Решение по жалобе на действия судебного пристава - исполнителя.



Дело № 2 - 574/11                            

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г.Пермь                                                                                                             14 января 2011г.

Индустриальный суд в составе:

председательствующего федерального судьи Мокрушина О.А.,

при секретаре Мальцевой П.А.,

с участием представителя заинтересованного лица Б., действующей по доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Бовда С.Н. о признании действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя незаконными,

у с т а н о в и л:

Бовда С.Н. обратился в суд с жалобой на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю Шевелева Д.Г., который не направил своевременно сторонам исполнительного производства и в суд, выдавший исполнительный лист, копию постановления о возбуждении исполнительного производства, обязывающего администрацию г.Перми предоставить ему отдельное благоустроенное жилое помещение в г.Перми. Также просит признать незаконным бездействие за период с 20.10.2010г. по 20.11.2010г. судебного пристава-исполнителя, который не применил к должнику штрафные санкции за неисполнение исполнительного документа от 30.10.2001г. Просит обязать судебного пристава-исполнителя, на исполнении которого находится исполнительное производство - от 07.10.2010г., применить к руководителю должника меры, предусмотренные федеральным законом за неисполнение данного исполнительного документа. Обязать судебного пристава-исполнителя направить копию постановления от 07.10.2010г. о возбуждении исполнительного производства в правительство Пермского края, на которое решением суда от 18.09.2001г. возложено финансирование приобретения жилого помещения для Бовда С.Н.             

В обоснование заявленных требований Бовда С.Н. указал следующее.

04.10.2010г. на исполнение к СПИ Межрайонного отдела СП по ИОИП УФССП по Пермскому краю Шевелеву Д.Г. поступил исполнительный документ - районного суда г.Перми от 30.10.2001г. -, согласно которого Администрация г.Перми (должник) обязана предоставить ему отдельное благоустроенное жилое помещение в г.Перми, отвечающее санитарно-техническим требованиям, в пределах установленных норм на состав семьи к моменту предоставления жилья в порядке очередности по списку офицеров запаса за счет средств, выделяемых Администрации Пермской области из федерального бюджета на эти цели.

07.10.2010г. судебным приставом-исполнителем было возбуждено исполнительное производство -, обязывающее Администрацию г.Перми предоставить ему соответствующее жилое помещение за счет средств федерального бюджета.

Копия данного постановления, направленная в его адрес заказной корреспонденцией 21.10.2010г., была получена им 26.10.2010г.

20.10.2010г. копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства от 07.10.2010г. поступила в правовое управление администрации г.Перми.

08.11.2010г. судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора. Вместе с тем, им было вынесено постановление о назначении нового срока исполнения решения суда.

До настоящего времени, требования, содержащиеся в исполнительном документе, должником не выполнены. В то же время, им не предоставлены в Отдел ФССП соответствующе документы, подтверждающие невозможность исполнения исполнительного документа. В связи с чем, считает, что судебный пристав-исполнитель в пределах своих полномочий обязан применить к руководителю должника меры, предусмотренные федеральным законом.

23.03.2004г. судья - районного суда г.Перми У., рассмотрев в рамках гражданского дела - заявление Администрации г.Перми о предоставлении отсрочки исполнения решения, вынесла определение, которым отказала должнику в удовлетворении заявленных требований. Таким образом, суд еще раз подтвердил, что принятое им решение является обязательным к исполнению, и его исполнение не поставлено в зависимость о наступления (или ненаступления) каких-либо условий.

В последующем, судья - районного суда г.Перми Ш., рассмотрев заявление о применении мер в отношении должника-организации и об ответственности должностных лиц, вынесла определение от 25.05.2006г., которым установила, что соответствии с ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае неисполнения без уважительны причин исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия в срок, установленный СПИ, он выносит постановление о наложении на должника штрафа в размере до 200 МРОТ и назначает ему новый срок для исполнения.

При последующих нарушениях должником без уважительных причин новых сроков исполнения исполнительного документа размер штрафа каждый раз удваивается.

