Дело № 2-1781/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 31 мая 2010 года гор. Пермь Индустриальный районный суд г. Перми в составе: федерального судьи Толкушенковой Е.Ю., при секретаре Гаинцевой Т.Н., с участием представителя истца Жекиной С.С. по доверенности, ответчика Рубцова О.П., его представителя и представителя Рубцова С.С., Воронова М.Г., Вороновой Ю.В. - Богдановой В.В. по доверенности, представителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пермском крае Житлухина А.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации города Перми к Рубцову О.П., Рубцовой С.С., Воронову М.Г., Вороновой Ю.В. о взыскании суммы неосновательного обогащения, у с т а н о в и л: Администрация города Перми обратилась в суд с иском к Рубцову О.П., Рубцовой С.С., Воронову М.Г., Вороновой Ю.В. о взыскании суммы неосновательного обогащения, указав следующее. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пермском крае в УЖО администрации г.Перми была проведена проверка использования бюджетных средств, направленных в 2008 году на реализацию приоритетного национального проекта «Достойное жилье - гражданам России» в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. В результате проведенной проверки ЕУ ФСФБН в Пермском крае был составлен акт ревизии от ДД.ММ.ГГГГ и вынесено представление начальнику УЖО администрации г.Перми о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса. УЖО администрации г.Перми в виду несогласия с выводами, содержащимися в представлении от ДД.ММ.ГГГГ № было подано заявление в Ленинский районный суд <адрес> о признании незаконными акта проверки использования средств, направленных в 2008 году на реализацию приоритетного национального проекта «Достойное жилье - гражданам России» в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы от ДД.ММ.ГГГГ в части нарушения ст.53 Жилищного кодекса РФ и сроков перечисления денежных средств. По результатам рассмотрения заявления Ленинским районным судом <адрес> принято решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в удовлетворении заявления полностью. Судебная коллегия по гражданским делам <адрес>вого суда согласилась с выводами первой инстанции, отказав ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении кассационной жалобы УЖО администрации <адрес>. В надзорной инстанции отказано в передаче надзорной жалобы УЖО администрации г.Перми для рассмотрения в судебном заседании президиума <адрес>вого суда. Таким образом, Ленинским районным судом <адрес> установлено, что семье Вороновых и Рубцовых при выдаче свидетельств на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г. нарушены требования ст. 53 ЖК РФ, поскольку указанные семьи умышленно ухудшили жилищные условия, произведя действия по перерегистрации членов своих семей и создав видимость нуждаемости в жилом помещении. Ответчики являются неосновательно обогащенными приобретателями, так как судом установлено, что право на получение социальной выплаты при реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 не усматривается. Таким образом, денежные средства согласно выданному свидетельству семье Рубцовых, Вороновых подлежат возврату в соответствующий бюджет. Город Пермь реализует программу «Обеспечение жильем молодых семей» на условиях софинансирования, поэтому в соответствии с п.4.2.1.38 Решения Пермской городской Думы от 25.09.2007 № 222 «Об утверждении городской целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Перми на 2008-2010 годы» при участии муниципального образования город Пермь и Пермского края в реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 № 865, субсидия на приобретение (строительство) жилья молодым семьям - участникам подпрограммы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством РФ, предоставляется согласно Правилам предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2006 № 285. Соглашением № 42 от 16.06.2008 г. определен порядок взаимодействия Министерства культуры и массовых коммуникаций Пермского края и Администрации г.Перми по предоставлению социальных выплат молодым семьям, проживающим на территории муниципального образования Пермский городской округ за счет федерального, краевого и местного (в размере 26 296 900 рублей) бюджетов в рамках реализации краевой целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы» в части участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы за счет средств, предусмотренные на эти цели в 2008 году. Согласно п.9,10 Подпрограммы социальная выплата предоставляется в размере не менее 40 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с настоящими Правилами, - для молодых семей, имеющих 1 ребенка и более, а также для неполных молодых семей, состоящих из 1 молодого родителя и 1 ребенка и более. Расчет размера социальной выплаты производится исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности, количества членов молодой семьи - участницы подпрограммы и норматива стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по муниципальному образованию, в котором молодая семья включена в список участников подпрограммы. Норматив стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по муниципальному образованию для расчета размера социальной выплаты устанавливается органом местного самоуправления, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, определяемой уполномоченным правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Таким образом, согласно расчету субсидий молодым семьям в 4 квартале 2008 года сумма трех бюджетов для семьи Рубцовых с составом семьи три человека составляет <данные изъяты>, для семьи Вороновых составом семьи четырех человек в 3 квартале составляет <данные изъяты> В силу изложенного выше, Администрация города Перми просит взыскать солидарно с Рубцова О.