Решение о признании действий судебного пристава - исполнителя незаконными.



дело 2 - 388 / 2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Пермь                                                                                                               09 марта 2011г.

Индустриальный суд г.Перми в составе:

председательствующего федерального судьи Мокрушина О.А.,

при секретаре Мальцевой П.А.,

с участием представителя заявителя Напариной Д.Т., действующей на основании доверенности, представителя УФССП по Пермскому краю П., действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Администрации г.Перми на действия судебного пристава - исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Пермскому краю,

                                                     у с т а н о в и л:

Администрация г.Перми обратилась в суд с жалобой на действия судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Пермскому краю Ш. по вынесению постановления о взыскании исполнительского сбора от 08.11.2011г.

В обоснование заявленных требований указано следующее.

Межрайонным отделом судебных приставов по исполнению особых производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству -, обязывающему администрацию г.Перми предоставить Бовде С.Н. отдельное благоустроенное жилое помещение в г.Перми, отвечающее санитарно-техническим требованиям, в пределах установленных норм на состав семьи к моменту предоставления жилья в порядке очередности по списку офицеров запаса за счет средств, выделяемых администрации Пермской области из федерального бюджета на эти цели.

В соответствии со ст.ст.1,3,15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение жильем военнослужащих, уволенных в запас или в отставку, и членов их семей осуществляется федеральными органами исполнительной власти, за счет средств федерального бюджета.

Денежные средства для приобретения (строительства) жилья офицерам запаса, в чью пользу состоялись судебные решения, администрации города Перми из федерального бюджета не выделяются. Начиная с 1999г. обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы, осуществлялось в рамках федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты», а с 2004г. - в рамках подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты на 2004-2010 годы» только путем выдачи государственных жилищных сертификатов.

В администрации г.Перми отсутствуют жилые помещения для предоставления гражданам, уволенным с военной службы.

Многолетнее отсутствие жилых помещений, предназначенных для заселения семьями военнослужащих, уволенных в запас или в отставку, делают невозможным исполнение данного судебного решения. Фактически за последние 8 лет решения судов о предоставлении жилья офицерам запаса исполнялись либо путем изменения способа исполнения решения суда и взыскания денежных средств из городского бюджета либо путем получения взыскателями государственных жилищных сертификатов. Жилые помещения по договорам социального найма военнослужащим, уволенным в запас или в отставку, не предоставляются.

Кроме того, в соответствии с «Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 № 1054, жилые помещения, как и государственные жилищные сертификаты, должны быть предоставлены военнослужащим, уволенным в запас или в отставку, Администрацией субъекта Российской Федерациив порядке общей очереди.

Таким образом администрация г.Перми не имеет возможности исполнить решение - районного суда от 18.09.2001г. Вины администрации г.Перми в невозможности своевременного исполнения решения суда о предоставлении жилого помещения Бовда С.Н. нет.

Кроме того, в решении суда от 18.09.2001 указано, что Бовда С.Н. отдельное благоустроенное жилое помещение должно быть предоставлено в порядке очередности по списку офицеров запаса. В текущем году в общем списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий номер очередности Бовды С.Н. - 11646, в списке граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, учетный номер - 1036.

Таким образом, решение - районного суда г.Перми от 18.09.2001г. не исполнено по объективным причинам.

Согласно Уставу города Перми, Администрация города - исполнительно-распорядительный орган городского самоуправления, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных ему федеральными законами и законодательством Пермской области (края) (ст. 58 Устава).

Администрация города Перми не является коммерческой организацией и может нести ответственность только при наличии вины.

Исходя из положений п.7 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве», руководствуясь Постановлением Президиума ВАС от 11.09.2007 № 6391/07, Постановлением Конституционного суда РФ от 30.07.2001 № 13-П взыскание исполнительского сбора возможно только при наличии вины.

Вины администрации г.Перми в невозможности своевременного исполнения решения суда о предоставлении жилого помещения Бовде С.Н. нет.

Статьей 143 Федерального закона от 31.12.1999г. № 227-ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год» установлено, что обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам получателей бюджетных средств осуществляется на основании исполнительных листов судебных органов со счетов должников, открытых в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и (или) кредитных организациях, а также с их лицевых счетов, открытых в органах федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации.

Статьей 143 Федерального закона от 31.12.1999 № 227-ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год» установлено, что обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам получателей бюджетных средств осуществляется на основании исполнительных листов судебных органов со счетов должников, открытых в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и (или) кредитных организациях, а также с их лицевых счетов, открытых в органах федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации.

Взыскание средств по денежным обязательствам получателей бюджетных средств с лицевых счетов в органах федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации производится органами федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации на основании предъявленных им исполнительных листов судебных органов.

