Решение об удовлетворении иска



    № 2-1295/12

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Пермь                                                                                                   10 апреля 2012 г.

Индустриальный районный суд г. Перми в составе: председательствующего судьи Перевалова А.М., при секретаре Чунтоновой Н.С., с участием прокурора Бевх Н.В., представителя ответчика Фистиной И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Индустриального района г. Перми в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 199» г. Перми о возложении обязанности получить лицензию на право ведения образовательной деятельности,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Индустриального района г. Перми обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 199» г. Перми (далее – детский сад, ответчик) о возложении обязанности получить лицензию на право ведения образовательной деятельности.

В обоснование своих требований указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении безопасных условий пребывания несовершеннолетних в детском саде, в ходе которой выявлены нарушения действующего федерального законодательства. Проведенной проверкой установлено, что ответчик осуществляет образовательную деятельность на основании Устава, утвержденного распоряжением начальника Департамента образования администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ. Целями создания детского сада является реализация общеобразовательной программы дошкольного образования различной направленности, обеспечивающей воспитание и обучение детей. По правилам п. 1.11 Устава права учреждения на образовательную деятельность и льготы, предоставляемые законодательством РФ, возникают с момента выдачи учреждению лицензии. В соответствии со ст. 33.1 Закона РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» и положениями о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 №174, образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам подлежит лицензированию. Однако в нарушение требований законодательства ответчик с ДД.ММ.ГГГГ осуществляет образовательную деятельность в отсутствие специального разрешения (лицензии).

Вместе с тем выявлены и прочие нарушения, которые говорят о том, что не созданы специальные условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников, защиту прав и законных интересов сотрудников учреждения на безопасные условия труда, о чем ответчику выданы предписания. Согласно сведениям, переданным в прокуратуру Индустриального района г. Перми, ответчиком принимаются меры, направленные на устранение всех выявленных нарушений, а также на получение лицензии на право ведения образовательной деятельности, но по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ детский сад осуществлял деятельность в отсутствие специального разрешения. Поскольку осуществление образовательной деятельности требует соблюдения определенных гарантий качества для граждан, то одной из таких гарантий является её лицензирование.

На основании изложенного просит возложить на ответчика обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушение законодательства о лицензировании образовательной деятельности путем получения лицензии на право ведения образовательной деятельности, а также взыскать с ответчика судебные расходы.

В судебном заседании истец на исковых требованиях настаивает в полном объеме.

Представитель ответчика (заведующая Фистина И.В.) не согласна с исковыми требованиями, не отрицает факт ведения деятельности в отсутствие лицензии и поясняет, что действительно образовательная деятельность осуществлялась без специального разрешения, сейчас смысла в получении лицензии она не видит по причине скорого объединения нескольких детских садов. В объяснении, представленном прокурору, сообщает, что в 2008 г. 5 отделом ГПН г. Перми по Индустриальном району была проведена проверка требований пожарной безопасности и выдано предписание , все нарушения в течение года были устранены. В 2009 г. в отношении детского сада проводилась проверка Управлением Роспотребнадзора по Пермскому краю в результате получено предписание , требования которого также выполнялись в установленные сроки. После проведенной работы детский сад обратился в 5 отдел ГПН г. Перми о проведении внеплановой проверки для получения заключения о соответствии учреждения правилам противопожарной безопасности. Однако после этого никаких мер по получению лицензии ответчиком не предпринималось, ее вины нет, поскольку она находилась до октября 2011 г. в декретном отпуске.

Третье лицо – Департамент образования администрации г. Перми – извещено, представило заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению.

Судом установлено, что детский сад является муниципальным гражданским светским некоммерческим образовательным учреждением. Ответчик зарегистрирован в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ, одной из основных задач учреждения является обеспечение социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей, а также охрана жизни и укрепление их здоровья.

В соответствии со ст. 51 Закона РФ № 3266-1 от 10.07.1992 «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Согласно ст. 32 Закона об образовании образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье воспитанников во время образовательного процесса.

Согласно п. 1.4 Устава Учреждения Администрация г. Перми в лице департамента образования администрации города Перми является учредителем МДОУ «Детский сад № 199» г. Перми. В соответствии с п. 4.2.9. Устава к компетенции Учредителя детского сада относится, в том числе, обеспечение содержания зданий и сооружений Учреждения.

В соответствии со ст. 31 Закона об образовании к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, в том числе, обязанность по обеспечению содержания зданий и сужений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии с п. 3.5.5. Решения Пермской городской Думы от 12.09.2006 № 224 «О департаменте образования администрации <адрес>» департамент образования должен способствовать созданию безопасных условий нахождения детей и персонала в образовательном учреждении.

По результатам проведенной прокурором Индустриального района г. Перми проверки, установлено, что в детском саду не созданы необходимые условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников, защиту прав и законных интересов сотрудников учреждения на безопасные условия труда. В связи с чем ДД.ММ.ГГГГ 5 ОНД по Индустриальному району г. Перми МБДОУ «Детский сад 199» г. Перми выдано предписание №393/1-12 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности в срок до ДД.ММ.ГГГГ

Согласно ст. 33.1 Закона об образовании, Положению о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 №174, образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам подлежит лицензированию. Лицензия на осуществление образовательной деятельности действует бессрочно.

Согласно п. 18 Постановления Правительства РФ от 12.09.2008 N 666 «Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении» право на ведение образовательной деятельности и получение льгот установленных законодательством Российской Федерации, возникают у дошкольного образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).

В силу вышеуказанных требований закона обязанность по получению такого разрешения возложена на образовательное учреждение.

Вместе с тем в нарушение требований законодательства ответчик ведет свою деятельность в отсутствие лицензии, что также выявлено прокурором в ходе проверки.

Данные обстоятельства подтверждаются пояснениями сторон, копией свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (л.д.36), копией свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц (л.д.35), копией предписания 05 отдела ГПН по Индустриальному району г. Перми (л.д.32), копией Устава (л.д.8-29), копией объяснений Фистиной И.В. (л.д. 6).

Поэтому требование о возложении обязанности получить лицензию на ответчика является законным и подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ (Дале – ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, субъектов российской Федерации, муниципальных образований.

Доводы представителя ответчика о снятии с себя ответственности за ведение деятельности вне установленного порядка, то есть без специального разрешения в период времени, когда она находилась в декретном отпуске, не влияют на необходимость осуществления ответчиком деятельности при наличии лицензии.

Доводы представителя третьего лица о том, что выбор способа защиты права является ненадлежащим, отвергаются, поскольку возложение обязанности получить лицензию обусловлено установленной законом обязанностью ее получения для надлежащей реализации своих обязанностей в сфере гражданского оборота.

Доводы представителя третьего лица о том, что прокурор обратился не в защиту прав неопределенного круга лиц, не могут быть признаны основательными, поскольку круг лиц, пользующихся услугами ответчика и посещающих здание детского сада, не может быть конкретно определен.

    На основании ст. ст.194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 199» г. Перми в срок до ДД.ММ.ГГГГ получить лицензию на право ведения образовательной деятельности.

Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Перми в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья – подпись – А.М. Перевалов