№ РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации г.Пермь ДД.ММ.ГГГГ Индустриальный районный суд г.Перми в составе: федерального судьи Мокрушина О.А., при секретаре Мальцевой П.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации г.Перми к Министерству финансов РФ, Управлению федерального казначейства по Пермскому краю, Управлению федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю, об освобождении от взыскания исполнительского сбора, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований - Кашфуллина. Р., Шадрина О.В., Шадрин А.Н., Якимова Н.В., судебный пристав-исполнитель межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств Управления федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю Плотников С. В., установил: Администрация г.Перми обратилась в суд с исковым заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора по постановлениям судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств Управления федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю о взыскании исполнительского сбора, указав что СПИ МОСП по ИОИП УФССП по Пермскому краю вынесены постановления о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей по исполнительному производству № о предоставлении Кашфуллиной Ю.Р. благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее 43,9 кв.м., по исполнительному производству № о предоставлении Шадриной О.В. благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее 30 кв.м., по исполнительному производству № о предоставлении Якимовой Н.В. благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее 43,7 кв.м. В обоснование заявления администрация г.Перми указала, что имеются основания для освобождения от исполнительского сбора, поскольку ст.143 ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год» установлено, что до внесения изменений в ст.ст.77, 81 ФЗ «Об исполнительном производстве» от 21.07.1997г. в случае принудительного исполнения исполнительных документов за счет средств бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, взыскание исполнительского сбора не производится. Обязательство о предоставлении жилого помещения является жилищно-правовым отношением и к нему не могут применяться положения ГК РФ об ответственности за нарушение обязательств. В действиях администрации г. Перми отсутствует вина в том, что невозможно исполнить решения суда о предоставлении жилых помещений, поскольку необходимый для исполнения аналогичных решений суда жилищный фонд отсутствует. Администрацией предпринимаются все возможные меры, проводятся открытые аукционы на право заключения муниципальных контрактов на приобретение в муниципальную собственность квартир для исполнения судебных решений о предоставлении жилья, с федерального бюджета взыскиваются денежные средства в счет убытков, причиненных исполнением решений судов о предоставлении жилых помещений сотрудникам милиции, которые в дальнейшем направляются для приобретения жилых помещений по судебным решениям. ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> районный суд <адрес> администрацией г.Перми подано исковое заявление об освобождении от взыскания исполнительского сбора. Одновременно заявлено ходатайство о восстановлении срока подачи искового заявления. Согласно ч.6 ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве» …должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. В соответствии со ст.196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года, в связи с чем администрации г.Перми следует отказать в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока подачи искового заявления об освобождении от взыскания исполнительского сбора, поскольку на момент подачи искового заявления указанный срок администрацией г.Перми не пропущен. В судебное заседание представитель истца не явился, истец извещен о месте и времени проведения судебного разбирательства надлежащим образом, просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. Ответчики - Министерство финансов РФ, Управление федерального казначейства по Пермскому краю, Управление федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили. Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - Кашфуллина Ю.Р., Шадрина О.В., Шадрин А.Н., Якимова Н.В., судебный пристав-исполнитель межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств управления федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю Плотников С. В., о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом. Исследовав материалы дела, исполнительных производств, судом установлены следующие обстоятельства. Решением <данные изъяты> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию г.Перми возложена обязанность предоставить Кашфуллиной Ю.Р. на состав семьи из двух человек по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в пределах г. Перми, отвечающее санитарно - техническим требованиям, общей площадью не менее <данные изъяты> жилой - не менее <данные изъяты>, решением <данные изъяты> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию г.Перми возложена обязанность предоставить Шадриной О.В. на состав семьи из двух человек по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте г. Перми общей площадью не менее <данные изъяты>, решением <данные изъяты> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию г.Перми возложена обязанность предоставить Якимовой Н.В. по договору социального найма отдельное благоустроенное жилое помещение в пределах г. Перми, отвечающее санитарно - техническим требованиям, общей площадью не менее <данные изъяты>, жилой - не менее <данные изъяты> м2. ДД.ММ.ГГГГ СПИ МОСП по ИОИП УФССП по Пермскому краю на основании выданного для исполнения указанного решения исполнительного листа о предоставлении жилого помещения Кашфуллиной Ю.Р. возбуждено исполнительное производство в отношении должника - администрации г.Перми, срок для исполнения пять дней со дня получения постановления. ДД.ММ.ГГГГ СПИ МОСП по ИОИП УФССП по Пермскому краю на основании выданного для исполнения указанного решения исполнительного листа о предоставлении жилого помещения Шадриной О.В. возбуждено исполнительное производство в отношении должника - администрации г.Перми, срок для исполнения пять дней со дня получения постановления. ДД.ММ.ГГГГ СПИ МОСП по ИОИП УФССП по Пермскому краю на основании выданного для исполнения указанного решения исполнительного листа о предоставлении жилого помещения Якимовой Н.В. возбуждено исполнительное производство в отношении должника - администрации г.Перми, срок для исполнения пять дней со дня получения постановления. ДД.ММ.