Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г.Пермь 26 декабря 2011г.
Индустриальный районный суд г.Перми в составе председательствующего судьи Мокрушина О.А., при секретаре Мальцевой П.А., с участием представителя заинтересованного лица УФССП по Пермскому краю - Будаевой О.А., действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации г.Перми о признании незаконными постановлений судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств управления федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю о взыскании исполнительского сбора в размере 5 000 рублей по исполнительному производству № об обязанности администрации г.Перми предоставить Банцевич И.В. жилое помещение, по исполнительному производству № об обязанности администрации г. Перми предоставить Борщовой Л.А. жилое помещение, по исполнительному производству № об обязанности администрации г. Перми предоставить Гущину В.С. жилое помещение, по исполнительному производству № об обязанности администрации г. Перми предоставить Зяблицевой Л.А. жилое помещение, отмене постановлений о взыскании исполнительского сбора,
у с т а н о в и л:
Администрация г.Перми обратилась в суд с заявлением о признании незаконными постановлений СПИ МОСП по ИОИП УФССП по Пермскому краю о взыскании исполнительского сбора в размере 5 000 рублей по исполнительному производству № об обязанности администрации г. Перми предоставить Банцевич И.В. жилое помещение, по исполнительному производству № об обязанности администрации г. Перми предоставить Борщовой Л.А. жилое помещение, по исполнительному производству № об обязанности администрации г. Перми предоставить Гущину В.С. жилое помещение, по исполнительному производству № об обязанности администрации г. Перми предоставить Зяблицевой Л.А. жилое помещение, отмене постановлений о взыскании исполнительского сбора.
В обоснование указанных требований заявитель указал, что постановления являются незаконными и подлежат отмене по следующим основаниям.
Обязательство о предоставлении жилого помещения является жилищно-правовым отношением и к нему не могут применяться положения ГК РФ об ответственности за нарушение обязательств.
Судебный пристав-исполнитель при вынесении постановлений о взыскании исполнительского сбора не проверил основания неисполнения исполнительного документа и не обеспечил заявителю возможности подтверждения обстоятельств, по которым она не смогла своевременно исполнить обязательство. Взыскателям предложены варианты жилых помещений в соответствии с требованиями, установленными решением суда, однако, причины неисполнения решений суда о предоставлении жилого помещения судебным приставом – исполнителем не исследованы, надлежащая оценка действиям администрации не дана.
Согласно ст.143 ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год» установлено, что до внесения изменений в ст.ст.77, 81 ФЗ «Об исполнительном производстве» от 21.07.1997г. в случае принудительного исполнения исполнительных документов за счет средств бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, взыскание исполнительского сбора не производится.
Администрация г.Перми не может исполнить решение суда по объективным причинам, поскольку необходимый для исполнения аналогичных решений суда жилищный фонд отсутствует, администрацией предпринимаются все возможные меры, проводится мониторинг свободных жилых помещений, с федерального бюджета взыскиваются денежные средства в счет убытков, причиненных исполнением решений судов о предоставлении жилых помещений сотрудникам милиции, которые в дальнейшем направляются для приобретения жилых помещений по судебным решениям.
Администрация г. Перми о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, в заявлении, адресованном суду, просит рассмотреть гражданское дело в отсутствие своего представителя.
Представитель УФССП по Пермскому краю – Будаева О.А. – в судебном заседании возражает против заявленных требований в полном объеме.
Заинтересованные лица о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Выслушав представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела, исполнительных производств, судом установлены следующие обстоятельства.
Решением Орджоникидзевского районного суда г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию г.Перми возложена обязанность предоставить Банцевич И.В., Банцевич М.В., Банцевич А.В. на состав семьи из трех человек, по договору социального найма, благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 53,8 кв.м., отвечающее санитарно - техническим требованиям в пределах г. Перми.
