Решение о взыскании суммы переплаты по жилищно - коммунальным услугам.



Дело № 2-309/12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 февраля 2012 года                                                                                     г.Пермь

Индустриальный районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Ветлужских Е.А.,

с участием истца Конева П.Н., действующего за себя и по доверенности за Коневу Г.Н.

представителя ответчика по доверенности Д.,

при секретаре Лучниковой Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Конева П.Н., Коневой Г.Н. к ООО «Управляющая компания " 3-е лицо ООО «Пермская сетевая компания» о взыскании суммы переплаты, компенсации морального вреда, возложении обязанностей,

у с т а н о в и л :

     Конев П.Н. и Конева Г.Н. обратились в суд с иском к ООО "Управляющая компания" о взыскании суммы переплаты, компенсации морального вреда, возложении обязанностей. В обоснование иска указали, что 03.10.2011г. ими было передано письмо в Управляющую компанию в связи с тем, что тарифы на отопление жилых помещений и подогрев воды завышены с 2008г. на 18% (НДС). Предлагали произвести перерасчет оплаты за эти коммунальные услуги, возвратить переплаченные деньги и снизить тарифы на будущее. Управляющая компания в своем письме от 04.10.2011г. подтверждает незаконность увеличения тарифов на отопление и подогрев воды на 18%, но считает, что у них отсутствуют основания для проведения жителям многоквартирного дома перерасчета оплаты за коммунальные услуги. Кроме того, администрация УК, отказалась предоставить данные по оплате услуг за отопление и подогрев воды с 2008г. по настоящее время, поэтому расчет цены иска им пришлось делать самим за период с 2008г. по сентябрь 2011г. Считают, что ООО "Управляющая компания" незаконно получало дополнительные доходы за отопление и подогрев воды, проявило оскорбительное нежелание сотрудничать с жителями, которое оплачивают его деятельность. Просят взыскать с ООО "Управляющая компания" сумму переплаты за отопление и подогрев воды за период с 2008г. по сентябрь 2011г. в размере "н" руб.; моральный ущерб в размере "н" руб.; обязать привести тарифы за отопление и подогрев воды в соответствии с законодательством Пермского края.

     Истец Конев П.Н. действующий за себя и по доверенности за Коневу Г.Н. в судебном заседании доводы, изложенные в заявлении, поддерживает, просит удовлетворить исковые требования в полном объеме.

     Истица Конева Г.П. в суд не явилась, извещена. Направила в суд представителя по доверенности Конева П.Н.

     Представитель ответчика ООО "Управляющая компания" в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, просит в удовлетворении иска отказать. Представлен письменный отзыв по иску.

     3-е лицо ООО «Пермская сетевая компания» в судебное заседание своего представителя не направило, о дне слушания дела извещено надлежащим образом. В отзыве на исковое заявление указало, что доводы истцов о несогласии насчитанных платежей за отопление с увеличением тарифов на сумму НДС, считают не обоснованными. Между ООО «Управляющая компания " и ООО «Пермская сетевая компания» заключен договор поставки тепловой энергии в горячей воде от 01.01.2008 г., в соответствии с которым поставщик обязался поставлять покупателю тепловую энергию в горячей воде, а последний оплачивать поставленную энергию по тарифам, установленным Региональной энергетической комиссией Пермского края. Поскольку тарифы устанавливались без учета налога на добавленную стоимость, управляющей компании обосновано выставлялись счета с НДС.

    Суд, заслушав пояснение сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.

    В соответствии с ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

    Согласно ст. 12 ГПК РФ гражданское судопроизводство ведется на основе состязательности и равноправия сторон.

     В силу требований ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

    Согласно ст. 540 ГК РФ, в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок

     Статьей 544 ГК РФ определено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Пунктом 2 этой статьи установлено, что порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

     Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

    В соответствии с п.3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, "коммунальные услуги" - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях;

"исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы;

"ресурсоснабжающая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов;

      В силу пункта 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций, в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем коммунальных ресурсов и услуг по водоотведению осуществляется по тарифам в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые используются для расчета платы за коммунальные услуги гражданами.

