Дело № РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ гор.Пермь Индустриальный районный суд г.Перми в составе: федерального судьи Толкушенковой Е.Ю., при секретаре Гладковой И.П., с участием представителя истца Дворниковой В.С. (по доверенности). рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации г. Перми о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству №, об освобождения от взыскания исполнительского сбора в размере 5000 рублей, УСТАНОВИЛ: Администрация г. Перми обратилась в суд с иском о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству № об обязании администрации г.Перми предоставить Ошевой Л.И. жилое помещение, об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 5000 рублей. Истец полагает данное постановление незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям. Обязательство о предоставлении жилого помещения администрацией г.Перми является жилищно-правовым отношением и регулируется жилищным законодательством. К данным отношениям неприменимы положения ГК РФ об ответственности за нарушение обязательств, в связи с чем имеются основания для освобождения от уплаты исполнительского сбора в соответствии с п.7 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве». Судебный пристав-исполнитель на день вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора не проверил основания неисполнения исполнительного документа и не обеспечил администрации города возможности подтверждения обстоятельств, по которым она не смогла своевременно исполнить обязательство. Администрация г.Перми не отказывается и готова исполнить решение суда о предоставлении жилого помещения Ошевой Л.И., но на сегодняшний момент по объективным причинам сделать этого не может, в связи с тем, что на исполнении в администрации г.Перми находится более 100 решений суда о предоставлении жилых помещений гражданам, проживающим в домах, признанных непригодными для постоянного проживания, а необходимый для своевременного исполнения всех решений суда жилищный фонд, отсутствует. Однако, администрация г.Перми предпринимала и предпринимает меры для исполнения судебных решений о предоставлении жилых помещений. Администрация города Перми изыскивает возможность для исполнения решений судов о предоставлении жилых помещений, которые можно было бы предоставить во исполнение решения суда, принимаются меры к приобретению жилых помещений целевым назначением на исполнение судебных решений. Представитель Администрации города Перми Дворникова В.С. в судебном заседании иск поддерживает в полном объеме, просит восстановить пропущенный срок на подачу заявления об оспаривании постановления судебного пристава - исполнителя о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку копия данного постановления поступила в Администрацию г. Перми ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается отметкой о принятии, и удовлетворить заявленные требования. Ответчик - судебный пристав-исполнитель МРО по ИОИП УФССП по Пермскому краю Плотников С.В. в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом. Ответчики - Министерство финансов РФ и УФК по Пермскому краю - о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом. Третьи лица Ошева Л.И., Шихов И.С., Шихов Н.С. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Управление федеральной службы судебных приставов России по Пермскому краю о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя и отказать в удовлетворении исковых требований. Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, в том числе копию исполнительного производства №, суд считает иск подлежащим частичному удовлетворению. В соответствии со ст. 122 ФЗ «Об исполнительном производстве» жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом - исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии). Из материалов дела следует, что постановление судебного пристава - исполнителя о взыскании исполнительского сбора поступило в адрес должника ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается отметкой о поступлении № от ДД.ММ.ГГГГ. Заявление об оспаривании постановления судебного пристава - исполнителя о взыскании исполнительского сбора подано Администрацией г. Перми ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует отметка суда о принятии. Оценивая доказательства в совокупности, и, принимая во внимание, что Администрация г. Перми получила постановление о взыскании исполнительского сбора только ДД.ММ.ГГГГ, и подала заявление об оспаривании постановления ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в установленный законом срок, суд считает, что срок на подачу заявления об оспаривании постановления о взыскании исполнительского сбора заявителем не пропущен. В судебном заседании установлено, что решением <данные изъяты> районного суда г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию г.Перми возложена обязанность предоставить Ошевой Л.И., Шихову И.С., Шихову Н.С. благоустроенное применительно к условиям г.Перми жилое помещение - по договору социального найма, состоящее из двух комнат общей площадью не менее 47,8 кв.м., расположенное в г.Перми. ДД.ММ.ГГГГ СПИ МОСП по ИОИП УФССП по Пермскому краю на основании выданного для исполнения указанного решения исполнительного листа возбуждено исполнительное производство в отношении должника - администрации г.