ГГГГ СПИ МОСП по ИОИП УФССП по Пермскому краю вынесены постановления о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 5000 руб., в связи с неисполнением упомянутых выше решений суда в установленный для исполнения срок. Согласно ч.3 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пяти тысяч рублей. Доводы заявителя о том, что ст.143 «О федеральном бюджете на 2000 год» установлено, что обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам получателей бюджетных средств осуществляется на основании исполнительных листов судебных органов со счетов должников, открытых в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и (или) кредитных организациях, а также с их лицевых счетов, открытых в органах федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации. Взыскание средств по денежным обязательствам получателей бюджетных средств с лицевых счетов в органах федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации производится органами федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации на основании предъявленных им исполнительных листов судебных органов. Впредь до внесения изменений в статьи 77 и 81 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 119-Ф3 «Об исполнительном производстве» установить, что при принудительном исполнении исполнительных документов за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, федеральных органов исполнительной власти взыскание исполнительского сбора не производится, подлежат отклонению судом. С вступлением в силу ФЗ «Об исполнительном производстве» от 02.10.20107г. указанное ограничение не действует. В ч.5 ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве» содержится закрытый перечень случаев, когда исполнительский сбор не взыскивается по возбужденным исполнительным производствам. В указанный перечень не включены исполнительные документы, предусматривающие обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Кроме того, решениями суда на администрацию г.Перми возложена обязанность предоставить жилые помещения взыскателям, а не обращено взыскание на денежные суммы. Доводы жалобы о том, что обязательство о предоставлении жилого помещения является жилищно-правовым отношением и к нему не могут применяться положения ГК РФ об ответственности за нарушение обязательств, основаны на неправильном понимании положений законодательства, регулирующего отношения, возникающих в ходе исполнения решения суда. В соответствии со ст.1 ФЗ «Об исполнительном производстве» …настоящий федеральный закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц (далее также - граждане), юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (далее также - организации) обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий. Согласно ст.3 ФЗ «Об исполнительном производстве» …законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве основано на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах" и иных федеральных законов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц. Нормы федеральных законов, регулирующие условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, должны соответствовать настоящему Федеральному закону. Таким образом, отношения, возникающие после возбуждения исполнительного производства и связанные с принудительным исполнением судебных актов, регулируются ФЗ «Об исполнительном производстве», положения которого имеют приоритетное значение по отношению к другим нормативным актам в области исполнительного производства. Положениями ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора. В соответствии со ст.401 ГК РФ …лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Как следует из материалов дела обязанность предоставить жилое помещение возложена решением суда на администрацию г.Перми. Вместе с тем, решением Пермской городской Думы от 30.11.2000 № 200 «О бюджете города Перми на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» не предусмотрены средства на приобретение жилых помещений для исполнения судебных решений. В соответствии со ст.18 Решения Пермской городской Думы от 30.11.2010 N 200 "О бюджете города Перми на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" администрации г.Перми предоставлено право направлять средства, поступившие в доход бюджета города по исполнительным листам в счет компенсации затрат муниципального образования на исполнение судебных решений о предоставлении жилых помещений жителям г.Перми. Согласно ст.18 решения Пермской городской Думы от 30.11.2010 № 200 «О бюджете города Перми на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годы», п.5.1. Порядка организации судебной защиты в администрации города Перми, утвержденного постановлением администрации города от ДД.ММ.ГГГГ № (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ №), администрации города Перми предоставлено право направлять средства, поступившие в доход бюджета города по исполнительным листам в счет компенсации затрат муниципального образования город Пермь, на исполнение судебных решений о предоставлении жилых помещений гражданам. В настоящее время по исполнительным листам из Министерства финансов РФ в доход бюджета города Перми поступили денежные средства, которые на основании распоряжения главы администрации города доведены до управления жилищных отношений в целях исполнения судебных решений о предоставлении жилых помещений. Кроме того, изыскивается возможность предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда, освободившегося в связи со смертью нанимателя. Расселение домов, непригодных для проживания, будет производиться в том числе и за счет исполнения инвестиционного контракта от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между администрацией города Перми и ЗАО «<данные изъяты>», по условиям которого осуществляется строительство жилого дома со встроенными помещениями, расположенных по адресу: <адрес>, строительство которого завершится в ДД.ММ.ГГГГ. По условиям указанного контракта часть жилых помещений (в размере 10,2 % общей площади объекта) в указанном доме по окончании строительства, ввода в эксплуатацию, будут зарегистрированы на праве собственности за муниципальным образованием «Город Пермь» (дополнительное соглашение № к инвестиционному контракту от ДД.ММ.ГГГГ №). В дальнейшем жилые помещения в указанных домах будут предоставлены гражданам во исполнение неисполненных судебных решений о предоставлении жилья. На основании изложенного, суд приходит к выводу, что должником - администрацией г.Перми предпринимались все меры, необходимые для исполнения решений суда о предоставлении жилых помещений взыскателям, в связи с чем суд не усматривает вины администрации г.Перми в нарушении пятидневного срока исполнения решений суда, установленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, поскольку этому препятствовали объективные обстоятельства, независящие от воли должника: наличие очередности исполнения аналогичных решений судов, отсутствие финансирования, свободных жилых помещений, длительная процедура приобретения жилых помещений для дальнейшей передачи взыскателям. При указанных обстоятельствах, исковые требования администрации г.Перми об освобождении от взыскания исполнительского сбора подлежат удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд решил: исковое заявление администрации г.Перми об освобождении от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств Управления федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей по исполнительному производству № о предоставлении Кашфуллиной Ю.Р. благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м., по исполнительному производству № о предоставлении Шадриной О.В. благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м., по исполнительному производству № о предоставлении Якимовой Н.В. благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м. - удовлетворить. Решение может быть обжаловано в срок 10 дней в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г.Перми. Федеральный судья О.А.Мокрушин