Дело № 2 – 2717 / 11
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г.Пермь 16 ноября 2011г.
Индустриальный районный суд г.Перми в составе:
председательствующего федерального судьи Мокрушина О.А.,
при секретаре Мальцевой П.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации г.Перми к Министерству финансов РФ, Управлению федерального казначейства по Пермскому краю, Управлению федеральной службы судебных приставов по Пермскому об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 5 000 рублей по исполнительному производству об обязанности администрации г.Перми предоставить Лыткиной Л.Н. благоустроенное жилое помещение, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований – судебный пристав – исполнитель межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю, Лыткина Л.Н.,
у с т а н о в и л:
Администрация г.Перми обратилась в суд с заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 5 000 рублей по исполнительному производству об обязанности администрации г.Перми предоставить Лыткиной Л.Н. благоустроенное жилое помещение.
В обоснование заявленных требований указано следующее.
В соответствии с п.7 ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве» при отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательств суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно п.1 ст.1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище. Обязательство о предоставлении жилого помещения администрацией г.Перми в данном случае является жилищно-правовом отношением и регулируется жилищным законодательством. Согласно п.2 ст.5 ЖК РФ жилищное законодательство состоит из Жилищного Кодекса РФ, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Гражданский кодекс РФ к жилищному законодательству не относится. Ст.8 Жилищного кодекса РФ устанавливает, что к жилищным отношениям, может применяться соответствующее законодательство с учетом требований, установленных Жилищным Кодексом РФ, но только если эти отношения связаны с ремонтом, переустройством и перепланировкой жилых помещений, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги. Положения Гражданского кодекса РФ об ответственности к жилищно-правовым отношениям соответственно не применимы. То есть в данном случае отсутствуют установленные Гражданским кодексом РФ основания ответственности за нарушение обязательств.
Таким образом, имеется основание для освобождения от уплаты исполнительского сбора в соответствии с п.7 ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве».
Положениями ст.143 федерального закона от 31.12.1999г. № 227-ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год» установлено, что обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам получателей бюджетных средств осуществляется на основании исполнительных листов судебных органов со счетов должников, открытых в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и (или) кредитных организациях, а также с их лицевых счетов, открытых в органах федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации.
Взыскание средств по денежным обязательствам получателей бюджетных средств с лицевых счетов в органах федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации производится органами федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации на основании предъявленных им исполнительных листов судебных органов.
Впредь до внесения изменений в статьи 77 и 81 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" установить, что при принудительном исполнении исполнительных документов за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, федеральных органов исполнительной власти взыскание исполнительского сбора не производится.
Поскольку в федеральном законе от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» нет изменений, касающихся взыскания исполнительского сбора при принудительном исполнении исполнительных документов за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, федеральных органов исполнительной власти, следовательно, ст.143 указанного Закона следует считать действующей.
Кроме того, исходя из положений п.7 ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве», руководствуясь Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2008 года № 17АП-3812/2008-АК, пунктом 32 Информационного письма Президиума ВАС от 21.06.2004 № 77 «Обзор практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами исполнителями судебных актов арбитражных судов» при принудительном исполнении исполнительных документов за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, федеральных органов исполнительной власти взыскание исполнительского сбора не производится.
Администрация г.Перми извещена о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направило.
Ответчики – Министерство финансов РФ, УФК по Пермскому краю и УФССП по Пермскому краю – о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Третьи лица – СПИ МОСП по ИОИП, Лыткина Л.Н. - о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Изучив материалы дела, исполнительного производства, суд считает, что заявление администрации г.Перми не подлежит удовлетворению.
Судом установлено, что СПИ МОСП по ИОИП УФССП по Пермскому краю поступил исполнительный документ – исполнительный лист, выданный на основании решения Орджоникидзевского районного суда г. Перми.
СПИ МОСП по ИОИП по Пермскому краю вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства в отношении должника - администрации г.Перми в интересах взыскателя – Лыткина Л.Н., предмет исполнения: ОБЯЗАТЬ АДМИНИСТРАЦИЮ г.ПЕРМИ ПРЕДОСТАВИТЬ ЛЫТКИНОЙ Л.Н. НА СОСТАВ СЕМЬИ ИЗ ДВУХ ЧЕЛОВЕК БЛАГОУСТРОЕННОЕ ЖИЛОЕ ПОМЕЩЕНИЕ В г.ПЕРМИ.
Должнику в срок не позднее пяти дней со дня получения настоящего постановления предложено исполнить требования, указанные в исполнительном документе, о чем немедленно сообщить судебному приставу-исполнителю.
Копия данного постановления получена представителем администрации г. Перми.
СПИ МОСП по ИОИП УФССП по Пермскому краю вынесено постановление о взыскании с администрации г.Перми исполнительского сбора в размере 5 000 рублей, в связи с тем, что должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение исполнительного документа было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств и вызвано другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при той степени осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения.
СПИ МОСП по ИОИП по Пермскому краю вынесено постановление о назначении нового срока для исполнения требований исполнительного документа.
В МОСП по ИОИП УФССП по Пермскому краю судебному приставу-исполнителю из администрации г.Перми поступил ответ из которого следует, что на исполнении в администрации г. Перми находится решение суда о предоставлении Лыткиной Л.Н. жилого помещения по договору социального найма. Жилой дом по адресу "А" не включен в перечни домов, подлежащих расселению в рамках целевой ведомственной программы «Переселение граждан г.Перми из аварийного жилищного фонда на 2009-2011 годы». Приобретение жилых помещений ожидается не ранее июля 2011 года, при приобретении жилого помещения , последнее будет незамедлительно предоставлено Лыткиной Л.Н.