Перми, срок для добровольного исполнения требований установлен в 5 дней со дня получения постановления, которое получено должником ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ СПИ МОСП по ИОИП УФССП по Пермскому краю вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 5000 руб., в связи с неисполнением упомянутого выше решения суда в установленный для исполнения срок. ДД.ММ.ГГГГ постановлением судебного пристава-исполнителя администрации г.Перми назначен новый срок исполнения требований, содержащихся в исполнительном листе - до ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с ч.ч.2, 3 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» …исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, установленного для добровольного исполнения исполнительного документа, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пяти тысяч рублей. Учитывая, что должником судебному приставу не были представлены доказательства невозможности исполнения требований, содержащихся в исполнительном листе, вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, суд полагает, что постановление о взыскании с должника исполнительского сбора является законным и обоснованным, поскольку вынесено судебным приставом-исполнителем в точном соответствии с нормами ФЗ «Об исполнительном производстве» и не нарушает права и законные интересы должника. Обязанность предоставить судебному приставу-исполнителю доказательства того, что исполнение исполнительного документа было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в силу закона возложена на должника, что опровергает доводы заявителя о том, что судебный пристав-исполнитель на день вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора не проверил основания неисполнения исполнительного документа и не обеспечил должнику возможности подтверждения обстоятельств, по которым он не смог исполнить решение суда. Доводы заявителя о том, что ст.143 «О федеральном бюджете на 2000 год» установлено, что обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам получателей бюджетных средств осуществляется на основании исполнительных листов судебных органов со счетов должников, открытых в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и (или) кредитных организациях, а также с их лицевых счетов, открытых в органах федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации. Взыскание средств по денежным обязательствам получателей бюджетных средств с лицевых счетов в органах федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации производится органами федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации на основании предъявленных им исполнительных листов судебных органов. Впредь до внесения изменений в статьи 77 и 81 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 119-Ф3 «Об исполнительном производстве» установить, что при принудительном исполнении исполнительных документов за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, федеральных органов исполнительной власти взыскание исполнительского сбора не производится, подлежат отклонению судом. С вступлением в силу ФЗ «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007г. указанное ограничение не действует. Положениями ч.5 ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрен закрытый перечень случаев, когда исполнительский сбор не взыскивается по возбужденным исполнительным производствам. В указанный перечень не включены исполнительные документы, предусматривающие обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Кроме того, решением суда на администрацию г.Перми возложена обязанность предоставить жилые помещения взыскателям, а не обращено взыскание на денежные суммы, как это предусмотрено ст.143 «О федеральном бюджете на 2000 год». Доводы заявления о том, что имеются основания для освобождения администрации г.Перми от взыскания исполнительского сбора, поскольку должником предпринимались все меры для исполнения решения суда, к отношениям по предоставлению жилого помещения неприменимы положения ГК РФ, предусматривающие ответственность за нарушение обязательств, не могут быть приняты во внимание при оценке законности действий судебного пристава-исполнителя. Согласно ч.4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены. Таким образом, для признания ненормативного акта незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствия акта закону или иному акту, нарушения актом прав и законных интересов гражданина. Обжалуемое постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора соответствует требованиям ФЗ «Об исполнительном производстве», кроме того, судом не установлено, что права истца нарушены вынесенным постановлением о взыскании исполнительского сбора. При таком положении суд приходит к выводу, что оснований для признания постановления СПИ МОСП по ИОИП по Пермскому краю о взыскании исполнительского сбора, не соответствующим требованиям закона, не имеется. Разрешая требование истца об освобождении от взыскания исполнительского сбора в сумме 5000 рублей, установленного постановлением МОСП по ИОИП по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ, по исполнительному производству № об обязании администрации г.Перми предоставить Ошевой Л.