Дело № 2-1910/12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 мая 2012 года, город Пермь Пермского края,
Индустриальный районный суд в составе:
судьи Турьевой Н.А.,
при секретаре Чупиной Е.С.,
с участием истцов Коробко А.В., С.В., Распономаревой А.А.,
представителя администрации Индустриального района г. Перми Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коробко А.В., Коробко С.В., Распономаревой А.А. к администрации Индустриального района г. Перми, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (далее ТУ ФАУГИ), Федеральному государственному учреждению «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства Обороны РФ (далее ФГУ «Приволжско-Уральское ТУИО»), о признании право собственности на долю за каждым на квартиру по адресу "А" в порядке ее приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Коробко А.В., С.В. и Распономарева А.А. обратились в суд с указанным выше иском. В обоснование иска указали, что квартира по адресу "А" была предоставлена Второй Екатеринбургской КЭЧ района истцу Коробко А.В., как военнослужащему, проходящему военную службу в рядах Вооруженных сил Министерства Обороны РФ, для постоянного проживания на состав семьи из трех человек по ордеру. В настоящее время в квартире зарегистрированы по месту жительства и постоянно проживают истцы: наниматель Коробко А.В., Коробко С.В. и Распономарева А.А..
С 2009 года истцы обращались в администрацию Индустриального района г. Перми, к начальнику ФГКЭУ «Пермская КЭЧ района», ФГУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Министерства обороны РФ с заявлением о приватизации квартиры, на что получали отказ. И.о. заместителя руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю сообщил истцу о том, что спорная квартира находится в федеральной собственности и составляет государственный жилищный фонд.
В связи с отсутствием возможности приватизировать занимаемое жилое помещение в установленном законом порядке, истцы обратились в суд с выше указанными исковыми требованиями.
В судебном заседании истцы на иске настаивают.
Представитель администрации Индустриального района с иском не согласен. Поскольку спорная квартира находитс не в муниципалдьной собственности города Перми. А в федеральной собственности. Потому администрация района не уполномочена решать вопросы о приватизации квартир, находящихся в иной собственности. Считает, что никакими действиями администрация района права истцов не нарушала, потому просит в иске, заявленном к администрации района отказать.
ТУ ФАУГИ, ФГУ «Приволжско-Уральское ТУИО», о рассмотрении дела извещены, их представители в суд не явились, возражения по иску от данных ответчиков в суд не поступало.
Выслушав истцов, представителя администрации Индустриального района г. Перми, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования обоснованны и подлежат удовлетворению.
Доводы, изложенные истцами в иске, нашли в суде свое подтверждение.
Судом установлено, что спорная квартира по адресу "А" находится в собственности Российской Федерации на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права собственности (л.д.16).
На основании решения Второй Екатеринбургской КЭЧ района администрация Индустриального района города Перми выдала Коробко А.В. ордер на право вселения с составом семьи из 3-х человек в спорную 3-комнатную квартиру (л.д.8). Истцы с семьей на основании данного ордера вселились в квартиру и проживают в ней до настоящего времени, что подтверждается копиями листков их паспортов, копией справки ТСЖ "У". (л.д.9,11,12,15).
Из сообщения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае следует, что спорная квартира находится в федеральной собственности и составляет государственный жилищный фонд, балансодержателем ее является ФГКЭУ «Пермская квартирно-эксплуатационная часть района». Поскольку Пермская КЭЧ района находилась на стадии реорганизации путем ее присоединения к ФГУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, для заключения договора о безвозмездной передаче спорной квартиры в собственность, истцу было предложено обратиться в ФГУ «Приволско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ. (л.д.29).
Коробко А.В. обратился в ФГУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Министерства обороны РФ с заявлением о приватизации занимаемого помещения, на что получил сообщение о том, что согласно п. 3.5. Устава ФГУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России учреждение не вправе совершать сделки, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за учреждением.(л.д. 27)
В соответствии со ст. 47 ЖК РСФСР, действовавшего до 01.03.2005г., то есть в период, когда истцы получили ордер на право вселения в спорную квартиру и вселились в нее: на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
Согласно ст. 5 закона «О введение в действие ЖК РФ»: к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Поскольку договор жилищного найма в связи со вступлением в силу с 01.03.2005г. нового ЖК РФ трансформировался в договор социального найма, то на него распространяются нормы закона о договоре социального найма.