     В соответствии с п. 1 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене реализуемых товаров обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров соответствующую сумму налога, в соответствии с пунктом 6 статьи 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы). При реализации товаров (работ, услуг) населению на ярлыках товаров и ценниках, выставляемых продавцами, а также на чеках и других документах, выдаваемых покупателю, сумма НДС не выделяется.

     В соответствии с подпунктом 29 пункта 3 статьи 149 НК РФ от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождается реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций. При этом, в соответствии с вышеуказанной нормой, освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость коммунальных услуг, реализуемых управляющим компаниям, товариществам собственников жилья и другим вышеназванным налогоплательщикам, организациями коммунального комплекса, а также поставщиками электрической энергии и газоснабжающими организациями, НК РФ не предусмотрено.

     Перечень операций, не подлежащих обложению налогом на добавленную стоимость, определен нормой статьи 149 НК РФ, операции по реализации организацией - производителем тепловой энергии, а равно поставщика тепловой энергии населению, не подлежат освобождению от обложения налогом на добавленную стоимость. На основании пункта 1 статьи 154 НК РФ налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено статьей 154 НК РФ, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленных исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 НК РФ. В соответствии с пунктом 13 статьи 40 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) по государственным ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством РФ, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).

     Таким образом, вышеназванными положениями НК РФ установлено, что вне зависимости от того, какое лицо является покупателем товаров (работ, услуг), облагаемых налогом на добавленную стоимость, организация - продавец обязана увеличить цену (тариф) на соответствующую сумму налога на добавленную стоимость и предъявить ей для оплаты покупателю.

     В судебном заседании установлено, что истцы Конев П.Н. и Конева Г.Н. являются собственниками квартиры "А". Также установлено, что истцы зарегистрированы и проживают в указанной квартире, пользуются коммунальными услугами. Задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг у истцов не имеется. Данные обстоятельства подтверждаются копией договора безвозмездной передачи квартир в совместную собственность граждан от 16.02.1993г., выпиской из лицевого счета /л.д.25. 26/.

     Копией договора о 29.09.07 г. с приложениями подтверждается, что управление многоквартирным жилым домом, расположенного по адресу: "А" осуществляет ООО «Управляющая компания " (л.д.41-45).

    01.01.2008 г. между ООО "Управляющая компания" и «ООО Пермская сетевая компания» заключен договор поставки тепловой энергии и горячей воды за № 62-4224 (л.д.92-125). Факт поставки тепловой энергии сторонами не оспаривается.

     Ресурсоснабжающая организация ООО «Пермская сетевая компания» являясь плательщиком налога на добавленную стоимость, обязано самостоятельно исчислить сумму налога и выставить счета - фактуры на стоимость отпущенной тепловой энергии управляющей компании. Публично-правовые отношения по уплате налога на добавленную стоимость в бюджет складываются между налогоплательщиком, то есть лицом, реализующим товары (работы, услуги), в данном случае ООО «Пермская сетевая компания», и государством. Покупатель товаров (работ, услуг) - ООО «Управляющая компания " в этих отношениях не участвует. Включение продавцом - ООО «Пермская сетевая компания» в подлежащую оплате покупателем - ООО «Управляющая компания ", цену реализуемого товара (работ, услуг) суммы налога на добавленную стоимость вытекает из положений пункта 1 статьи 168 НК РФ, являющихся обязательными для сторон договора в силу пункта 1 статьи 422 ГК РФ, и отражает характер названного налога как косвенного. В свою очередь, отсутствие у ООО «Управляющая компания " обязанности по уплате налога на добавленную стоимость, как лица выступающего в качестве посредника между истцом и потребителем тепловой энергии, не означает, что данная обязанность отсутствует у самих потребителей (граждан) в силу положений статьи 168 НК РФ.

     ООО «Пермская сетевая компания», исходя из тарифа, утвержденного в установленном порядке, обязано самостоятельно определить налогооблагаемую базу с учетом суммы НДС, которую впоследствии необходимо перечислить в бюджет.