ДД.ММ.ГГГГ СПИ МОСП по ИОИП УФССП по Пермскому краю на основании выданного для исполнения указанного решения исполнительного листа возбуждено исполнительное производство в отношении должника – администрации г.Перми, срок для добровольного исполнения требований установлен в 5 дней со дня получения постановления, которое получено должником ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ СПИ МОСП по ИОИП УФССП по Пермскому краю вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 5000 руб., в связи с неисполнением упомянутого выше решения суда в установленный для исполнения срок.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением судебного пристава-исполнителя администрации г.Перми назначен новый срок исполнения требований, содержащихся в исполнительном листе – до ДД.ММ.ГГГГ
Решением Орджоникидзевского районного суда г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию г.Перми возложена обязанность предоставить по договору социального найма Борщовой Л.А. на состав семьи из четырех человек отдельное жилое помещение, отвечающее санитарно – техническим требованиям и степени благоустройства по г. Перми общей площадью не менее 37,7 кв.м. в черте г. Перми.
ДД.ММ.ГГГГ СПИ МОСП по ИОИП УФССП по Пермскому краю на основании выданного для исполнения указанного решения исполнительного листа возбуждено исполнительное производство в отношении должника – администрации г.Перми, срок для добровольного исполнения требований установлен в 5 дней со дня получения постановления, которое получено должником ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ СПИ МОСП по ИОИП УФССП по Пермскому краю вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 5000 руб., в связи с неисполнением упомянутого выше решения суда в установленный для исполнения срок.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением судебного пристава-исполнителя администрации г.Перми назначен новый срок исполнения требований, содержащихся в исполнительном листе – до ДД.ММ.ГГГГ
Решением Кировского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию г.Перми возложена обязанность предоставить Гущину В.С., Гущину Г.В., Гущиной С.Г. благоустроенное применительно к условиям г. Перми жилое помещение – комнату по договору социального найма, равнозначную по общей площади ранее занимаемой, то есть не менее 18,6 кв.м., и отвечающую установленным требованиям, расположенную в г. Перми.
ДД.ММ.ГГГГ СПИ МОСП по ИОИП УФССП по Пермскому краю на основании выданного для исполнения указанного решения исполнительного листа возбуждено исполнительное производство в отношении должника – администрации г.Перми, срок для добровольного исполнения требований установлен в 5 дней со дня получения постановления, которое получено должником ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ СПИ МОСП по ИОИП УФССП по Пермскому краю вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 5000 руб., в связи с неисполнением упомянутого выше решения суда в установленный для исполнения срок.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением судебного пристава-исполнителя администрации г.Перми назначен новый срок исполнения требований, содержащихся в исполнительном листе – до ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом – исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства, в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе.
Решением Орджоникидзевского районного суда г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию г.Перми возложена обязанность предоставить на условиях договора социального найма Зяблицевой Л.А., Зяблицевой Е.Г., Зяблицевой Н.Г., Зяблицевой М.А., Зяблицеву А.А., Зяблицеву Д.А. на семью из шести человек благоустроенную трехкомнатную квартиру в пределах г. Перми, общей площадью не менее 61,9 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ СПИ МОСП по ИОИП УФССП по Пермскому краю на основании выданного для исполнения указанного решения исполнительного листа возбуждено исполнительное производство в отношении должника – администрации г.Перми, срок для добровольного исполнения требований установлен в 5 дней со дня получения постановления, которое получено должником ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ СПИ МОСП по ИОИП УФССП по Пермскому краю вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 5000 руб., в связи с неисполнением упомянутого выше решения суда в установленный для исполнения срок.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением судебного пристава-исполнителя администрации г.Перми назначен новый срок исполнения требований, содержащихся в исполнительном листе – до ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом – исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства, в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе.
В соответствии с ч.ч.2, 3 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» …исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, установленного для добровольного исполнения исполнительного документа, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пяти тысяч рублей.
Доводы заявления о том, что обязательство о предоставлении жилого помещения является жилищно-правовым отношением и к нему не могут применяться положения ГК РФ об ответственности за нарушение обязательств, основаны на неправильном понимании положений законодательства, регулирующего отношения, возникающие в ходе исполнения решения суда.
В соответствии со ст.1 ФЗ «Об исполнительном производстве» …настоящий федеральный закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц (далее также - граждане), юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (далее также - организации) обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.