Разрешая требования заявителя об освобождении от взыскания исполнительского сбора, суд исходит из следующего.
В соответствии с ч.1, 2, 6 ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получении копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно п.12 ст.30 ФЗ «Об исполнительном производстве» срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В резолютивной части постановления о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель обязал должника предоставить жилье взыскателю в течение пяти дней со дня получения копии постановления, о чем немедленно сообщить судебному приставу-исполнителю.
Доказательств невозможности исполнения исполнительного документа вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств должником судебному приставу-исполнителю представлено не было вплоть до вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Доводы заявителя изложенные в письме, направленном судебному приставу-исполнителю после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, о том, что у администрации г.Перми отсутствует возможность исполнить решение о предоставлении жилого помещения ввиду его отсутствия не могут быть отнесены к чрезвычайным и непредотвратимым при данных условиях обстоятельствам, которые позволили бы судебному приставу-исполнителю освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Обязанность предоставить судебному приставу-исполнителю доказательства того, что исполнение исполнительного документа было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в силу закона возложена на должника, что опровергает доводы заявителя о том, что судебный пристав-исполнитель на день вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора не проверил основания неисполнения исполнительного документа и не обеспечил администрации города возможности подтверждения обстоятельств, по которым она не смогла исполнить решение суда.
Доводы заявителя о том, что ст.143 «О федеральном бюджете на 2000 год» установлено, что обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам получателей бюджетных средств осуществляется на основании исполнительных листов судебных органов со счетов должников, открытых в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и (или) кредитных организациях, а также с их лицевых счетов, открытых в органах федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации. Взыскание средств по денежным обязательствам получателей бюджетных средств с лицевых счетов в органах федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации производится органами федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации на основании предъявленных им исполнительных листов судебных органов. Впредь до внесения изменений в статьи 77 и 81 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 119-Ф3 «Об исполнительном производстве» установить, что при принудительном исполнении исполнительных документов за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, федеральных органов исполнительной власти взыскание исполнительского сбора не производится, подлежат отклонению судом.
С вступлением в силу ФЗ «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007г. указанное ограничение не действует.
В ч.5 ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве» содержится закрытый перечень случаев, когда исполнительский сбор не взыскивается по возбужденным исполнительным производствам. В указанный перечень не включены исполнительные документы, предусматривающие обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Кроме того, исполнительным документом предусмотрено исполнение должником требования неимущественного характера – предоставления взыскателю жилого помещения.
В соответствии с п.7 ст.112 ФЗ "Об исполнительном производстве" …при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно ст.401 ГК РФ …лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Таким образом, должник при неисполнении в срок, установленный для добровольного исполнения решения суда требований исполнительного документа, признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, предпринял все меры для надлежащего исполнения обязательства. Обязанность доказывания указанных обстоятельств в силу закона возложена на должника – администрацию г.Перми.
Доводы Администрации г. Перми о том, что решение суда администрация г.Перми не может исполнить, поскольку в ее распоряжении отсутствуют свободные жилые помещения, должником проводится работа по взысканию средств с федерального бюджета, в том числе, на основании решений Арбитражного суда Пермского края с Минфин РФ в доход бюджета г.Перми определено ко взысканию "н" рублей, в возмещение убытков администрации г.Перми, причиненных исполнением судебных решений о предоставлении жилья участковым уполномоченным милиции, которые будут направлены на приобретение жилых помещений во исполнение решений суда, а также проведены открытые аукционы «На право заключения муниципальных контрактов на приобретение в муниципальную собственность квартир для исполнения судебных решений о предоставлении жилья» и взыскателю Лыткиной Л.Н. предложен вариант жилого помещения адресу "А", какими-либо доказательствами не подтверждены. Суду не предоставлены администрацией г.Перми объективные данные о том, что у должника отсутствуют свободные жилые помещения, проводятся аукционы, имеются решения Арбитражного суда Пермского края и другие доказательства, подтверждающие указанные доводы.
В соответствии со ст.1 ФЗ «Об исполнительном производстве» …настоящий федеральный закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц (далее также - граждане), юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (далее также - организации) обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.
Следовательно, отношения, возникающие при возбуждении исполнительного производства по возложению обязанности на администрацию г.Перми по передаче взыскателю Лыткиной Л.Н. жилого помещения регулируются ФЗ «Об исполнительном производстве», в рамках которого в отношении администрации г.Перми и вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора, что опровергает доводы заявления о том, что обязательство о предоставлении жилого помещения в данном случае является жилищно-правовым отношением и регулируется жилищным законодательством, в связи с чем отсутствуют установленные Гражданским кодексом РФ основания ответственности за нарушение обязательств.
При указанных обстоятельствах, суд полагает, что должником не представлено доказательств того, что им предприняты все меры для надлежащего исполнения решения суда, в связи с чем в его бездействии отсутствует вина в неисполнении требований исполнительного документа.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, 441 ГПК РФ,
р е ш и л:
Заявление администрации г.Перми об освобождении от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Пермскому краю о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству об обязании администрации г.Перми предоставить Лыткиной Л.Н. на семью из двух человек, благоустроенное жилое помещение в г.Перми - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в срок 10 дней в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г.Перми.
Федеральный судья О.А. Мокрушин