Дело № 2-735/2010 РЕШЕНИЕ Именем российской Федерации 14 апреля 2010 года, город Пермь Пермского края, Индустриальный районный суд в составе: судьи Турьевой Н.А., при секретаре Федосеевой С.В., с участием прокурора Нартымова А.М., представителя администрации ЗАТО Звездный - ФИО15 действующего на основании доверенности, ответчиков Кольцовых П.Д., Г.И., П.П., представителя ответчика Кировой И.Г., место жительства которой не известно - адвоката Ореховой Л.И., действующей по назначению суда, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пермского прокурора по надзору за исполнением закона на особо режимных объектах в защиту неопределенного круга лиц и в защиту интересов муниципального образования ЗАТО Звездный к ответчикам: администрации ЗАТО Звездный, Кирова И.Г., Кольцов П.Д., Кольцовой Г.И., Кольцову П.П. о признании недействительным договора купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, от 30.08.2009г., заключённого между муниципальным образованием ЗАТО Звёздный и Кирова И.Г.; о признании недействительным решения комиссии по переселению граждан из ЗАТО Звёздный в части предоставления квартиры по адресу: <адрес> Кольцову П.Д., оформленное протоколом заседания комиссии по переселению граждан из ЗАТО Звёздный № от 15.10.2009г.; о признании недействительным постановления администрации ЗАТО Звёздный № от 29.10.2009г. «Об отселении граждан ЗАТО Звёздный», которым квартира по адресу: <адрес> предоставлена Кольцову П.Д. и членам его семьи; о признании недействительным договора социального найма жилого помещения № от 04.12.2009г., заключённого между муниципальным образованием ЗАТО Звездный и Кольцовым П.Д., о применении последствий недействительности договора купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, от 30.08.2009г., заключённого между муниципальным образованием ЗАТО Звёздный и Кирова И.Г.; договора социального найма жилого помещения № от 04.12.2009г., заключённого между муниципальным образованием ЗАТО Звездный и Кольцовым П.Д., путем возврата квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, в собственность Кирова И.Г., и взыскания с нее в бюджет муниципального образования ЗАТО Звёздный денежные средства, полученные в результате заключения указанного выше договора, в сумме 2 190 000 рублей (два миллиона сто девяносто тысяч рублей), УСТАНОВИЛ: Пермский прокурор по надзору за исполнением закона на особо режимных объектах, обратился в суд с иском к ответчикам: администрации ЗАТО Звездный, Кировой И.Г., Кольцову П.Д. о признании недействительными: договора купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, от 30.08.2009г., заключённого между муниципальным образованием ЗАТО Звёздный и Кирова И.Г.; решения комиссии по переселению граждан из ЗАТО Звёздный в части предоставления квартиры по адресу: <адрес> Кольцову П.Д., оформленное протоколом заседания комиссии по переселению граждан из ЗАТО Звёздный № от 15.10.2009г.; постановления администрации ЗАТО Звёздный № от 29.10.2009г. «Об отселении граждан ЗАТО Звёздный», которым указанная квартира предоставлена Кольцов П.Д. и членам его семьи; договора социального найма жилого помещения № от 04.12.2009г., заключённого между муниципальным образованием и Кольцовым П.Д., о применении последствий недействительности договора купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, от 30.08.2009г., заключённого между муниципальным образованием ЗАТО Звёздный и Кировой И.Г.; договора социального найма жилого помещения № от В обоснование иска прокурор указал, что сделка купли-продажи квартиры по <адрес> является недействительной, т.к. при его заключении были нарушены требования ч. ч. 1, 2 ст. 10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Кирова И.