При повторном неисполнении без уважительных причин исполнительного документа СПИ вносит в соответствующие органы представление о привлечении к административной или уголовной ответственности, предусмотренной законодательством РФ, гражданина илидолжностное лицо, которые в силу своих служебных обязанностей должны исполнять исполнительный документ.

Учитывая требования закона, СПИ вправе самостоятельно вынести постановление о наложении на должника штрафа или внести представление в соответствующие органы о привлечении должностного лица, виновного в неисполнении решения суда, к ответственности.

Статья 13 ГПК РФ устанавливает обязательность исполнения вступившего в законную силу решения суда для всех без исключения органов власти и иных органов. Неисполнение судебного постановления влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.

В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные ранее вступившим в законную силу судебным решением, являются обязательными и не могут быть оспорены.

Правилами ст. 206 ГПК РФ, которыми регламентирован порядок исполнения судебных актов, вынесенных по спору неимущественного характера, предусматривается, что решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган выполнить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо СПИ применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом (ч. 2 статьи).

Исходя из ст. 210 настоящего Кодекса, решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном Федеральным законом. При этом вступившее в силу решение подлежит безусловному исполнению, как самими сторонами, так и любыми третьими лицами (если необходимы какие-либо действия с их стороны). Это относится и к добровольному, и к принудительному (ст. ст. 428, 429 ГК РФ) исполнению.

Согласно ч. 2 ст. 258 ГПК РФ, в суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда, обязывающего ответчика выполнить определенные действия, не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.

В соответствии с законодательством РФ и нормами международного права установлены разумные сроки для исполнения вступивших в законную силу судебных актов.

Как следует из постановления о возбуждении исполнительного производства от 07.10.2010г., должнику не устанавливался пятидневный срок для добровольного исполнения исполнительного документа.

Поскольку, должник не выполнил требования исполнительного документа в срок, указанный в данном постановлении, считает, что СПИ обязан взыскать с должника штраф за неисполнение исполнительного документа.

В данном случае, СПИ установил должнику новый срок для исполнения, однако перед этим не применил к нему штрафные санкции за неисполнение решения суда.

В период с 20.10.2010г. по 21.10.2010г. к должнику не применялось никаких санкций за неисполнение исполнительного документа.

Копия постановления СПИ о возбуждении исполнительного производства от 07.10.2010г., обязывающего Администрацию г.Перми предоставить ему жилье за счет средств федерального бюджета, не была своевременно направлена сторонам исполнительного производства и в суд, выдавший исполнительный лист.

При этом исполнительский сбор не был взыскан с должника в срок, установленный федеральным законом.

Помимо этого, до настоящего момента СПИ не внесено в соответствующие органы представление о привлечении к уголовной ответственности, предусмотренной законодательством РФ, должностного лица, которое в силу своих служебных обязанностей должен исполнить исполнительный документ.

Считает, что указанные выше действия (бездействие) и решения судебного пристава-исполнителя являются незаконными и не соответствуют требованиям законодательства РФ об исполнительном производстве. Считает, что СПИ намеренно препятствует своевременному, полному и правильному исполнению исполнительного документа, выданного на основании решения суда от 18.09.2001г., и тем самым нарушает его права как взыскателя.

В своем дополнительном заявлении от 23.12.2010г. Бовда С.Н. просит признать незаконными действия (бездействие) и решения судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Пермскому краю, который не обеспечил за период с 07.10.2010 года и до настоящего момента своевременное, полное и правильное исполнение исполнительного документа - районного суда г.Перми от 30.10.2001г., выданного по гражданскому делу - по его иску к Администрации - района г.Перми и Администрации Пермской области о предоставлении жилья.

Также, просит признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя, который не применил за указанный выше период штрафные санкции в отношении должностного лица, обязанного в силу своих служебных полномочий исполнить исполнительный документ, выданный на основании судебного решения от 18.09.2001г.

В обоснование заявленных требований Бовда С.Н. указал следующее.