Согласно ст.3 ФЗ «Об исполнительном производстве» …законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве основано на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах" и иных федеральных законов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц. Нормы федеральных законов, регулирующие условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Таким образом, отношения, возникающие после возбуждения исполнительного производства и связанные с принудительным исполнением судебных актов, регулируются ФЗ «Об исполнительном производстве», положения которого имеют приоритетное значение по отношению к другим нормативным актам в области исполнительного производства.
Доводы заявителя о том, что ст.143 «О федеральном бюджете на 2000 год» установлено, что обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам получателей бюджетных средств осуществляется на основании исполнительных листов судебных органов со счетов должников, открытых в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и (или) кредитных организациях, а также с их лицевых счетов, открытых в органах федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации. Взыскание средств по денежным обязательствам получателей бюджетных средств с лицевых счетов в органах федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации производится органами федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации на основании предъявленных им исполнительных листов судебных органов. Впредь до внесения изменений в статьи 77 и 81 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 119-Ф3 «Об исполнительном производстве» установить, что при принудительном исполнении исполнительных документов за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, федеральных органов исполнительной власти взыскание исполнительского сбора не производится, подлежат отклонению судом.
С вступлением в силу ФЗ «Об исполнительном производстве» от 02.10.20107г. указанное ограничение не действует.
Положениями ч.5 ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрен закрытый перечень случаев, когда исполнительский сбор не взыскивается по возбужденным исполнительным производствам. В указанный перечень не включены исполнительные документы, предусматривающие обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Кроме того, решением суда на администрацию г.Перми возложена обязанность предоставить жилое помещение взыскателю, а не обращено взыскание на денежные суммы.
Ссылка заявителя на то, что имеются основания для признания незаконным постановления, поскольку должником предпринимались все меры для исполнения решения суда, не могут быть приняты во внимание при оценке законности действий судебного пристава-исполнителя.
Как следует из материалов исполнительных производств, постановления о возбуждении исполнительного производства с установлением должнику срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа направлены в адрес должника и получены представителем заявителя, однако, требования должником в срок исполнены не были, в связи с чем судебным приставом – исполнителем в соответствии с требованиями ФЗ «Об исполнительном производстве» вынесены постановления о взыскании исполнительского сбора.
Учитывая, что должником судебному приставу не были представлены доказательства невозможности исполнения требований, содержащихся в исполнительном листе, вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, суд полагает, что постановления о взыскании с должника исполнительского сбора являются законными и обоснованными, поскольку вынесены судебным приставом-исполнителем в точном соответствии с нормами ФЗ «Об исполнительном производстве» и не нарушает права и законные интересы должника.
Обязанность предоставить судебному приставу-исполнителю доказательства того, что исполнение исполнительного документа было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в силу закона возложена на должника, что опровергает доводы заявителя о том, что судебный пристав-исполнитель на день вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора не проверил основания неисполнения исполнительного документа и не обеспечил должнику возможности подтверждения обстоятельств, по которым он не смог исполнить решение суда.
Согласно ч.4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Таким образом, для признания ненормативного акта незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствия акта закону или иному акту, нарушения актом прав и законных интересов гражданина.
Обжалуемые постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора соответствуют требованиям ФЗ «Об исполнительном производстве», кроме того, судом не установлено, что права заявителя нарушены вынесенными постановлениями о взыскании исполнительского сбора.
При таком положении суд приходит к выводу, что оснований для признания постановлений СПИ МОСП по ИОИП по Пермскому краю о взыскании исполнительского сбора, не соответствующими требованиям закона, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, 441 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении заявления администрации г.Перми о признании незаконными постановлений судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств управления федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю о взыскании исполнительского сбора в размере 5 000 рублей по исполнительному производству производству № об обязанности администрации г. Перми предоставить Банцевич И.В. жилое помещение, по исполнительному производству № об обязанности администрации г. Перми предоставить Борщовой Л.А. жилое помещение, по исполнительному производству № об обязанности администрации г. Перми предоставить Гущину В.С. жилое помещение, по исполнительному производству № об обязанности администрации г. Перми предоставить Зяблицевой Л.А. жилое помещение, отмене постановлений о взыскании исполнительского сбора - отказать.
Решение может быть обжаловано в срок 10 дней в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г.Перми.
Судья Мокрушин О.А.