Дело № Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации г.Пермь ДД.ММ.ГГГГ Индустриальный районный суд г.Перми в составе: председательствующего федерального судьи Мокрушина О.А., при секретаре Мальцевой П.А., с участием представителя администрации Кудряшовой Л.В., действующей на основании доверенности, представителя третьего лица - Управления федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю - Цицюк Р.Д., действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации г.Перми к Министерству финансов РФ, Управлению федерального казначейства по Пермскому краю, судебному приставу - исполнителю межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Пермскому краю Плотникову С.В. о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора в размере 5 000 рублей по исполнительному производству № об обязанности администрации г.Перми предоставить Никонову В.А. жилое помещение, освобождении от взыскания исполнительского сбора, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований - Управление федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю, Никонов В.А., у с т а н о в и л: Администрация г.Перми обратилась в суд с заявлением о признании незаконным постановления СПИ МОСП по ИОИП УФССП по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора в размере 5 000 рублей по исполнительному производству № об обязанности администрации г.Перми предоставить Никонову В.А. жилое помещение, освобождении от взыскании исполнительского сбора. В обоснование указанных требований заявитель указал, что постановление является незаконным и подлежит отмене по следующим основаниям. Обязательство о предоставлении жилого помещения администрацией г.Перми является жилищно-правовым отношением и регулируется жилищным законодательством. К данным правоотношениям неприменимы положения ГК РФ об ответственности за нарушение обязательств, в связи с чем имеются основания для освобождения от уплаты исполнительского сбора в соответствии с п.7 ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве». Судебный пристав-исполнитель при вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора не проверил основания неисполнения исполнительного документа и не обеспечил администрации г.Перми возможности подтвердить обстоятельства по которым она не смогла своевременно исполнить обязательство. При принудительном исполнении исполнительных документов за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов взыскание исполнительского сбора не производится. Администрация г.Перми не может исполнить решение суда по объективным причинам, поскольку необходимый для исполнения аналогичных решений суда жилищный фонд отсутствует. Администрацией предпринимаются все возможные меры для исполнения судебного решения посредством предоставления Никонову жилого помещения по <адрес> - 38. Представитель Администрации г.Перми Кудряшова Л.В. в судебном заседании настаивает на заявленных требованиях в полном объеме. Ответчики - Министерство финансов РФ, Управление федерального казначейства по Пермскому краю о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили. Представитель УФССП по Пермскому краю Цицюк Р.Д. в судебном заседании просит в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме. Третье лицо Никонов В.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Заслушав присутствующих лиц, изучив материалы дела, исполнительного производства, судом установлены следующие обстоятельства. Решением <данные изъяты> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию г.Перми возложена обязанность предоставить Никонову В.А. на состав семьи из одного человека отдельное благоустроенное жилое помещение в пределах г. Перми, отвечающее санитарно - техническим требованиям и степени благоустройства по г. Перми, состоящее не менее чем из двух комнат и общей площадью не менее 55, 3 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ СПИ МОСП по ИОИП УФССП по Пермскому краю на основании выданного для исполнения указанного решения исполнительного листа возбуждено исполнительное производство в отношении должника - администрации г.Перми, срок для добровольного исполнения требований установлен в 5 дней со дня получения постановления, которое получено должником ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ СПИ МОСП по ИОИП УФССП по Пермскому краю вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 5000 руб., в связи с неисполнением упомянутого выше решения суда в установленный для исполнения срок. ДД.ММ.ГГГГ постановлением судебного пристава-исполнителя администрации г.Перми назначен новый срок исполнения требований, содержащихся в исполнительном листе - до ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с ч.3 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пяти тысяч рублей. Доводы заявителя о том, что ст.143 «О федеральном бюджете на 2000 год» установлено, что обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам получателей бюджетных средств осуществляется на основании исполнительных листов судебных органов со счетов должников, открытых в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и (или) кредитных организациях, а также с их лицевых счетов, открытых в органах федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации. Взыскание средств по денежным обязательствам получателей бюджетных средств с лицевых счетов в органах федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации производится органами федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации на основании предъявленных им исполнительных листов судебных органов. Впредь до внесения изменений в статьи 77 и 81 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 119-Ф3 «Об исполнительном производстве» установить, что при принудительном исполнении исполнительных документов за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, федеральных органов исполнительной власти взыскание исполнительского сбора не производится, подлежат отклонению судом. С вступлением в силу ФЗ «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007г. указанное ограничение не действует. Положениями ч.5 ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрен закрытый перечень случаев, когда исполнительский сбор не взыскивается по возбужденным исполнительным производствам. В указанный перечень не включены исполнительные документы, предусматривающие обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Кроме того, решением суда на администрацию г.