Исходя из ст.105 ФЗ «Об исполнительном производстве», в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе без уважительных причин во вновь установленный срок, судебный пристав-исполнитель применяет к должнику штраф, предусмотренный статьей 17.15 КоАП РФ, и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом.

Согласно ст.113 настоящего Федерального закона, в случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя, иного нарушения законодательства РФ об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель налагает на виновное лицо штраф в порядке и размере, которые установлены законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, а в случае, предусмотренном статьей 114 настоящего Федерального закона, обращается в арбитражный суд с заявлением о привлечении виновного лица к административной ответственности.

Неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после взыскания исполнительского сбора, влечет наложение штрафа (п. 2 статьи).

Если судебный пристав-исполнитель неоднократно устанавливал должнику срок дляисполнения содержащегося в исполнительном документе требования неимущественного характера, то штраф на должника налагается за каждый случай неисполнения должником требования в установленный срок.

При наличии в действиях лица, нарушающего, законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве, признаков состава преступления судебный пристав-исполнитель вносит в соответствующие органы представление о привлечении указанного лица к уголовной ответственности.

В статье 115 настоящего Федерального закона установлено, что постановление судебного пристава-исполнителя о наложении штрафа выносится без составления протокола об административном правонарушении и без возбуждения отдельного дела об административном правонарушении. Указанное постановление должно соответствовать требованиям, установленным частью 2 статьи 14 настоящего Федерального закона, и содержать сведения о конкретном случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя     или нарушения требований законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве, за которые виновное лицо подвергается штрафу.

Бовда С.Н. в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Заинтересованное лицо - судебный пристав-исполнитель Шевелев Д.Г. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания.

Заинтересованное лицо - Администрация г.Перми ходатайствуют о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации, с жалобой Бовда С.Н. не согласны.

Заинтересованное лицо - Администрация Пермской области в судебное заседание своего представителя не направило, извещены о месте и времени судебного заседания.

Заинтересованное лицо - ФССП России в судебное заседание своего представителя не направило, извещены о месте и времени судебного заседания.

Заинтересованное лицо - Министерство юстиции РФ в судебное заседание своего представителя не направило, извещены о месте и времени судебного заседания.

Представитель заинтересованного лица УФССП по Пермскому краю Б. с заявленными требованиями не согласна. В судебном заседании пояснила, что несвоевременное направление постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного судебным приставом-исполнителем 07.10.2010г., не нарушило права Бовды С.Н. как взыскателя в исполнительном производстве, так как он фактически не был лишен возможности его обжаловать. В данном случае отсутствует совокупность обстоятельств, необходимых для удовлетворения заявления Бовда С.Н., таких как, несоответствие действий судебного пристава-исполнителя требованиям закона и нарушение прав и законных интересов заявителя. Кроме того, судебным приставом-исполнителем постановлением от 08.11.2010г. должнику был установлен новый срок для исполнения требования исполнительного документа до 22.11.2010г. и до окончания этого срока судебный пристав-исполнитель был не вправе принимать какие-либо штрафные санкции к должнику, тогда как Бовда С.Н. просит признать незаконным бездействие за период с 20.10.2010г. по 20.11.2010г. судебного пристава-исполнителя. Указывает, что Бовда С.Н. не представил доказательств, свидетельствующих о нарушении его прав и законных интересов.      

Заслушав представителя УФССП по Пермскому краю Б., изучив материалы дела, суд считает, что жалоба заявителя не подлежит удовлетворению.

Судом установлено, что 04.10.2010г. судебному приставу-исполнителю межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю Шевелеву Д.Г. поступил исполнительный документ - исполнительный лист - от 23.10.2001г., выданный на основании решения - районного суда г.Перми от 18.09.2001г.

