об освобождении от исполнительского сбора



Дело

                                                             Р Е Ш Е Н И Е

                       Именем Российской Федерации

гор. Пермь

ДД.ММ.ГГГГ

Индустриальный районный суд г. Перми в составе:

председательствующего федерального судьи Прокопова А.М.,

при секретаре Трушниковой Е.В.,

с участием представителя истца Саначевой М.Е. ( по доверенности),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации г.Перми о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Пермскому краю о взыскании исполнительского сбора, об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 5 000 рублей,

третьи лица: Алешина И.В., Исматова Л.С., Имамова П.С., Макарова В.П., Правительство Пермского края, Управление федеральной службы судебных приставов России по Пермскому краю,

                                             у с т а н о в и л :

Администрация г. Перми обратилась в суд с иском к ответчикам об освобождении от исполнительского сбора, указав в обоснование иска, что Межрайонным отделом судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств по Пермскому краю были вынесены постановления о взыскании исполнительского сбора в размере 5000 рублей по исполнительным производствам:

о предоставлении жилого помещения Алешиной И.В.

о предоставлении жилого помещения Исматовой Л.С.

о предоставлении жилого помещения Имамовой П.С.

о предоставлении жилого помещения Макаровой В.П..

Истец считает данные постановления незаконными и подлежащими отмене, так как судебным приставом-исполнителем при вынесении данных постановлений не была обеспечена должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленного срока исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.

Администрация г. Перми не отказывается и готова исполнять решение суда о предоставлении жилого помещения Алешиной, Исматовой, Макаровой, но на сегодняшний момент по объективным причинам сделать этого не может, в связи с тем, что у истца на исполнении находится белее 100 решений суда о предоставлении жилых помещений граждан, проживающим в домах, признанных непригодными для постоянного проживания, а необходимый для своевременного исполнения всех решений суда жилищный фонд, отсутствует.

Представитель истца в судебном заседании на требованиях настаивает.

Ответчик - судебный пристав-исполнитель МРО по ИОИП УФССП по Пермскому краю Плотников С. В. в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен.

Ответчики - Министерство финансов РФ и УФК по Пермскому краю - о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в суд их представители не явились.

Третьи лица Алешина И.В., Исматова Л.С., Имамова П.С., Макарова В.П., о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в суд не явились, каких-либо ходатайств не заявили.

Третье лицо Правительство Пермского края, Управление федеральной службы судебных приставов России по Пермскому краю о месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом, в суд своего представителя не направило.

Исследовав материалы дела, а также исполнительные производства, суд считает иск подлежащим удовлетворению.

Решениями Орджоникидзевского районного суда г. Перми на Администрацию г. Перми возложена обязанность, предоставить Алешиной И.В., Исматовой Л.С., Имамовой П.С., Макаровой В.П., благоустроенные жилые помещения, находящиеся в черте г. Перми. В связи с этим судебным приставом-исполнителем МРО по ИОИП УФССП по Пермскому краю Плотниковым С.В. на основании выданных для исполнения указанных решений исполнительных листов возбуждены исполнительные производства: , , , в отношении должника - Администрации г. Перми, срок для добровольного исполнения требований установлен до 5 дней.

ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МРО по ИОИП УФССП по Пермскому краю Плотниковым С.В. вынесены постановления о взыскании с должника Администрации г. Перми исполнительского сбора в размере 5000 руб., в связи с неисполнением упомянутых выше решений суда в установленный для исполнения срок без уважительных причин.

В соответствии с ч. 2 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, установленного для добровольного исполнения исполнительного документа, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В соответствии с ч. 3 ст. 401 ГК РФ, к таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

В соответствии с ч. 3 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пяти тысяч рублей.

Учитывая, что должником судебному приставу не были представлены доказательства невозможности исполнения требований, содержащихся в исполнительных листах, вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, суд полагает постановления от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с должника исполнительского сбора законными и обоснованными, не нарушающими права сторон исполнительного производства.

На основании положений ст. 143 ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год» установлено, что впредь до внесения изменений в статьи 77 и 81 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 119-Ф3 «Об исполнительном производстве» установить, что при принудительном исполнении исполнительных документов за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, федеральных органов исполнительной власти взыскание исполнительского сбора не производится».

С 1.02.2008 г. вступил в действие новый Федеральный закон «Об исполнительном производстве» п. 2 ст. 1, которого предусматривает, что условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.

Аналогичное положение было предусмотрено и п. 2 ст. 1, введенным в действие Федеральным законом от 27.12.2005 года № 197-ФЗ, ранее действовавшего Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Главой 24.1 Бюджетного кодекса РФ, введенной в действие Федеральным законом от 27.12.2005 года № 197-ФЗ, установлен порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, в соответствии с положениями ст. 143 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2000 год» были внесены изменения и в положения Федерального закона «Об исполнительном производстве» и в Бюджетный кодекс РФ. Действующий в настоящее время порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на бюджеты бюджетной системы предусматривает такое исполнение в соответствии с положениями бюджетного законодательства, а не Федерального закона «Об исполнительном производстве» и не судебными приставами-исполнителями.

