Решение о взыскании земельного налога и пени.



Дело № 2-2034/2011 год

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

гор. Пермь         29 августа 2011 г.

Индустриальный районный суд г. Перми в составе:

федерального судьи Толкушенковой Е.Ю.,

при секретаре Гладковой И.П.,

с участием представителя истца ИФНС России по Индустриальному району г.Перми

П., действующей на основании доверенности,

представителя ответчика Шелиханова В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску инспекции Федеральной налоговой службы России по Индустриальному району г. Перми к Костаревой Т.С. о взыскании земельного налога за 2010 год и пени,

У С Т А Н О В И Л:

ИФНС по Индустриальному району г. Перми обратилась в суд с иском к Костаревой Т.С. о взыскании земельного налога за 2010 год и пени. В обоснование своих требований указала, что Костарева Т.С. на основании ст. 388 Налогового кодекса РФ является налогоплательщиком земельного налога.

На основании сведений, полученных из органов, осуществляющих ведение земельного кадастра, за Костаревой Т.С. зарегистрирован земельный участок, расположенный по адресу "А", кадастровая стоимость в 2010 г. составляла "н" рублей. Указанный земельный участок относится к категории - прочих земельных участков, что согласно п. 2 Положения О земельном налоге на территории города Перми, соответствует процентной ставке - 1,5. Таким образом, у Костаревой Т.С. существует обязанность по уплате земельного налога за 2010г.

В связи с чем, Костаревой Т.С. начислен земельный налог за 2010 г., размер которого составляет: "н" (налоговая база - кадастровая стоимость имущества) * 1,5 (ставка %) * 12/12 * "н" (доля в праве собственности на земельный участок) = "н" руб.

В соответствии с положениями п.3 ст. 396, п.4 ст. 397 НК РФ, Инспекцией, на основании полученной информации о земельном участке, исчислен земельный налог и сформировано налоговое уведомление, которые, в свою очередь, направлено в адрес налогоплательщика, что подтверждается реестром отправки заказной корреспонденции.

В соответствии с п.3 Положения О земельном налоге на территории города Перми, срок уплаты земельного налога 2010 г., в уведомлении установлен.

Однако в установленный срок налогоплательщиком земельный налог не уплачен, что подтверждается выпиской из лицевого счета налогоплательщика.

В соответствии со ст. 75 НК РФ Инспекцией были начислены пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального Банка РФ, действующей в это время, от неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки.

Согласно расчета пени, сумма начисленной пени составила "н" руб.

Поскольку земельный налог ответчиком не уплачен в установленные сроки, Инспекцией в соответствии с положениями ст. ст. 69, 70 НК РФ, сформировано и направлено в адрес налогоплательщика требование об уплате налога со сроком добровольной уплаты.

Между тем, направленное требование налогоплательщиком также не исполнено, о чем свидетельствует выписка из лицевого счета налогоплательщика.

При этом, в сумме "н" руб., земельный налог налогоплательщиком Костаревой Т.С. частично был уплачен. Однако, платежный документ требовал уточнения, в связи с тем, что неверно заполнен код бюджетной классификации, поскольку уточняющий документ является уже не платежным поручением, а ордером Отделения Федерального Казначейства, следовательно, в нем отсутствует привязка к документу - основание, а именно к сроку оплаты начисленного за 2010 г. Таким образом, указанная оплата зачлась в недоимку в хронологическом порядке за предыдущий период в сумме "н" руб. (подтверждается выпиской из лицевого счета налогоплательщика), в соответствии со статьей 78 НК РФ.

С учетом данной уплаты, остаток задолженности земельного налога за 2010 года в размере "н" руб. налогоплательщиком Костаревой Т.С. не уплачен, что подтверждается карточками лицевых счетов налогоплательщика.

Таким образом, на дату подачи искового заявления за налогоплательщиком числится задолженность по оплате земельного налога за 2010г. и пени в общей сумме "н" руб.

На основании вышеизложенного Инспекция Федеральной налоговой службы России по Индустриальному району г. Перми просит взыскать с должника Костаревой Т.С. земельный налог за 2010 г. в сумме "н" руб., пени "н" руб., всего в общей сумме "н" рублей.