И. жилое помещение, суд приходит к следующему. В соответствии со ст.1 ФЗ «Об исполнительном производстве» …настоящий федеральный закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц (далее также - граждане), юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (далее также - организации) обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий. Согласно ст.3 ФЗ «Об исполнительном производстве» …законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве основано на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах" и иных федеральных законов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц. Нормы федеральных законов, регулирующие условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, должны соответствовать настоящему Федеральному закону. Таким образом, отношения, возникающие после возбуждения исполнительного производства и связанные с принудительным исполнением судебных актов, регулируются ФЗ «Об исполнительном производстве», положения которого имеют приоритетное значение по отношению к другим нормативным актам в области исполнительного производства. Положениями ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора. В соответствии со ст.401 ГК РФ …лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Как следует из материалов дела обязанность предоставить жилое помещение возложена решением суда на администрацию г.Перми. Вместе с тем, решением Пермской городской Думы от 30.11.2000 № 200 «О бюджете города Перми на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» не предусмотрены средства на приобретение жилых помещений для исполнения судебных решений. Судом принимается во внимание то обстоятельство, что решением суда обязанность Администрации г.Перми предоставить Ошевой Л.И., Шиховым, благоустроенное жилое помещение поставлена в зависимость от наличия средств, выделенных для этой цели Правительством Пермского края, а также отсутствия жилищного фонда. В соответствии со ст.18 Решения Пермской городской Думы от 30.11.2010 N 200 "О бюджете города Перми на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" администрации г.Перми предоставлено право направлять средства, поступившие в доход бюджета города по исполнительным листам в счет компенсации затрат муниципального образования на исполнение судебных решений о предоставлении жилых помещений жителям г.Перми. Согласно ст.18 решения Пермской городской Думы от 30.11.2010 № 200 «О бюджете города Перми на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годы», п.5.1. Порядка организации судебной защиты в администрации города Перми, утвержденного постановлением администрации города от 26.05.2006 № 848 (в ред. от 27.10.2010 № 720), администрации города Перми предоставлено право направлять средства, поступившие в доход бюджета города по исполнительным листам в счет компенсации затрат муниципального образования город Пермь, на исполнение судебных решений о предоставлении жилых помещений гражданам. В настоящее время по исполнительным листам из Министерства финансов РФ в доход бюджета города Перми поступили денежные средства, которые на основании распоряжения главы администрации города доведены до управления жилищных отношений в целях исполнения судебных решений о предоставлении жилых помещений. ДД.ММ.ГГГГ объявлено о проведении открытых аукционов «На право заключения муниципальных контрактов на приобретение в муниципальную собственность квартир для исполнения судебных решений о предоставлении жилья» ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. Аукционы состоялись, официальные результаты будут известны ориентировочно в конце сентября - начале октября 2011. На оставшуюся сумму 20 млн. руб. аукцион будет объявлен до ДД.ММ.ГГГГ. После завершения подбора и передачи жилых помещений, регистрации права муниципальной собственности на них, они будут незамедлительно предложены гражданам во исполнение судебных решений о предоставлении жилья. На основании изложенного, суд приходит к выводу, что должником - администрацией г.Перми предпринимались все меры, необходимые для исполнения решений суда о предоставлении жилых помещений взыскателям, в связи с чем суд не усматривает вины администрации г.Перми в нарушении пятидневного срока исполнения решений суда, установленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, поскольку этому препятствовали объективные обстоятельства, независящие от воли должника: наличие очередности исполнения аналогичных решений судов, отсутствие финансирования, свободных жилых помещений, длительная процедура приобретения жилых помещений для дальнейшей передачи взыскателям. При указанных обстоятельствах, исковые требования администрации г.Перми об освобождении от взыскания исполнительского сбора подлежат удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л: Освободить Администрацию города Перми от взыскания исполнительского сбора в сумме 5000 рублей, установленного постановлением Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству № об обязанности администрации г.Перми предоставить Ошевой Л.И., Шихову И.С., Шихову Н.С. благоустроенное применительно к условиям г.Перми жилое помещение - по договору социального найма, состоящее из двух комнат общей площадью не менее 47,8 кв.м, расположенное в г.Перми. Отказать Администрации г. Перми в удовлетворении требований о признании незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству №. Решение может быть обжаловано в срок 10 дней в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Перми. Судья Е.Ю.Толкушенкова