    Согласно пункта 21 Правил государственного регулирования применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 г. № 109, решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов принимается по форме, установленной Федеральной службы по тарифам и включает: величину тарифов и (или) их предельных уровней с разбивкой по категориям (группам) потребителей; даты введения тарифов и (или) предельных уровней, в том числе с календарной разбивкой. Методическими указаниями по расчету тарифов и цен на электрическую и тепловую энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004г. № 20-э\2, тарифная группа «население» не предусмотрена.

     Приказом Федеральной службы по тарифам от 08.04.2005г. № 130-э утвержден регламент рассмотрения дел по установлению тарифов. Решения по установлению тарифов на тепловую энергию утверждались по установленной форме, при применении регулируемыми организациями общей системы налогообложения, в решениях РЭК за оспариваемый период указано, что тарифы установлены без налога на добавленную стоимость. /л.д.12-17,127-130/

     То обстоятельство, что тариф на тепловую энергию был установлен Региональной энергетической комиссией Пермского края без учета НДС, судом установлено. Порядок оспаривания тарифов истцу Коневу П.Н. судом разъяснен /л.д.148/.

     Также судом установлено, что согласно письма ООО «ПСК» от 17.01.12 г. /л.д.126/, а также представленных суду счетов –фактур за 2008-2011 гг. /л.д.57-91,222-223/, предъявление к оплате оказанных услуг на отпуск тепловой энергии в ООО "Управляющая компания" осуществлялось по тарифам, утвержденным РЭК Пермского края (установленным без НДС) увеличенным на сумму НДС (18%)

     На основании подпункта 1 пункта 2 статьи 170 НК РФ, суммы НДС по коммунальным услугам, предъявляемым управляющими организациям ресурсоснабжающими организациями, включаются в стоимость коммунальных услуг и вычету не подлежат. Таким образом, установление тарифов на тепловую энергию для потребителей ООО «Пермская сетевая компания» без учета НДС, обуславливает обязанность поставщика увеличить подлежащую уплату цену (тариф) на сумму НДС.

    Кроме того, согласно постановления № 75-т от 11.08.11 г. РЭК Пермского края «О внесении изменений в постановление Региональной энергетической комиссии Пермского края от 21.12.2010 N 300-Т «О тарифах на тепловую энергию для потребителей ООО "Пермская сетевая компания" (г.Пермь)» выделена отдельная тарифная группа «Население», тариф указан с учетом НДС в размере 1144,67 руб. Данное постановление РЭК Пермского края вступило в силу 02.09.11 г. и распространялось на правоотношения, возникшие со дня введения в действие тарифов.

    ООО "Управляющая компания" не осуществляет реализацию ресурса, а является исполнителем, приобретающим коммунальные ресурсы и отвечающим за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги и выступает посредником при проведении расчетов собственников жилья с ООО «ПСК».

    При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требования истцов о взыскании с ответчика сумм переплаты за отопление и подогрев воды с 2008 г. по сентябрь 2011 год в размере "н" коп., а также о возложении обязанности привести тарифы за отопление и подогрев воды в соответствии с законодательством Пермского края и недопустимости ограбления населения, по заявленным основаниям не имеется.

    Рассматривая требования истцов о взыскании с ООО "Управляющая компания" компенсации морального вреда, суд учитывает следующее.

    В силу ст.151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

     В силу ст.15 ФЗ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.

     Таким образом, взыскание компенсации морального вреда в сложившихся правоотношениях между истцами и юридическим лицом может быть удовлетворено только при наличии вины ООО "Управляющая компания"

     Поскольку суд пришел к выводу о том, что оснований для перерасчета не имеется, нарушений ответчиком прав истца, как потребителя услуг, не установлено, у суда не имеется оснований для удовлетворения исковых требований, предусмотренных Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» о взыскании компенсации морального вреда.

     Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

                                                                 Р е ш и л:

     В удовлетворении исковых требований Конева П.Н. и Коневой Г.Н. к ООО «Управляющая компания " о взыскании суммы переплаты, компенсации морального вреда, возложении обязанностей - отказать.

     Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Перми в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.

Судья.                                 Ветлужских Е.А.