П., Рубцовой С.С. размер субсидии, согласно расчету субсидий молодым семьям в 4 квартале 2008 года в размере, в размере <данные изъяты> в доход бюджета города Перми. Взыскать солидарно с Воронова М.Г., Вороновой Ю.В. размер субсидии, согласно расчету субсидий молодым семьям в 3 квартале 2008 года, в размере <данные изъяты> в доход бюджета города Перми. Представитель истца в судебном заседании настаивает на исковых требованиях в полном объеме. Рубцов О.П. в судебном заседании исковые требования не признает в полном объеме. Представитель ответчиков в судебном заседании с исковыми требованиями не согласна. Пояснила, что у семьи Рубцовых были правовые основания на получение данной социальной выплаты (субсидии) в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г., так как данная семья была признана и являлась участником данной подпрограммы. Данные обстоятельства подтверждаются следующими документами: заявлением на участие в областной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в Пермской области на 2005-2010 г.» от ДД.ММ.ГГГГ, анкетой участника данной программы от ДД.ММ.ГГГГ, заявлением о включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.» от ДД.ММ.ГГГГ, договором № от ДД.ММ.ГГГГ об оказании участнику господдержки в виде соцвыплаты, заключенным УЖО Администрации г.Перми и Рубцовым О.П., свидетельством № от ДД.ММ.ГГГГ о праве на получение субсидии на приобретение жилья, договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ У семьи Вороновых аналогичная ситуация - семья признана и являлась участником указанных программ, что также подтверждается следующим: договором № от ДД.ММ.ГГГГ об оказании участнику господдержки в виде соцвыплаты, заключенным УЖО Администрации г.Перми и Вороновым М.Г., свидетельством № от ДД.ММ.ГГГГ о праве на получение субсидии на приобретение жилья, договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Кроме того, согласно решению Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившему в законную силу, было установлено, что семья Рубцовых и семья Вороновых соответствовали требованиям указанных программ и обоснованно были включены в число участников. Следовательно, ответчики являлись участниками данных программ, имели законное право на получение государственной поддержки в виде соцвыплаты на приобретение жилья. Иными словами, указание истца на тот факт, что имело место быть неосновательное обогащение не только не обоснован, но противоречит действительным обстоятельствам дела, не доказан и не подтвержден истцом. Указание истца в исковом заявлении на то, что при выдаче свидетельства на получение соцвыплат были нарушены требования ст.53 ЖК РФ, безосновательна, так как на одна из вышеперечисленных программ не предъявляет к участникам требований относительно ст. 53 ЖК РФ, более того, не содержит никаких указаний относительно данной статьи. Так же отмечено, что согласно заключенным договорам о предоставлении соцвыплаты, п.2.2.12 участник возвращает сумму соцвыплаты в бюджет соответствующего уровня в следующих случаях: при нарушении условий предоставления социальной выплаты, при расторжении сделки признании ее недействительной, при расторжении договора долевого участия в строительстве. Срок действия заключенного договора (п.5.1) с момента заключения и в пределах срока действия свидетельства вплоть до завершения предоставления отчетности по его реализации. Таким образом, в нашем случае отсутствуют какие бы то ни было основания для возврата, по мимо этого, сроки действия данных договоров, что у семьи Рубцовых, что у семьи Вороновых истекли. С учетом вышеизложенного, а также ранее данных пояснений, считает, что требования истца не обоснованы, противоречат нормам действующего законодательства, не подтверждены и не доказаны истцом, следовательно не подлежат удовлетворению. Рубцова С.С. надлежащим образом извещена о месте и времени судебного заседания, в суд не явилась, просит рассмотреть дело в ее отсутствие, с участием представителя. Воронов М.Г. надлежащим образом извещен о месте и времени судебного заседания, в суд не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, с участием представителя. Воронова Ю.В. надлежащим образом извещена о месте и времени судебного заседания, в суд не явилась, просит рассмотреть дело в ее отсутствие, с участием представителя. Департамент финансов администрации года Перми надлежащим образом извещен о месте и времени судебного заседания, в суд представитель не явилась, просят рассмотреть дело в их отсутствие, исковые требования поддерживают. Министерство культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края надлежащим образом извещено о месте и времени судебного заседания, в суд представитель не явился, просят рассмотреть дело в их отсутствие. Управление жилищных отношений администрации города Перми в судебное заседание своего представителя не направило, извещено надлежащим образом. Представитель Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пермском крае в судебном заседании исковые требования поддерживает. Заслушав представителя истца, ответчика, представителя ответчиков, представителя третьего лица, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению. Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Министерством культуры и массовых коммуникаций Пермского края и Администрацией города Перми было заключено соглашением № о реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы за счет средств, предусмотренных на эти цели в 2008 г., предметом соглашения которого определен порядок взаимодействия сторон по предоставлению социальных выплат молодым семьям, проживающим на территории муниципального образования Пермский городской округ за счет средств федерального бюджета в размере 154 625 600 рублей, краевого бюджета в размере 87 992 000 рублей и местного бюджета в размере 26 296 900 рублей в рамках реализации краевой целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы» в части участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы за счет средств, предусмотренных на эти цели в 2008 году. Территориальным управлением в период с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Положением о Территориальном управлении Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пермской крае, утвержденным приказом Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от ДД.ММ.ГГГГ №, на основании удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ №, выданного согласно приказу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пермском крае от ДД.ММ.ГГГГ № контролеру-ревизору отдела финансового контроля органов управления, референту государственной гражданской службы 3 класса гр.А., в соответствии с планом контрольной и надзорной работы Управления и на основании письма Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от ДД.ММ.ГГГГ № в Управлении жилищных отношений администрации г.Перми была проведена проверка использования бюджетных средств, направленных в 2008 году на реализацию приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в рамках подпрограммы « Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ В результате проверки Территориальным управлением в Пермском крае ДД.ММ.ГГГГ составлен акт ревизии, в котором сделаны выводы о нарушении действующего законодательства, выразившиеся в следующем. В соответствии со ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей пло0щадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Учетная норма площади помещения, установленная решением Пермской городской Думы от 30.05.2006 г. № 103, составляет 12 кв.м. на одного члена семьи. Согласно документам, представленным семьей Вороновых (Воронов М.Г. - муж, Воронова Ю.В. - жена, гр.Б. и гр.В. - дочери) ДД.ММ.ГГГГ для получения свидетельства, общая площадь жилых помещений, находящихся в пользовании членов семьи, составляет 51,82 кв.м. или 12, 955 кв.м. на одного человека. В связи с превышением учетной нормы площади жилого помещения для семьи из четырех человек семья Вороновых не имела права на получение социальной выплаты, о чем Управление проинформировало семью Вороновых письмом от ДД.ММ.ГГГГ №. Семья Вороновых ДД.ММ.ГГГГ представила документы об изменении места регистрации жены - Вороновой Ю.В., в результате чего общая площадь жилых помещений, находящихся в пользовании членов семьи, стала составлять 42,46 кв.м. или 10,615 кв.м. на одного человека. По данному факту Вороновой Ю.В. представлена объяснительная. Свидетельство на право получение социальной выплаты было выдано семье Вороновых ДД.ММ.ГГГГ № на сумму <данные изъяты> рублей, из них <данные изъяты> средства федерального бюджета. По договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ семьей Вороновых была приобретена квартира. В соответствии с п.38 правил основанием для отказа в выдаче Свидетельства являются непредставление или представление не в полном объеме необходимых документов, а также недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах. Прием документов после отказа органом местного самоуправления семье в предоставлении социальной выплаты Правилами не предусмотрен. Согласно ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права стоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Таким образом, в нарушении ст.53 ЖК РФ, несмотря на то, что Вороновой Ю.В. были совершены действия, в результате которых общая площадь жилых помещений, находящихся в пользовании членов семьи, стала менее учетной нормы, семья Вороновых была признана нуждающейся в жилых помещениях и получила Свидетельство от ДД.ММ.ГГГГ № на сумму <данные изъяты> рублей из них <данные изъяты> рублей средства федерального бюджета. Согласно документам, представленным семьей Рубцовых (Рубцов О.П. - муж, Рубцова С.С. - жена, гр.Г. - сын) ДД.ММ.ГГГГ для получения свидетельства, общая площадь жилых помещений, находящихся в пользовании членов семьи, составила 36,62 кв.м. или 12,20 кв.м. на одного человека. В связи с превышением учетной нормы площади жилого помещения для семьи из трех человек семья Рубцовых не имела права на получение социальной выплаты, о чем Управление проинформировало семью Рубцовых письмом от ДД.ММ.ГГГГ № № Семья Рубцовых ДД.ММ.ГГГГ представила документы об изменении места регистрации мужа - Рубцова О.П., в результате чего общая площадь жилых помещений, находящихся в пользовании членов семьи, стала составлять 34,25 кв.м. или 11,41 кв.м. на одного человека. По данному факту Рубцовым О.П. представлена объяснительная. Заявление о включении в состав участников Подпрограммы было подано семьей Рубцовых ДД.ММ.ГГГГ № на сумму <данные изъяты>, из них <данные изъяты> средства федерального бюджета. По договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ семьей Рубцовых была приобретена квартира. Таким образом, в нарушении ст.53 ЖК РФ, несмотря на то, что Рубцовым О.