Статья 60 ЖК РФ предусматривает, что по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия. Изменение оснований и условий, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, не является основанием расторжения договора социального найма жилого помещения.
С учетом данных положений закона и установленных конкретных обстоятельств, изложенных выше, судом установлено, что семья истцов вселилась в жилое помещение с согласия собственника, на основании ордера, в связи с трудовыми отношениями, проживает в нем с февраля 2005 года, им начисляются коммунальные платежи, а также плата за найм жилого помещения, задолженности по счетам не имеется, что свидетельствует о возникших между собственником помещения и истцами правоотношений по договору социального найма. Предоставление муниципального и государственного жилого фонда по договору социального найма во временное пользование не предусмотрено.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»: граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
По смыслу закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» право на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилого фонда имеют граждане РФ на равных условиях. В том случае, если по каким-либо причинам жилые помещения не переданы надлежащим образом в муниципальную или государственную собственность, в оперативное управление государственного предприятия, а гражданам, проживающим в таких жилых помещениях невозможно воспользоваться правом на приобретение в собственность принадлежащего им по договору социального найма жилого помещения, то данная ситуация нарушает положения ст. 35 Конституции РФ и ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
В соответствии со ст. 7 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» порядок оформления передачи жилья обязателен как для граждан, так и должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилом фонде в собственность граждан.
Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права.
В соответствии со ст. 8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений, он вправе обратиться в суд с соответствующим иском.
Исходя из смысла постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Следовательно, если гражданин по независимым от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию занимаемого по договору социального жилого помещения, то он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.
Суд считает, что семья истцов занимают спорную квартиру по договору социального найма, и они вправе получить в собственность в порядке приватизации данную квартиру, поскольку они, являющиеся гражданами РФ, ранее не участвовали в приватизации жилья. Договор приватизации жилья не может быть оформлен по основаниям, независящим от семьи истцов. Судом не установлено правовых препятствий для получения семьей истцов занимаемой квартиры в порядке ее приватизации.
Суд считает, что защитой нарушенного права семьи истцов будет признание за ними права общей собственности на занимаемую квартиру в порядке ст. 244 ГК РФ.
На основании изложенного, оценивая имеющиеся доказательства в совокупности с обстоятельствами дела, суд считает, что следует признать за Коробко А.В., Коробко С.В., Распономаревой А.А. право общей собственности на квартиру по адресу "А".
Согласно ст.ст.17 и 28 Федерального закона «О государственной регистрации прав недвижимое имущество и сделок с ним», вступившие в важную силу судебные акты являются основанием для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. При этом государственный регистратор не вправе отказать в государственной регистрации права, установленного вступившим в силу решением суда.
Учитывая эти нормы права, данное решение, после вступления его в законную силу, будет являться основанием для государственной регистрации права общей собственности на указанное жилое помещение за Коробко А.В., Коробко С.В., Распономаревой А.А., а также основанием для внесения записи в ЕГРП о прекращении права собственности на данное жилое помещение за прежним собственником.
При этом суд считает, что в иске, заявленном к администрации Индустриального района г. Перми, следует отказать, поскольку спорная квартира никогда не находилась и не находится в муниципальной собственности города Перми и потому муниципальным органом данная квартира не могла и не может быть передана истцам в собственность в порядке ее приватизации.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать за Коробко А.В., Коробко С.В., Распономаревой А.А. право долевой собственности на квартиру по адресу "А".
Настоящее решение, является основанием для государственной регистрации права общей долевой собственности на указанное жилое помещение за Коробко А.В., Коробко С.В., Распономаревой А.А. и основанием для внесения записи в ЕГРП о прекращении права собственности на данное жилое помещение за прежним собственником.
В иске, заявленном к администрации Индустриального района г. Перми – отказать.
Решение в течение месяца может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Перми.
Судья Турьева Н.А.