Перми возложена обязанность предоставить жилые помещения взыскателям, а не обращено взыскание на денежные суммы, как это предусмотрено ст.143 «О федеральном бюджете на 2000 год». Доводы жалобы о том, что обязательство о предоставлении жилого помещения является жилищно-правовым отношением и к нему не могут применяться положения ГК РФ об ответственности за нарушение обязательств, основаны на неправильном толковании положений законодательства, регулирующего отношения, возникающих в ходе исполнения решения суда. В соответствии со ст.1 ФЗ «Об исполнительном производстве» …настоящий федеральный закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц (далее также - граждане), юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (далее также - организации) обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий. Согласно ст.3 ФЗ «Об исполнительном производстве» …законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве основано на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах" и иных федеральных законов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц. Нормы федеральных законов, регулирующие условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, должны соответствовать настоящему Федеральному закону. Таким образом, отношения, возникающие после возбуждения исполнительного производства и связанные с принудительным исполнением судебных актов, регулируются ФЗ «Об исполнительном производстве», положения которого имеют приоритетное значение по отношению к другим нормативным актам в области исполнительного производства. Доводы заявления о том, что имеются основания для освобождения администрации г.Перми от взыскания исполнительского сбора, поскольку должником предпринимались все меры для исполнения решения суда, к отношениям по предоставлению жилого помещения неприменимы положения ГК РФ, предусматривающие ответственность за нарушение обязательств, не могут быть приняты во внимание при оценке законности действий судебного пристава-исполнителя. Как следует из материалов исполнительного производства, постановление о возбуждении исполнительного производства с установлением должнику срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа направлено в адрес должника и получено последним ДД.ММ.ГГГГ, однако, требования должником исполнены не были, в связи с чем судебным приставом - исполнителем в соответствии с требованиями ФЗ «Об исполнительном производстве» вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора. При этом, Администрацией г. Перми пропущен срок на подачу заявления об оспаривании постановления судебного пристава - исполнителя о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ В соответствии со ст.122 ФЗ «Об исполнительном производстве» жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом - исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалобы подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии). Из материалов дела следует, что постановление судебного пристава - исполнителя о взыскании исполнительского сбора поступило в адрес должника ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается отметкой о поступлении от ДД.ММ.ГГГГ Заявление об оспаривании постановления судебного пристава - исполнителя о взыскании исполнительского сбора подано администрацией г.Перми ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует отметка суда о принятии. Администрацией г.Перми ходатайство о восстановлении срока на подачу заявления об оспаривании постановления не заявлено, доказательств, подтверждающих уважительность пропуска срока не представлено. Оценивая доказательства в совокупности, и, принимая во внимание, что администрация г.Перми получила постановление о взыскании исполнительского сбора ДД.ММ.ГГГГ, и подала заявление об оспаривании постановления только ДД.ММ.ГГГГ, суд считает, что заявителем пропущен срок на подачу заявления об оспаривании постановлений о взыскании исполнительского сбора. Согласно ч.4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены. Таким образом, для признания ненормативного акта незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствия акта закону или иному акту, нарушения актом прав и законных интересов гражданина. Обжалуемое постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора соответствует требованиям ФЗ «Об исполнительном производстве», кроме того, судом не установлено, что права заявителя нарушены вынесенным постановлением о взыскании исполнительского сбора. При таком положении суд приходит к выводу, что оснований для признания постановления СПИ МОСП по ИОИП по Пермскому краю о взыскании исполнительского сбора, не соответствующим требованиям закона, не имеется. Вместе с тем, согласно п.