Представитель истца в судебном заседании на заявленных требованиях настаивает, пояснил, что образование земельного участка было произведено в результате раздела иного земельного участка, что подтверждается кадастровым паспортом на земельный участок. Согласно правоустанавливающим документам спорный земельный участок отнесен к категории земель «земли поселений», разрешенное использование - для использования под существующий гараж. Поскольку на момент приобретения спорного земельного участка для земель, находящихся на территории города Перми правила землепользования и застройки не утверждены, при решении вопроса об изменении разрешенного вида использования земельного участка необходимо проводить публичные слушания. Таким образом, проведение публичных слушаний являлось обязательным условием вынесения постановления об изменении разрешенного использования земельного участка (его части), поскольку о необходимости проведения соответствующей юридической процедуры прямо указано в законе. Документов, подтверждающих соблюдения правил изменения разрешенного использования спорного земельного участка не представлено. Поскольку на спорном земельном участке находится только здание гаража для сельхозмашин, гаража с мастерскими, следовательно, при предоставлении спорного земельного участка вид разрешенного использования указывался исходя из назначения уже существующего объекта недвижимости, то есть «Под уже существующий гараж для сельхозмашин, гараж с мастерскими» - как указано в техническом паспорте нежилого здания (строения). Кроме того, данный вид разрешенного использования («Под уже существующий гараж для сельхозмашин, гараж с мастерскими») распространяется на спорный земельный участок в целом. Поэтому правомерно была применена ставка 1,5%, как за прочие земельные участки. Поскольку налог и пени не уплачены, просит взыскать их с ответчика.

Ответчик Костарева Т.С. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом, просит рассмотреть дело в свое отсутствие, с участием представителя. В ранее представленном письменном отзыве на иск указала, что ИФНС России по Индустриальному району г. Перми при начислении земельного налога применила ставку 1,5%, что противоречит ст. 387 НК РФ, Решению Пермской городской думы от 8.11.2005г. № 187 «Положение о земельном налоге на территории города Перми».

Согласно ст. 2 вышеуказанного положения для начисления земельного налога на земельный участок, собственником которого она является (доли в праве собственности) должна применяться льготная ставка 0,2%, для земельных участков предоставленных (приобретенных) под индивидуальные гаражи, а также под гаражи в гаражно-строительных, гаражно-эксплуатационных и иных гаражных кооперативах, овощные ямы (индивидуальные и в кооперативах овощных ям).

Целевое назначение (вид разрешенного использования) земельного участка указан в свидетельстве о гос. регистрации права доля в праве "н", свидетельстве о гос. регистрации права доля в праве "н", объектом права является участок для использования под существующий гараж, категории земель: земли населенных пунктов. Согласно свидетельства о гос. регистрации права объект права: встроенное помещение гаража, назначение нежилое, свидетельство гос. регистрации права объект права: встроенные помещения гаража, назначение: нежилое.

Назначение земельного участка не изменилось и используется ответчиком под существующий гараж.

В отношении данного земельного участка имеется вступившее в законную силу решение Индустриального районного суда г. Перми, решение мирового судьи судебного участка Индустриального района г. Перми, в котором установлено, что исчисление ИФНС России по Индустриальному району г. Перми размера земельного налога, подлежащего уплате исходя из ставки 1,5 процента, противоречит действующему законодательству о налогах и сборах, Исходя из целевого назначения (вида разрешенного использования) земельного участка, при исчислении земельного налога, подлежащего уплате налогоплательщиком, ИФНС России по Индустриальному району г. Перми должна применять льготную ставку в размере 0,2 процента.

На основании вышеуказанного решения суда Костаревой Т.С. был уплачен земельный налог по ставке 0,2% за 2010г.: в размере "н" руб.; пени в размере "н" руб.; в размере "н" руб. Тем самым ею произведена переплата земельного налога в Инспекцию ФНС России по Индустриальному району г. Перми.

Представитель ответчика Шелиханов В.В. в судебном заседании с иском не согласен, считает, что налоговым органом неправомерно применена ставка 1,5%, поэтому в исковых требованиях следует отказать.

Заслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Костарева Т.С. является собственником доли земельного участка, имеющего разрешенное использование под существующий гараж, расположенного на землях населенных пунктов по адресу "А".

Данные обстоятельства подтверждаются копиями свидетельств о государственной регистрации права (л.д.28,29), копией договора купли-продажи земельного участка (л.д.43-47), копией свидетельства о государственной регистрации права, на встроенные помещения гаража, лит.Б (л.д.30,31), копией кадастрового плана земельного участка: разрешенное использование/назначение - под существующий гараж (л.д.59-60).

Из технического паспорта домовладения по адресу "А", следует, что под литерой Б находиться гараж.

В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ, налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, уплачивается не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, которым, в силу ст. 393 НК РФ, признается календарный год.

Поскольку Костарева Т.С. является собственником долей указанного выше земельного участка, она является плательщиком земельного налога.

В соответствии с п. 1 ст. 394 НК РФ, налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

1) 0,3 процента в отношении земельных участков:

отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;

занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

В силу п. 2 ст. 394 НК РФ, допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Исходя из изложенного выше и в соответствии с положениями ст. 387 НК РФ, Решением Пермской городской Думы от 8.11.2005 г. № 187 было утверждено Положение о земельном налоге на территории города Перми (далее - Положение).                     