           07.10.2010г. судебным приставом-исполнителем межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю Шевелевым Д.Г. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства - в отношении должника - Администрации г.Перми в интересах взыскателя - Бовды С.Н., предмет исполнения: ОБЯЗАТЬ АДМИНИСТРАЦИЮ г.ПЕРМИ ПРЕДОСТАВИТЬ БОВДЕ С.Н. ОТДЕЛЬНОЕ БЛАГОУСТРОЕННОЕ ЖИЛОЕ ПОМЕЩЕНИЕ В г.ПЕРМИ, ОТВЕЧАЮЩЕЕ САНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКИМ ТРЕБОВАНИЯМ, В ПРЕДЕЛАХ УСТАНОВЛЕННЫХ НОРМ НА СОСТАВ СЕМЬИ К МОМЕНТУ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЖИЛЬЯ В ПОРЯДКЕ ОЧЕРЕДНОСТИ ПО СПИСКУ ОФИЦЕРОВ ЗАПАСА ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ, ВЫДЕЛЯЕМЫХ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА ЭТИ ЦЕЛИ.

Должнику не позднее дня, следующего за днем получения настоящего постановления ч.14 ст.30 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнить требования, указанные в исполнительном документе, о чем немедленно сообщить судебному приставу-исполнителю.

Копия данного постановления, направленная в адрес взыскателя заказной корреспонденцией 21.10.2010г., была получена им 26.10.2010г.

20.10.2010г. копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства от 07.10.2010г. поступила в правовое управление администрации г.Перми.

23.10.2010г. в межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю судебному приставу-исполнителю Шевелеву Д.Г. из Администрации г.Перми поступил ответ из которого следует, что в соответствии со ст.ст.1, 3, 15 Федерального закона от 27.05.1998г. № 76 - ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение жильем военнослужащих,
уволенных в запас или в отставку, и членов их семей осуществляется федеральными органами исполнительной власти, за счет средств федерального бюджета.

Денежные средства для приобретения (строительства) жилья офицерам запаса, в чью пользу состоялись судебные решения, администрации города г.Перми из федерального бюджета не выделяются. Начиная с 1999г. обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы, осуществлялось в рамках федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты», а с 2004г. - в рамках подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты на 2004-2010 годы» только путем выдачи государственных жилищных сертификатов.

         В администрации г.Перми отсутствуют жилые помещения для предоставления гражданам, уволенным с военной службы. Многолетнее отсутствие жилых помещений, предназначенных для заселения семьями военнослужащих, уволенных в запас или в отставку, делают невозможным исполнение данного судебного решения. Фактически за последние восемь лет решения судов о предоставлении жилья офицерам запаса исполнялись либо путем изменения способа исполнения решения суда и взыскания денежных средств из городского бюджета либо путем получения взыскателями государственных жилищных сертификатов. Жилые помещения по договорам социального найма военнослужащим, уволенным в запас или в отставку, не предоставляются.

Кроме того, в соответствии с «Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 № 1054, жилые помещения, как и государственные жилищные сертификаты, должны быть предоставлены военнослужащим, уволенным в запас или в отставку, Администрацией субъекта Российской Федерации в порядке общей очереди, в связи с чем Администрация г.Перми не имеет возможности исполнить решение - районного суда от 18.09.2001г.

Кроме того, в решении суда от 18.09.2001г. указано, что Бовде С.Н. отдельное благоустроенное жилое помещение должно быть предоставлено в порядке очередности по списку офицеров запаса. В текущем году в общем списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий номер очередности Бовды С.Н. - 11646, в списке граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, учетный номер - 1036. Таким образом, решение - районного суда г.Перми от 18.09.2001г. не исполнено по объективным причинам.

08.11.2010г. судебным приставом-исполнителем межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю вынесено постановление о взыскании с Администрации г.Перми исполнительского сбора в размере "н" рублей, в связи с тем, что должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение исполнительного документа было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств и вызвано другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при той степени осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения.

08.11.2010г. судебным приставом-исполнителем межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю вынесено постановление о назначении нового срока для исполнения требований исполнительного документа до 22.11.2010г.