Впредь до внесения изменений в статьи 77 и 81 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" установить, что при принудительном исполнении исполнительных документов за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, федеральных органов исполнительной власти взыскание исполнительского сбора не производится.

Поскольку в Федеральном законе от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» нет изменений, касающихся взыскания исполнительского сбора при принудительном исполнении исполнительных документов за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, федеральных органов исполнительной власти, следовательно, ст.143 указанного Закона следует считать действующей.

Таким образом, постановление судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю от 08.11.2010г. является незаконным и подлежит отмене.

Представитель заявителя в судебном заседании на заявленных требованиях настаивает в полном объеме.

Судебный пристав-исполнитель в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель УФССП по Пермскому краю П. считает постановление судебного пристава-исполнителя законным и обоснованным, просит отказать в удовлетворении заявленных требований Администрации г.Перми.

Заинтересованное лицо Бовда С.Н. о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в свое отсутствие.

Заслушав представителя заявителя, представителя УФССП по Пермскому краю, изучив материалы дела, материалы исполнительного производства, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено следующее.

18.09.2001г. - районным судом г.Перми вынесено решение об обязанности Администрации г.Перми предоставить Бовда С.Н. отдельное благоустроенное жилое помещение в г.Перми, отвечающее санитарно-техническим требованиям, в пределах установленных норм на состав семьи к моменту предоставления жилья в порядке очередности по списку офицеров запаса за счет средств, выделяемых Администрации Пермской области из федерального бюджета на эти цели. Решение вступило в законную силу 23.10.2001г.

30.10.2001г. - районным судом г.Перми выдан исполнительный лист - от 18.09.2001г. об обязанности Администрации г.Перми предоставить Бовда С.Н. отдельное благоустроенное жилое помещение в г.Перми, отвечающее санитарно-техническим требованиям, в пределах установленных норм на состав семьи к моменту предоставления жилья в порядке очередности по списку офицеров запаса за счет средств, выделяемых Администрации Пермской области из федерального бюджета на эти цели.

30.11.2001г. судебным приставом-исполнителем М. составлен акт о невозможности взыскания, по которому проверкой установлено, что Администрация г.Перми предоставить жилое помещение в настоящее время не может, так как выделяемые средства из федерального бюджета Администрацией Пермской области на строительство и приобретение ограничены, в связи с чем, жилые помещения выделяются в порядке списка постановки на учет каждого нуждающегося, без приоритета конкретного решения суда.

30.11.2001г. судебным приставом-исполнителем подразделения судебных приставов - района г.Перми М. вынесено постановление о возвращении исполнительного документа и окончании исполнительного производства, в соответствии с которым причины неисполнения решения суда, указанные в акте о невозможности взыскания, признаны уважительными. В связи с чем, исполнительный документ был возвращен взыскателю Бовда С.Н. актом о невозможности исполнения, а исполнительное производство было окончено.

20.11.2003г. судебным приставом-исполнителем - района г.Перми М. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства обязывающего Администрацию г.Перми предоставить Бовда С.Н. отдельное благоустроенное жилое помещение в г.Перми, отвечающее санитарно-техническим требованиям, в пределах установленных норм на состав семьи к моменту предоставления жилья в порядке очередности по списку офицеров запаса за счет средств, выделяемых Администрации Пермской области из федерального бюджета на эти цели, на основании исполнительного листа - суда г.Перми от 18.09.2001г., который поступил на исполнение 19.11.2003г.

04.04.2005г. судебный пристав-исполнитель отдела ФССП по - району г.Перми М. вынесла постановление о возвращении исполнительного документа и окончании исполнительного производства, на основании заявления взыскателя об отзыве исполнительного листа с принудительного исполнения от 04.04.2005г., и которым исполнительный документ был возвращен взыскателю Бовда С.Н., а исполнительное производство было окончено.

01.06.2005г. судебный пристав-исполнитель Отдела ССП по - району г.Перми М. вынесла постановление о возбуждении исполнительного производства обязывающего Администрацию г.Перми предоставить Бовде С.Н. отдельное благоустроенное жилое помещение в г.Перми, отвечающее санитарно-техническим требованиям, в пределах установленных норм на состав семьи к моменту предоставления жилья в порядке очередности по списку офицеров запаса за счет средств, выделяемых Администрации Пермской области из федерального бюджета на эти цели, на основании исполнительного листа - суда г.Перми - от 18.09.2001г.

28.11.2005г. судебный пристав-исполнитель Отдела ФССП по - району г.Перми М. вынесла постановление о возвращении исполнительного документа и окончании исполнительного производства, на основании заявления Бовда С.Н. об отзыве исполнительного документа, и которым исполнительный документ был возвращен взыскателю Бовда С.Н., а исполнительное производство было окончено.

