

1. По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

2. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

В ст. 51 ЖК РФ перечислены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. В ней сказано: 1. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации

2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В статье 52 ЖК РФ сказано:

1. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

2. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Статья 56 ЖК РФ, на которую в обосновании иска ссылаются заявители, предусматривает следующее.

1. Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:

1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;

2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;

3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;

5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома;

6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

2. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.

Согласно ч. 2 ст. 6 ФЗ от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие ЖК РФ», граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 части 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

Указом Губернатора Пермского края от 27.06.2006года № 117 «О признании утратившими силу отдельных решений, исполнительного комитета Пермского областного Совета народных депутатов, с 01.03.2005года признаны утратившими силу решение Пермского облисполкома от 16.08.1988года № 102 и от 23.08.1989года № 232.

Решением Пермской городской Думы от 30.05.2006года № 103 «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» утверждена учетная норма площади жилого помещения в размере 12 кв.м общей площади жилого помещения на одного члена семьи.

На период принятия оспариваемого Постановления № . от 00.00.00., которым К. исключен из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий, семья истцов, проживавшая втроем в двухкомнатной квартире по "адрес", не являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий. Потому, суд считает, принятием данного Постановления права истцов не нарушаются.

Согласно ст. 11 ГК РФ допускается судебная защита только нарушенных гражданских прав.

Учитывая данную норму права и изложенное выше, суд считает, что неисполнение процедуры извещения истцов о снятии К.. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусмотренной частью 2 ст. 56 ЖК РФ, не является основанием для признания оспариваемого постановления незаконным, влекущим его отмену.

Также не является основанием для признания оспариваемого Постановления незаконным ссылка истцов на наличие у них льгот, предусмотренных ст. 21 ФЗ «О ветеранах», где сказано, что мерой социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий является обеспеченность за счет федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.03.2005года, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 данного ФЗ.

Как указывалось выше, на момент издания постановления от 00.00.00. Коряковы не были нуждающимися в улучшении жилищных условий, потому положения данного закона не являются основанием для признания оспариваемого Постановления незаконным, влекущим его отмену.

Также суд считает, что в данном случае отсутствуют основания для удовлетворения иска в соответствии с законом «О статусе военнослужащих», на который в обосновании иска ссылаются истцы.

В ст. 2 данного ФЗ указаны граждане, имеющие статус военнослужащих. В ней, в частности, сказано:

1. Военнослужащие проходят военную службу по контракту или военную службу по призыву в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"

К военнослужащим относятся:

офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту (далее - военнослужащие, проходящие военную службу по контракту);

сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы (далее - военнослужащие, проходящие военную службу по призыву).

Условия контракта о прохождении военной службы определяются федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

К.. на момент смерти статус военнослужащего не имел. Семья истцов имеет льготы погибшего (умершего) ветерана боевых действий и имеет право на меры социальной поддержки в соответствии положениями ст. 21 ФЗ «О ветеранах», о чем указывалось выше.

Потому, учитывая все изожженное, суд считает, что оснований для удовлетворения иска не имеется.

Кроме того, представитель администрации Индустриального района города Перми просит отказать в иске еще и в связи с пропуском срока исковой давности.

Согласно ст. 199 ГК РФ: истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Статьей 196 ГК РФ предусмотрен общий срок исковой давности в три года.

Обжалуемое Постановление издано 00.00.00., срок исковой давности истек в мае 2008года, истцы обратилась с иском в апреле 2010года, то есть с пропуском срока исковой давности, что само по себе является основанием для отказа Коряковым в иске.

Учитывая все изложенное, суд считает, что оснований для удовлетворения иска не имеется, потому в иске Коряковым следует отказать.

В соответствии со ст. 100 ГПК РФ: стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Поскольку в иске Коряковым отказано, оснований для взыскания с ответчиков в пользу истцов расходов, понесенных ими на услуги представителя, не имеется.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В иске Коряковой К.С. и Коряковой О.И. отказать.

Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Перми.

Судья подпись                    Турьева Н.А.