Однако данные изменения касались порядка обращения взыскания на бюджетные средства бюджетной системы Российской Федерации. В спорных же правоотношениях, решением суда на администрацию г. Перми была возложена обязанность, предоставить жилое помещение. Таким образом, исполнение данного решения не предусматривает взыскания денежных средств за счет бюджета муниципального образования, или иного бюджета бюджетной системы РФ. Следовательно, решение суда исполняется в порядке, установленном Федеральным законом «Об исполнительном производстве» судебным приставом - исполнителем. В связи с чем, в виду неисполнения администрацией г. Перми решения суда в срок, установленный для добровольного исполнения, у судебного пристава-исполнителя имелись основания для взыскания исполнительского сбора в соответствии с положениями п. 1 ст. 112.

Кроме того, положениями ст. 143 ФЗ «О федеральном бюджете» предусмотрено внесение изменений в положения ст. ст. 77, 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 31.12.1999 года № 227-ФЗ, который в настоящее время уже не действует.

Вместе с тем, судом принимается во внимание то обстоятельство, что решениями суда обязанность Администрации г. Перми предоставить Алешиной И.В., Исматовой Л.С., Имамовой П.С., Макаровой В.П., благоустроенные жилые помещения поставлена в зависимость от наличия средств, выделенных для этой цели Правительством Пермского края, а также отсутствия жилищного фонда.

Администрация города Перми изыскивает возможность для исполнения решений судов о предоставлении жилых помещений гражданам, в том числе, проводится мониторинг свободных жилых помещений, которые можно было бы предоставить во исполнение решения суда, принимаются меры к приобретению жилых помещений целевым назначением на исполнение судебных решений.

В 2010 году на основании решений Арбитражного суда Пермского края с Минфин РФ в доход бюджета города Перми определено к взысканию 29 млн. рублей, в возмещение убытков администрации города Перми, причиненных исполнением судебных решений о предоставлении жилья участковым уполномоченным милиции.

Работа по взысканию средств с федерального бюджета продолжается в настоящее время.

Согласно ст. 18 решения Пермской городской Думы от 30.11.2010 № 200 «О бюджете города Перми на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годы», п.5.1. Порядка организации судебной защиты в администрации города Перми, утвержденного постановлением администрации города от 26.05.2006 № 848 (в ред. от 27.10.2010 № 720) администрации города Перми предоставлено право направлять средства, поступившие в доход бюджета города по исполнительным листам в счет компенсации затрат муниципального образования город Пермь, на исполнение судебных решений о предоставлении жилых помещений гражданам.

Управлением жилищных отношений администрации г. Перми размещен заказ на право заключения муниципального контракта на приобретение жилых помещений для исполнения судебных решений, для нужд муниципального округа город Пермь на сумму 36.984.548, 00 рублей.

Расселение домов, непригодных для проживания, производится также за счет исполнения инвестиционного контракта от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между администрацией <адрес> и ЗАО «<данные изъяты>», по условиям которого осуществляется строительство жилого дома со встроенными помещениями, расположенных по адресу: <адрес>, строительство которого завершится в ДД.ММ.ГГГГ.

По условиям указанного контракта часть жилых помещений (в размере 10,2 % общей площади Объекта) в указанном доме по окончании строительства, ввода в эксплуатацию, будут зарегистрированы на праве собственности за Муниципальным образованием «Город Пермь» (дополнительное соглашение к инвестиционному контракту от ДД.ММ.ГГГГ ).

В дальнейшем жилые помещения в указанных домах будут предоставлены гражданам во исполнение неисполненных судебных решений о предоставлении жилья.

В соответствии с ч. 7 ст. 122 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», при отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В соответствии с ч. 1 ст. 401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Суд учитывает, что Администрация г. Перми надлежащим образом выполняла свои обязательства по предоставлению жилых помещений, в пределах средств, выделяемых для этой цели Правительством Пермского края, неисполнение решений суда стало возможным лишь вследствие недостаточного финансирования из средств бюджета Пермского края.

При таких обстоятельствах вина Администрации г. Перми в неисполнении обязательства по предоставлению Алешиной И.В., Исматовой Л.С., Имамовой П.С., Макаровой В.П. жилых помещений отсутствует, в связи, с чем у суда имеются основания для освобождения Администрации г. Перми от исполнительского сбора, взысканного постановлениями судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебного пристава по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Пермскому краю г. Перми Плотникова С. В. о взыскании исполнительского сбора по указанным выше исполнительным производствам.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                                                  р е ш и л :

освободить администрацию города Перми от взыскания исполнительского сбора в сумме 5000 рублей, установленного постановлениями Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора по исполнительным производствам:

об обязании предоставить жилое помещение Алешиной И.В.

об обязании предоставить жилое помещение Исматовой Л.С.

об обязании предоставить жилое помещение Имамовой П.С.

об обязании предоставить жилое помещение Макаровой В.П.

Решение может быть обжаловано в срок 10 дней в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Перми.

Федеральный судья                                       А.М. Прокопов