Решение об освобождении от взыскания исполнительского сбора



Дело № 2 – 4090 / 2011

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г.Пермь 19 декабря 2011г.

Индустриальный районный суд г.Перми в составе:

федерального судьи Мокрушина О.А.,

при секретаре Мальцевой П.А.,

с участием представителя истца – Администрации г.Перми Жекиной С.С., действующей на основании доверенности, представителя третьего лица – Управления федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю Цицюк Р.Д., действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации г.Перми к Министерству финансов РФ, Управлению федерального казначейства по Пермскому краю, судебному приставу – исполнителю межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Пермскому краю Мосеевой Н.М. об освобождении от взыскания исполнительского сбора, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований – Управление федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю, Шабашов В.Г., Суханов А.Н., Анферов С.А.,

установил:

Администрация г.Перми обратилась в суд с исковым заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора по постановлениям судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств управления федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю о взыскании исполнительского сбора, указав что СПИ МОСП по ИОИП УФССП по Пермскому краю 02.11.2011г. вынесены постановления о взыскании исполнительского сбора - по исполнительному производству - о предоставлении Шабашову В.Г. жилого помещения, по исполнительному производству - о предоставлении Суханову А.Н., Анферову С.А. жилого помещения.

В обоснование заявления администрация г.Перми указала, что имеются основания для освобождения от исполнительского сбора, поскольку обязательство о предоставлении жилого помещения является жилищно-правовым отношением и к нему не могут применяться положения ГК РФ об ответственности за нарушение обязательств.

Администрация г.Перми не может исполнить решение суда по объективным причинам, поскольку необходимый для исполнения аналогичных решений суда жилищный фонд отсутствует, администрацией предпринимаются все возможные меры, проводится мониторинг свободных жилых помещений, с федерального бюджета взыскиваются денежные средства в счет убытков, причиненных исполнением решений судов о предоставлении жилых помещений сотрудникам милиции, проводятся открытые аукционы на право заключения муниципальных контрактов на приобретение в муниципальную собственность квартир для исполнения судебных решений о предоставлении жилья. При этом, Сухановым А.Н., Анферовым С.А. подписано согласие на предоставление жилого помещения по договору социального найма по адресу: "А"; Шабашову В.Г. предложена двухкомнатная квартира по адресу: "А"

Представитель администрации г. Перми в судебном заседании поддерживает заявленные требования в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении и в письменном отзыве.

Ответчики - Министерство финансов РФ, Управление федерального казначейства по Пермскому краю, СПИ МОСП по ИОИП УФССП по Пермскому краю - о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Представитель УФССП по Пермскому краю возражает против заявленных требований в полном объеме.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - Шабашов В.Г., Суханов А.Н., Анферов С.А. - о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Заслушав присутствующих лиц, исследовав материалы дела, исполнительных производств, судом установлены следующие обстоятельства.

Решением Ленинского районного суда г.Перми от 05.09.2011г. на администрацию г.Перми возложена обязанность предоставить Шабашову В.Г. в пределах г.Перми отдельную благоустроенную 2-комнатную квартиру общей площадью не менее "н" кв.м., в том числе жилой "н" кв.м., решением Орджоникидзевского районного суда г.Перми от 30.06.2011г. на администрацию г.Перми возложена обязанность предоставить Суханову А.Н., Анферову С.А. на состав семьи из двух человек по договору социального найма отдельное благоустроенное жилое помещение в пределах г.Перми, отвечающее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее "н" кв.м., жилой – не менее "н" кв.м.

18.10.2011г. СПИ МОСП по ИОИП УФССП по Пермскому краю на основании выданного для исполнения решения суда исполнительного листа о представлении жилого помещения Шабашову В.Г. возбуждено исполнительное производство в отношении должника – администрации г.Перми, срок для исполнения пять дней со дня получения постановления.

07.09.2011г. СПИ МОСП по ИОИП УФССП по Пермскому краю на основании выданного для исполнения решения суда исполнительного листа о представлении жилого помещения Суханову А.Н., Анферову С.А. возбуждено исполнительное производство в отношении должника – администрации г.Перми, срок для исполнения пять дней со дня получения постановления.

02.11.2011г. СПИ МОСП по ИОИП УФССП по Пермскому краю вынесены постановления о взыскании с должника исполнительского сбора -., в связи с неисполнением упомянутых выше решений суда в установленный для исполнения срок.

Согласно ч.3 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пяти тысяч рублей.

Доводы жалобы о том, что обязательство о предоставлении жилого помещения является жилищно-правовым отношением и к нему не могут применяться положения ГК РФ об ответственности за нарушение обязательств, основаны на неправильном понимании положений законодательства, регулирующего отношения, возникающих в ходе исполнения решения суда.

В соответствии со ст.1 ФЗ «Об исполнительном производстве» …настоящий федеральный закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц (далее также - граждане), юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (далее также - организации) обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.

Согласно ст.3 ФЗ «Об исполнительном производстве» …законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве основано на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах" и иных федеральных законов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц. Нормы федеральных законов, регулирующие условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

Таким образом, отношения, возникающие после возбуждения исполнительного производства и связанные с принудительным исполнением судебных актов, регулируются ФЗ «Об исполнительном производстве», положения которого имеют приоритетное значение по отношению к другим нормативным актам в области исполнительного производства.

Положениями ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В соответствии со ст.401 ГК РФ …лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Как следует из материалов дела обязанность предоставить жилое помещение возложена решением суда на администрацию г.Перми. Вместе с тем, решением Пермской городской Думы от 30.11.2000 № 200 «О бюджете города Перми на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» не предусмотрены средства на приобретение жилых помещений для исполнения судебных решений.