В соответствии со ст. 2 Положения, налоговые ставки устанавливаются в следующих размерах:

0,1 процента в отношении земельных участков:

предоставленных физическим лицам или приобретенных физическими лицами для индивидуального жилищного строительства;

занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса);

0,2 процента в отношении земельных участков:

предоставленных или приобретенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

предоставленных (приобретенных) под индивидуальные гаражи, а также под гаражи в гаражно-строительных, гаражно-эксплуатационных и иных гаражных кооперативах, овощные ямы (индивидуальные и в кооперативах овощных ям);

0,3 процента в отношении земельных участков:

отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования и используемых для сельскохозяйственного производства;

предоставленных (приобретенных) для жилищного строительства, за исключением земельных участков, предоставленных физическим лицам или приобретенных физическими лицами для индивидуального жилищного строительства;

1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

По данным Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пермскому краю в пользовании Костаревой Т.С. имеется земельный участок, размер доли "н", и земельный участок, размер доли "н", кадастровая стоимость которого составляет "н" руб.

Налоговый орган определил сумму земельного налога за 2010 г., подлежащую уплате Костаревой Т.С., исходя из ставки 1,5 процента, в размере "н" рублей, т.к. посчитал, что земельный участок, собственником долей которого является налогоплательщик, относится к прочим земельным участкам, и направил налоговое уведомление об уплате земельного налога в адрес Костаревой Т.С. Срок для уплаты налога установлен. (л.д. 8).

Налогоплательщику направлялось требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа со сроком добровольной уплаты. (л.д. 6).

По мнению суда, исчисление истцом размера земельного налога, подлежащего уплате ответчиком, исходя из ставки 1,5 процента, противоречит действующему законодательству о налогах и сборах, в силу нижеследующего.

Налогоплательщик является собственником долей земельного участка, имеющего разрешенное использование под существующий гараж. Статьей 2 Положения предусмотрено, что льготная ставка земельного налога в размере 0,2 процента применяется, в том числе, в отношении земельных участков, предоставленных (приобретенных) под индивидуальные гаражи, а также под гаражи в гаражно-строительных, гаражно-эксплуатационных и иных гаражных кооперативах, овощные ямы (индивидуальные и в кооперативах овощных ям).

Таким образом, исходя из целевого назначения (вида разрешенного использования) принадлежащего ответчику земельного участка, при исчислении земельного налога, подлежащего уплате налогоплательщиком, ИФНС России по Индустриальному району г. Перми должна была применять льготную ставку в размере 0,2 процента.

Доводы представителя ИФНС России по Индустриальному району г. Перми о том, что ставка налога в размере 0,2 процента применяется только в отношении земельных участков, предоставленных под индивидуальные гаражи, а у ответчика на земельном участке имеются встроенные помещения, а не индивидуальный гараж, суд считает несостоятельными, поскольку эти встроенные помещения являются индивидуальным гаражом.

Принимая во внимание, изложенное выше, учитывая положения п. 7 ст. 3 НК РФ, в соответствии с которым все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов), суд приходит к выводу, что сумма земельного налога рассчитана налоговым органом неверно, поскольку при исчислении земельного налога следовало применить ставку 0,2%.

Исходя из данной ставки, к уплате ответчиком подлежал земельный налог в размере "н" рублей.

Пунктом 3 Положения О земельном налоге на территории города Перми, установленным Решением Пермской городской Думы от 8.11.2005 г. № 187 «О земельном налоге на территории города Перми», определены сроки уплаты земельного налога, согласно которого налогоплательщиками - физическими лицами, налог уплачивается равными долями; сумма авансового платежа по налогу уплачивается не позднее 15 сентября текущего года; сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, уплачивается не позднее 01 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.                    

Судом установлено, что Костаревой Т.С. был уплачен земельный налог в размере "н" руб., а также уплачен земельный налог в размере "н" руб., что подтверждается чеками-ордерами. (л.д.27).

Поскольку земельный налог за 2010 г. был ответчиком уплачен в общем размере "н" руб., исковые требования о взыскании земельного налога за 2010 г. удовлетворению не подлежат.

Доказательств обратного со стороны истца суду не представлено.

Согласно ст. 75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Требования истца о взыскании пени удовлетворению не подлежат, поскольку согласно представленных документов земельный налог Костаревой Т.С. был уплачен в установленный законом срок.

Таким образом, учитывая, что размер платежа по земельному налогу за 2010 год, подлежащего уплате Костаревой Т.С. составляет "н" рублей, а ответчицей уплачена сумма "н" рублей, оснований для удовлетворения исковых требований суд не усматривает.

Все доводы в обоснование иска, изложенные в исковом заявлении, и озвученные его представителем в судебном заседании, суд считает несостоятельными, т.к. они основаны на неверном толковании действующего законодательства.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований инспекции Федеральной налоговой службы России по Индустриальному району г. Перми к Костаревой Т.С. о взыскании земельного налога за 2010 год и пени отказать.

Решение может быть обжаловано в срок 10 дней в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Перми.

Судья                                                                                             Толкушенкова Е.Ю.