22.11.2010г. в межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю судебному приставу-исполнителю Шевелеву Д.Г. из Администрации г.Перми поступил ответ из которого следует, что в соответствии со ст.ст.1, 3, 15 Федерального закона от 27.05.1998г. № 76 - ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение жильем военнослужащих, уволенных в запас или в отставку, и членов их семей осуществляется федеральными органами исполнительной власти, за счет средств федерального бюджета.

Денежные средства для приобретения (строительства) жилья офицерам запаса, в чью пользу состоялись судебные решения, администрации города г.Перми из федерального бюджета не выделяются. Начиная с 1999г. обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы, осуществлялось в рамках федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты», а с 2004г. - в рамках подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты на 2004-2010 годы» только путем выдачи государственных жилищных сертификатов.

         В Администрации г.Перми отсутствуют жилые помещения для предоставления гражданам, уволенным с военной службы. Многолетнее отсутствие жилых помещений, предназначенных для заселения семьями военнослужащих, уволенных в запас или в отставку, делают невозможным исполнение данного судебного решения. Фактически за последние восемь лет решения судов о предоставлении жилья офицерам запаса исполнялись либо путем изменения способа исполнения решения суда и взыскания денежных средств из городского бюджета либо путем получения взыскателями государственных жилищных сертификатов. Жилые помещения по договорам социального найма военнослужащим, уволенным в запас или в отставку, не предоставляются.

Кроме того, в соответствии с «Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 № 1054, жилые помещения, как и государственные жилищные сертификаты, должны быть предоставлены военнослужащим, уволенным в запас или в отставку, Администрацией субъекта Российской Федерации в порядке общей очереди, в связи с чем Администрация г.Перми не имеет возможности исполнить решение - районного суда от 18.09.2001г.

Кроме того, в решении суда от 18.09.2001г. указано, что Бовде С.Н. отдельное благоустроенное жилое помещение должно быть предоставлено в порядке очередности по списку офицеров запаса. В текущем году в общем списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий номер очередности Бовды С.Н. - 11646, в списке граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, учетный номер - 1036.

Во исполнение судебного решения Бовде С.Н. была предложена двухкомнатная квартира общей площадью 45,8 кв.м., однако от предложенного варианта заявитель отказался.

Таким образом, решение - районного суда г.Перми от 18.09.2001г. не исполнено по объективным причинам.

В соответствии с п.п.11, 17 ст.30 ФЗ от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" …если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

Статья 105 ФЗ «Об исполнительном производстве» предусматривает, что в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель применяет к должнику штраф, предусмотренный статьей 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст.113 ФЗ «Об исполнительном производстве» …неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после взыскания исполнительского сбора, влечет наложение штрафа. Если судебный пристав-исполнитель неоднократно устанавливал должнику срок для исполнения содержащегося в исполнительном документе требования неимущественного характера, то штраф на должника налагается за каждый случай неисполнения должником требования в установленный срок. При наличии в действиях лица, нарушающего законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве, признаков состава преступления судебный пристав-исполнитель вносит в соответствующие органы представление о привлечении указанного лица к уголовной ответственности.

Таким образом, действия судебного пристава-исполнителя, совершенные в рамках исполнительного производства, отвечают требованиям ФЗ «Об исполнительном производстве». Доводы жалобы Бовды С.Н. о признании действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя незаконными не основаны на материалах дела.

Согласно ст.258 ГПК РФ …суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Доказательств того, что права, либо свободы заявителя были нарушены тем, что судебный пристав-исполнитель не направил своевременно копию постановления о возбуждении исполнительного производства взыскателю, должнику и в суд, заявителем не представлены. До настоящего времени требования исполнительного документа не исполнены по объективным причинам, поэтому несвоевременное направление копии постановления не могло повлиять на права заявителя по исполнению решения суда о предоставлении ему жилого помещения.

В связи с тем, что должник при получении постановления о возбуждении исполнительного производства не исполнил в срок требования, содержащиеся в постановлении, и не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение исполнительного документа было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств и вызвано другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при той степени осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения, судебным приставом-исполнителем вынесено 08.11.2010г. постановление о взыскании с Администрации г.Перми исполнительского сбора в размере "н" рублей, а также постановление о назначении нового срока для исполнения требований исполнительного документа до 22.11.2010г., как это и предусмотрено ст.105 ФЗ «Об исполнительном производстве».