В соответствии со ст.18 Решения Пермской городской Думы от 30.11.2010 N 200 "О бюджете города Перми на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" администрации г.Перми предоставлено право направлять средства, поступившие в доход бюджета города по исполнительным листам в счет компенсации затрат муниципального образования на исполнение судебных решений о предоставлении жилых помещений жителям г.Перми.

Согласно ст.18 решения Пермской городской Думы от 30.11.2010 № 200 «О бюджете города Перми на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годы», п.5.1. Порядка организации судебной защиты в администрации города Перми, утвержденного постановлением администрации города от 26.05.2006 № 848 (в ред. от 27.10.2010 № 720), администрации города Перми предоставлено право направлять средства, поступившие в доход бюджета города по исполнительным листам в счет компенсации затрат муниципального образования город Пермь, на исполнение судебных решений о предоставлении жилых помещений гражданам.

В настоящее время по исполнительным листам из Министерства финансов РФ в доход бюджета города Перми поступили денежные средства, которые на основании распоряжения главы администрации города доведены до управления жилищных отношений в целях исполнения судебных решений о предоставлении жилых помещений.

Решения суда исполняются администрацией города путем предоставления освободившихся муниципальных жилых помещений. В дальнейшем администрация г.Перми предъявляет иск к Министерству финансов Российской Федерации о возмещении убытков, причиненных исполнением решения суда, а взысканные денежные средства в соответствии со ст.18 Решения Пермской городской Думы от 30.11.2010 N 200 "О бюджете города Перми на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" вновь направляют на исполнение судебных решений о предоставлении жилых помещений жителям города Перми, что подтверждается решением Арбитражного суда Пермского края от 01.02.2011г. о взыскании с казны Российской Федерации в пользу муниципального образования «город Пермь» убытков в сумме "н" рублей, решением Арбитражного суда Пермского края от 21.01.2011г. о взыскании с казны Российской Федерации в пользу муниципального образования «город Пермь» убытков в сумме "н" рублей, решением Арбитражного суда Пермского края от 20.12.2010г. о взыскании с казны Российской Федерации в пользу муниципального образования «город Пермь» убытков в сумме "н" рублей, решением Арбитражного суда Пермского края от 12.11.2010г. о взыскании с казны Российской Федерации в пользу МО «Город Пермь» убытков в сумме "н" руб., решением Арбитражного суда Пермского края от 02.11.2010г. о взыскании с казны Российской Федерации в пользу муниципального образования «город Пермь» убытков в сумме "н" рублей, решением Арбитражного суда Пермского края от 24.07.2009г. о взыскании с казны Российской Федерации в пользу МО «Город Пермь» убытков в сумме "н" руб., постановлением Семнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 05.10.2010г. о взыскании с казны Российской Федерации в пользу муниципального образования «город Пермь» убытков в сумме "н" рублей, платежными поручениями, сопроводительными письмами о направлении исполнительных листов в Министерство финансов Российской Федерации.

Кроме того, 24.11.2011г. объявлено о проведении открытого аукциона «На право заключения муниципального контракта на приобретение жилых помещений для исполнения судебных решений»

Расселение домов, непригодных для проживания, будет производиться, в том числе, и за счет исполнения инвестиционного контракта от 12.10.2004, заключенного между администрацией города Перми и ЗАО «С», по условиям которого осуществляется строительство жилого дома со встроенными помещениями, расположенных по адресу: "А".

По условиям указанного контракта часть жилых помещений (в размере "н" общей площади объекта) в указанном доме по окончании строительства, ввода в эксплуатацию, будут зарегистрированы на праве собственности за муниципальным образованием «Город Пермь» (дополнительное соглашение №1 к инвестиционному контракту от 12.10.2004 № 019/ИН-04). В настоящее время оформляется распоряжение начальника УЖО администрации г. Перми о предоставлении Суханову А.Н., Анферову С.А. жилых помещений по договору социального найма по адресу: "А" Шабашову В.Г. предложена двухкомнатная квартира по адресу: "А"

В дальнейшем жилые помещения в указанных домах будут предоставлены гражданам во исполнение неисполненных судебных решений о предоставлении жилья.

Управлением жилищных отношений администрации г.Перми заключены муниципальные контракты на приобретение в муниципальную собственность жилых помещений для исполнения судебных решений от 06.09.2011г. и от 07.09.2011г. соответственно.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что должником – администрацией г.Перми предпринимались все меры, необходимые для исполнения решений суда о предоставлении жилых помещений взыскателю, в связи с чем суд не усматривает вины администрации г.Перми в нарушении пятидневного срока исполнения решений суда, установленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, поскольку этому препятствовали объективные обстоятельства, независящие от воли должника: наличие очередности исполнения аналогичных решений судов, отсутствие финансирования, свободных жилых помещений, длительная процедура приобретения жилых помещений для дальнейшей передачи взыскателям.

При указанных обстоятельствах, исковые требования администрации г.Перми об освобождении от взыскания исполнительского сбора подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковое заявление администрации г.Перми об освобождении от взыскания исполнительского сбора по постановлениям судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств Управления федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю от 02.11.2011г. о взыскании исполнительского сбора - по исполнительному производству - о предоставлении Шабашову В.Г. благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее "н" кв.м., по исполнительному производству - о предоставлении Суханову А.Н., Анферову С.А. благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее "н" кв.м. - удовлетворить.

Решение может быть обжаловано в срок 10 дней в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г.Перми.

Судья                                        Мокрушин О.А.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200