П. были совершены действия, в результате которых общая площадь жилых помещений, находящихся в пользовании членов семьи, стала менее учетной нормы, семья Рубцовых была признана нуждающейся в жилых помещениях и получила Свидетельство от ДД.ММ.ГГГГ № на сумму <данные изъяты> из них <данные изъяты> средства федерального бюджета. ДД.ММ.ГГГГ Территориальным управлением в адрес начальника Управления жилищных отношений администрации г.Перми гр.Д. внесено представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, в котором указано на выявленные в акте проверки нарушения, предложено рассмотреть настоящее представление, принять меры по устранению и недопущению в дальнейшем совершения указанных нарушений бюджетного законодательства РФ, предложено направить информацию о результатах исполнения в Территориальное управление не позднее ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с актом разногласий указанные в акте нарушения Управление не признало, однако факт того, что семьи Вороновых и Рубцовых указали иное место жительства уже после получения отказа в предоставлении социальной выплаты, не оспаривало. Данные разногласия, согласно заключению Территориального управления от ДД.ММ.ГГГГ, приняты не были. Решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившее в законную силу, Управлению жилищных отношений администрации г.Перми, начальнику Управления жилищных отношений администрации г.Перми гр.Д. о признании незаконным акта проверки Территориального управления Финансово-бюджетного надзора в Пермском крае от ДД.ММ.ГГГГ в части выводов относительно выявленных нарушений, представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса № от ДД.ММ.ГГГГ и его отмене, отказано. Данные обстоятельства подтверждаются пояснениями представителя истца, ответчика, его представителя, а также письменными возражениями, копией соглашения № 42 от 16.06.2008 г. «О реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы за счет средств, предусмотренных на эти цели в 2008 году», копией акта от ДД.ММ.ГГГГ проверки использования средств, направленных в 2008 году на реализацию приоритетного национального проекта «Доступное жилье - гражданам России» в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, копией представления Территориального исполнения бюджетного процесса о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, копией акта разногласий Управления жилищных отношений администрации г.Перми, копией заключения на разногласия Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пермском крае от ДД.ММ.ГГГГ, копией решения Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, другими материалами гражданского дела. В целях комплексного решения проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающих доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем, постановлением Правительства РФ № 675 от 17.09.2001 г. утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы, включающая в себя подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей». Применительно к Правилам предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 285 от 13.05.2006 г., под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, постановленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Законом Пермской области от 05.09.2005 № 2453-543 утверждена областная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей в Пермской области на 2005-2010 годы», которой были определены критерии и условия для лиц, которые могут быть участниками данной целевой программы, источники финансирования программы, и порядок ее реализации. Законом предусмотрено, что участниками областной целевой программы могла быть молодая семья при наличии совокупности таких условий как: супруги (в неполных семьях - мать или отец) являются гражданами РФ, зарегистрированы на территории Пермской области не менее одного года; семья имеет возможность привлечь собственные средства для участия в программе, в том числе посредством принятых на себя кредитных (заемных) обязательств; семья, не имеющая в собственности или в пользовании по договору социального найма жилого помещения либо имеющая в собственности или в пользовании по договору социального найма жилое помещение общей площадью на одного члена семьи менее учетной нормы, применяемой в целях настоящей Программы, которая составила 12 кв.м. на человека. Законом Пермского края № 33-КЗ от 07.12.2006 г. утверждена краевая программа «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы», в соответствии с условиями которой со дня вступления настоящего Закона в силу, Закон Пермской области от 05.09.2005 г. действует в части норм исполнения мероприятий и использования средств бюджета Пермской области на 2006 год. Данным Законом были изменены требования к молодой семье, которая может быть участником краевой целевой программы, а именно: п.1.4 определено, что ее участники могут быть семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Так же Законом Пермского края № 33-КЗ от 07.12.2006 г. предусмотрено, что молодые семьи, включенные в список на участие в Программе на условиях, предусмотренных Законом Пермской области от 05.09.2005 г., на условиях, предусмотренных Законом Пермской области от 05.06.2006 г., сохраняют право на получение социальной выплаты за счет средств краевого и местного бюджетов рамках настоящей краевой целевой программы. В соответствии с п.6.1 Областной целевой программы источниками финансового