п.6, 7 ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора. В соответствии со ст.401 ГК РФ …лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Как следует из материалов дела обязанность предоставить жилое помещение возложена решением суда на администрацию г.Перми. Вместе с тем, решением Пермской городской Думы от 30.11.2000 № 200 «О бюджете города Перми на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» не предусмотрены средства на приобретение жилых помещений для исполнения судебных решений. В соответствии со ст.18 Решения Пермской городской Думы от 30.11.2010 N 200 "О бюджете города Перми на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" администрации г.Перми предоставлено право направлять средства, поступившие в доход бюджета города по исполнительным листам в счет компенсации затрат муниципального образования на исполнение судебных решений о предоставлении жилых помещений жителям г.Перми. Согласно ст.18 решения Пермской городской Думы от 30.11.2010 № 200 «О бюджете города Перми на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годы», п.5.1. Порядка организации судебной защиты в администрации города Перми, утвержденного постановлением администрации города от 26.05.2006 № 848 (в ред. от 27.10.2010 № 720), администрации города Перми предоставлено право направлять средства, поступившие в доход бюджета города по исполнительным листам в счет компенсации затрат муниципального образования город Пермь, на исполнение судебных решений о предоставлении жилых помещений гражданам. В настоящее время по исполнительным листам из Министерства финансов РФ в доход бюджета города Перми поступили денежные средства, которые на основании распоряжения главы администрации города доведены до управления жилищных отношений в целях исполнения судебных решений о предоставлении жилых помещений. Как пояснил представитель администрации г.Перми в судебном заседании решения суда исполняются администрацией города путем предоставления освободившихся муниципальных жилых помещений. В дальнейшем администрация г.Перми предъявляет иск к Министерству финансов Российской Федерации о возмещении убытков, причиненных исполнением решения суда, а взысканные денежные средства в соответствии со ст.18 Решения Пермской городской Думы от 30.11.2010 N 200 "О бюджете города Перми на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" вновь направляют на исполнение судебных решений о предоставлении жилых помещений жителям города Перми, что подтверждается решением Арбитражного суда Пермского края от 01.02.2011г. о взыскании с казны Российской Федерации в пользу муниципального образования «город Пермь» убытков в сумме 9 505 167 рублей, постановлением 17 Арбитражного апелляционного суда от 05.10.2010г. о взыскании с казны Российской Федерации в пользу муниципального образования «город Пермь» убытков в сумме 17 060 000 рублей, решением Арбитражного суда Пермского края от 20.12.2010г. о взыскании с казны Российской Федерации в пользу муниципального образования «город Пермь» убытков в сумме 3 531 098 рублей, решением Арбитражного суда Пермского края от 21.01.2011г. о взыскании с казны Российской Федерации в пользу МО «город Пермь» убытков в сумме 11 624 000 руб., решением Арбитражного суда Пермского края от 12.11.2010г. о взыскании с казны Российской Федерации в пользу МО «Город Пермь» убытков в сумме 2 052 000 руб., решением Арбитражного суда Пермского края от 02.11.2010г. о взыскании с казны Российской Федерации в пользу МО «Город Пермь» убытков в сумме 12 815 000 руб., решением Арбитражного суда Пермского края от 24.07.2009г. о взыскании с казны Российской Федерации в пользу МО «Город Пермь» убытков в сумме 3 065 439, 66 руб., платежными поручениями, сопроводительными письмами о направлении исполнительных листов в Министерство финансов Российской Федерации. Кроме того, начальником управления жилищных отношений администрации г. Перми издан приказ «О проведении открытого аукциона на право заключения муниципального контракта на приобретение жилых помещений для исполнения судебных решений» от 26.07.2011г. №. На основании изложенного, суд приходит к выводу, что должником - администрацией г.Перми предпринимались все меры, необходимые для исполнения решений суда о предоставлении жилых помещений взыскателю, в связи с чем суд не усматривает вины администрации г.Перми в нарушении пятидневного срока исполнения решений суда, установленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, поскольку этому препятствовали объективные обстоятельства, независящие от воли должника: наличие очередности исполнения аналогичных решений судов, отсутствие финансирования, свободных жилых помещений, длительная процедура приобретения жилых помещений для дальнейшей передачи взыскателям. При указанных обстоятельствах, исковые требования администрации г.Перми об освобождении от взыскания исполнительского сбора подлежат удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, 441 ГПК РФ, суд р е ш и л: Заявление администрации г.Перми о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора в размере 5 000 рублей по исполнительному производству № об обязанности администрации г.Перми предоставить Никонову В.А. жилое помещение - оставить без удовлетворения. Исковое заявление администрации г.Перми об освобождении от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств Управления федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ в размере 5 000 рублей по исполнительному производству № о предоставлении Никонову В.А. жилого помещения общей площадью не менее 55,3 кв.м. - удовлетворить. Решение может быть обжаловано в срок 10 дней в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г.Перми. Федеральный судья О.А. Мокрушин