24.10.2007г. судебный пристав-исполнитель Отдела по - району г.Перми М. вынесла постановление о возбуждении исполнительного производства - об обязанности Администрации г.Перми предоставить Бовде С.Н. отдельное благоустроенное жилое помещение в г.Перми, отвечающее санитарно-техническим требованиям, в пределах установленных норм на состав семьи к моменту предоставления жилья в порядке очередности по списку офицеров запаса за счет средств, выделяемых Администрации Пермской области из федерального бюджета на эти цели, на основании впервые поступившего исполнительного листа - - суда г.Перми от 18.09.2001г.

08.11.2007г. судебный пристав-исполнитель Отдела судебных приставов по - району г.Перми М. вынесла постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа, на основании заявления Бовда С.Н., которым, исполнительное производство было окончено, исполнительный документ был возвращен взыскателю Бовда С.Н.

05.10.2010г. в Отдел судебных приставов по - району г.Перми УФССП по Пермскому краю поступило заявление Бовда С.Н. о возбуждении исполнительного производства от 30.09.2010г.

05.10.2010г. Отдел судебных приставов по - району г.Перми УФССП по Пермскому краю в соответствии с приказом руководителя УФССП России по Пермскому краю от 29.04.2010г. № 300 «О передаче исполнительных производств, имеющих социально-важное значение в Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Пермскому краю» направил в Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Пермскому краю, для исполнения, исполнительный лист - районного суда г.Перми - от 18.09.2001г. об обязанности Администрации г.Перми предоставить Бовда С.Н. благоустроенное жилое помещение.

07.10.2010г. судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Пермскому краю Ш. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства - на основании исполнительного листа - от 23.10.2001г., выданного - районным судом г.Перми, об обязанности Администрации г.Перми предоставить Бовда С.Н. отдельное благоустроенное жилое помещение в г.Перми, отвечающее санитарно-техническим требованиям, в пределах установленных норм на состав семьи к моменту предоставления жилья в порядке очередности по списку офицеров запаса за счет средств, выделяемых Администрации Пермской области из федерального бюджета на эти цели.

08.11.2010г. судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Пермскому краю Ш. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора.

Разрешая требования заявителя о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного Отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю о взыскании исполнительного сбора, суд исходит из следующего.

В соответствии с п.11 ст.30 ФЗ «Об исполнительном производстве» …если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

При возбуждении исполнительного производства постановлением от 08.11.2010г. судебный пристав-исполнитель обязал Администрацию г.Перми предоставить Бовда С.Н. отдельное благоустроенное жилое помещение в г.Перми, отвечающее санитарно-техническим требованиям, в пределах установленных норм на состав семьи к моменту предоставления жилья в порядке очередности по списку офицеров запаса за счет средств, выделяемых Администрации Пермской области из федерального бюджета на эти цели, установив срок для исполнения данного требования не позднее дня, следующего за днем получения настоящего постановления.

Постановление о возбуждении исполнительного производства получено должником 20.10.2010г. Согласно справке, представленной в судебное заседание из Управления жилищных отношений Администрации г.Перми с 29.04.1999г. Бовда С.Н. включен в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, нуждающихся в получении жилых помещений. По состоянию на 01.01.2011г. в общем списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий номер очередности Бовда С.Н. - 11 646, в списке граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, учетный номер - 962.

Таким образом, срок для исполнения требования предоставить Бовда С.Н. отдельное благоустроенное жилое помещение в г.Перми, отвечающее санитарно-техническим требованиям, в пределах установленных норм на состав семьи, начинает с момента возникновения права у Бовда С.Н. в порядке очередности на получение жилого помещения по списку офицеров запаса.

В соответствии со ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве» …исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Следовательно, судебный пристав-исполнитель в нарушение требований ч.2 ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве» вынес постановление о взыскании исполнительского сбора до истечения срока, установленного для добровольного исполнения исполнительного документа.

При таком положении суд приходит к выводу, что имеются основания для признания действий судебного пристава-исполнителя Ш. по вынесению постановления о взыскании исполнительского сбора от 08.11.2010г. незаконными, а, следовательно, признания незаконным постановления судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю от 08.11.2010г. о взыскании исполнительского сбора.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, 441 ГПК РФ,

                                                                 р е ш и л:

Жалобу Администрации г.Перми на действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя - удовлетворить.

Признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю Ш. от 08.11.2010г. о взыскании исполнительского сбора.

Решение может быть обжаловано в срок 10 дней в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г.Перми.

Федеральный судья                                     Мокрушин О.А.