обеспечения данной программы являются денежные средства федерального бюджета (в соответствии с федеральным законодательством на конкурсной основе в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2005-2010 годы»); средства областного бюджета, предусмотренные в рамках средств областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермской области на 2005-2010 годы»; средства местных бюджетов; средства внебюджетных источников, в том числе собственные либо заемные средства молодых семей; средства предприятий и организаций различных форм собственности, предоставляемые молодым семьям для финансирования жилищного строительства или приобретения жилья; ипотечные кредиты (кредиты на участие в долевом строительстве) и займы, предоставляемые кредитными организациям; средства иных внебюджетных источников. Согласно п.6.3. привлечение средств федерального бюджета, выделяемых в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», производится ежегодно в установленном порядке (на конкурсной основе). На основании п. 7.5.1. для участия в Областной целевой программе молодая семья предоставляет в установленном порядке в орган местного самоуправления муниципального района (городского округа) по месту регистрации одного из супругов пакет документов в Программе. Постановлением Правительства РФ № 285 от 13.05.2006 г. утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. Право выбора участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы или в любой другой программе (подпрограмме), предусматривающей оказание государственной поддержки в улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета, принадлежит молодой семье. Применительно к настоящим Правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, постановленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены ст.51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального займа. В соответствии с п.2. 3, 7, ч.1 ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей, из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности вследствие неосновательного обогащения. На основании абз.2 ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права или создающих угрозу его нарушения. Согласно ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст.1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли. Согласно ст. 1105 ГК РФ в случае невозможности возвратить в натуре неосновательно полученное или сбереженное имущество приобретатель должен возместить потерпевшему действительную стоимость этого имущества на момент его приобретения, а также убытки, вызванные последующим изменением стоимости имущества, если приобретатель не возместил его стоимость немедленно после того, как узнал о неосновательности обогащения. На основании п.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. Лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило. Таким образом, денежные средства в форме социальной выплаты, предоставленные семьям Вороновых и Рубцовых, в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г. подлежит возврату в соответствующий бюджет, поскольку ими умышленно были совершены действия, которые ухудшали их жилищные условия. Данные обстоятельства были установлены актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ и нашли свое подтверждение при рассмотрении гражданского дела Ленинским районным судом (решение от ДД.ММ.ГГГГ), а именно на стр. 15 данного решение указано, что исходя из анализа действующего законодательства, а также совершенных Вороновыми и Рубцовыми действий, связанных со снятием с регистрационного учета по месту жительства в одном жилом помещении и последующей регистрацией в другом, суд считает, что данные семьи ни на момент постановки на учет, ни в последующем не соответствовали требованиям федеральной целевой программы. Поэтому выплата средств государственной поддержки могла быть произведена лишь семье, отвечающей требованиям, установленным для молодой семьи - участника программы, где в числе обязательных условий указано на признание молодой семьи нуждающейся в жилом помещении, тогда как такая выплата семье Вороновых и Рубцовых была произведена лишь после умышленных действий по ухудшению жилищных условий, поэтому основания для получения данного вида господдержки отсутствовали, следовательно, полученная ответчиками денежная сумма является неосновательным обогащением и подлежит возврату. Доводы, изложенные в письменных возражениях, суд находит несостоятельными, даже если, неосновательное обогащение произошло помимо воли ответчиков, согласно ч. 2 ст. 1102 ГК РФ данные денежные средства подлежат возврату, независимо от того, являлось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц, или произошло помимо их воли. То, что истец просит взыскать сумму неосновательного обогащения в бюджет города Перми, не противоречит заключенному соглашению о реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 г.г., поскольку при поступлении взысканных средств в бюджет города Перми, Администрация города Перми на стадии исполнения решения суда имеет право на перераспределение денежных средств в соответствующий бюджет. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 -198 ГПК РФ, суд р е ш и л: Взыскать солидарно с Рубцова О.П., Рубцовой С.С. в доход бюджета города Перми <данные изъяты> Взыскать солидарно с Воронова М.Г., Вороновой Ю.В. в доход бюджета города Перми <данные изъяты> Решение в срок 10 дней может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Перми. Судья Е.Ю.Толкушенкова