22.11.2010г. судебному приставу-исполнителю поступило письмо из Администрации г.Перми в котором указывалось на причины неисполнения решения суда, в числе которых, отсутствие перечисления денежных средств из федерального бюджета для приобретения (строительства) жилья офицерам запаса, в чью пользу состоялись судебные решения, отсутствие жилых помещений для предоставления гражданам, уволенным с военной службы. Таким образом, должник представил судебному приставу-исполнителю наличие причин, по которым он не может исполнить решение суда.

При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель применяет к должнику штраф, предусмотренный статьей 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и устанавливает новый срок для исполнения, в случае отсутствия уважительных причин неисполнения данных требований.

В связи с тем, что исполнение судебного решения Администрацией г.Перми невозможно в силу объективных причин, независящих от воли должника, судебный пристав-исполнитель обоснованно отказался от привлечения должника к ответственности, предусмотренной ст.17.15 КоАП РФ, и установить новый срок для исполнения, при неисполнении им требований, содержащихся в исполнительном документе, только в случае отсутствия уважительных причин, равно как внесение судебным приставом-исполнителем в соответствующие органы представления о привлечении указанного лица к уголовной ответственности только при наличии в его действиях состава преступления.

Кроме того, вопрос о привлечении к уголовной ответственности руководителя Администрации г.Перми за неисполнение должником решения - районного суда уже разрешался дознавателем МОСП по ИОИП УФССП России по Пермскому краю, постановлением которого от 27.10.2010г. отказано в возбуждении уголовного дела по заявлению Бовда С.Н. от 19.10.2010г.

Доводы жалобы Бовда С.Н. о возложении на судебного пристава-исполнителя, на исполнении которого находится исполнительное производство - от 07.10.2010г., обязанности применить к руководителю должника меры, предусмотренные федеральным законом за неисполнение данного исполнительного документа и направить копию постановления от 07.10.2010г. о возбуждении исполнительного производства в правительство Пермского края, на которое решением суда от 18.09.2001г. возложено финансирование приобретения жилого помещения для Бовда С.Н. подлежат отклонению в связи с тем, что судебный пристав-исполнитель является должностным лицом, которое руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О судебных приставах», Федеральным законом «Об исполнительном производстве» и другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, и в пределах полномочий, предоставленных ему данными нормативными актами принимает самостоятельные решения, направленные на правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

В соответствии с ст.30 ФЗ «Об исполнительном производстве» …копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ. Таким образом, законом не предусмотрено направление копии постановления о возбуждении исполнительного производства лицам, которые не относятся к должникам, либо взыскателям.

При указанных обстоятельствах суд считает, что оснований для признания незаконным действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, 441 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

в удовлетворении жалобы Бовда С.Н. о признании незаконными действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю Шевелева Д.Г. по несвоевременному направлению сторонам исполнительного производства и в суд, выдавший исполнительный лист копии постановления о возбуждении исполнительного производства, обязывающего администрацию г.Перми предоставить ему отдельное благоустроенное жилое помещение в г.Перми, бездействия судебного пристава-исполнителя, не применившего к должнику штрафных санкций за неисполнение решения - районного суда г.Перми от 30.10.2001г. - отказать.

В удовлетворении жалобы Бовда С.Н. о возложении на судебного пристава-исполнителя обязанности применить к руководителю должника меры, предусмотренные федеральным законом за неисполнение исполнительного документа и направлении копии постановления от 07.10.2010г. о возбуждении исполнительного производства в правительство Пермского края, на которое решением суда от 18.09.2001г. возложено финансирование приобретения жилого помещения для Бовда С.Н. - отказать.

Решение может быть обжаловано в срок 10 дней в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г.Перми.

Федеральный судья                                               Мокрушин О.А.