Г. не участвовала в торгах (ни на оказание риэлтерских услуг, ни на поставку квартир) и не является победителем торгов среди других потенциальных участников размещения заказа. В Постановлении Правительства РФ от 11.01.2001 № № «Об обеспечении граждан, переезжающих из ЗАТО на новое место жительства, или выплате компенсации этим гражданам» основной потребностью закрытого административно-территориального образования является приобретение квартир в определённом населённом пункте (по выбору лица, подлежащего переселению) определённой площади (в зависимости от размера семьи лица, подлежащего переселению). Согласно ст. 5 Закона под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд понимаются осуществляемые в законном порядке действия заказчиков в целях заключения муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд (на удовлетворение потребностей муниципального образования). Таким образом, муниципальное образование в соответствии с Законом должно было размещать заказ (проводить торги) на поставку квартир. Предметом же заключённого муниципального контракта являлось оказание услуг по подбору квартир. ООО «Юнито-Риэл» не участвовало в торгах на поставку квартир, не является его победителем и не является стороной оспариваемого контракта. Заключение договора на закупку для муниципальных нужд без проведения торгов ведёт к ограничению конкуренции и коррупции. МО заинтересовано приобрести наилучший товар по наименьшей цене. Нарушено право МО на заключение с победителем торгов, предложившим наилучшие условия, муниципального контракта. Также, нарушены права лиц, которые могли принять участие в конкурсе на закупку квартир. Данные лица имели интерес на продажу квартир и не имели интереса оказывать МО риэлтерские услуги. Кроме того, нарушены жилищные права лиц, имеющих право на переселение, т.к. получение жилья возможно лишь в более отдалённые сроки. В настоящее время осуществляется предоставление квартир для переселение лицам, вставшим в данную очередь ещё в 1994-1995г.г. В силу ст. 167 ГК РФ последствием недействительности сделок является двухсторонняя реституция, в связи с чем, стороны договора от 30.08.2009г. купли-продажи квартиры по адресу <адрес>, заключённого между муниципальным образованием ЗАТО Звёздный и Кировой И.Г., а также стороны договора № от 04.12.2009г. социального найма квартиры по адресу <адрес>, заключённого между муниципальным образованием и Кольцовым П.Д., подлежат приведению в первоначальное состояние. В судебном заседании представитель истца на иске настаивает, пояснил, что ЗАТО Звездный производило закупку квартир, однако торги на закупку квартиры не проводились, поэтому договор купли-продажи является недействительным. Право собственности у ЗАТО Звездный на спорное жилое помещение не возникло, в связи с чем ЗАТО не вправе было передавать квартиру по договору социального найма. Законность торгов истцом не оспаривалась, мер прокурорского реагирования не принималось, при этом данные меры, по мнению истца, не являются обязательными. Под «неопределенным кругом лиц» истцом понимаются лица, состоящие в очереди за получением жилья, и лица, которые могли бы состоять в такой очереди, а также ЗАТО Звездный, лица, которые могли бы предложить свои варианты жилья, юридические лица, которые могли бы претендовать на участие в конкурсе. Считает, что спорная квартира ЗАТО Звездный была приобретена по завышенной цене и конкурс на право заключения муниципального контракта на оказание риэлтерских услуг, проведенный ЗАТО Звездный в 2008 году, является незаконным. Представитель ответчика - администрации ЗАТО Звездный - в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что в результате торгов, проводимых в 2006-2008 годах администрацией ЗАТО Звёздный в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» были заключены муниципальные контракты на оказание риэлтерских услуг по приобретению жилых помещений для переселения граждан из ЗАТО Звёздный в <адрес> и <адрес>. Аукционной комиссией победителем аукциона было признано ООО «Юнито-Риэл», с которым администрация ЗАТО Звёздный заключила муниципальный контракт от 19.01.2009г. № на оказание риэлтерских услуг в 2009 году с ценой 28998 рублей,которая не превышает предельного размера расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке (100 000 рублей в квартал). Прямого указания об обязательном проведении муниципальным заказчиком торгов (запроса котировок цен) на оказание риэлтерских услуг законодательство не содержит. Контрактом было предусмотрено, что ООО «Юнито-Риэл» обязуется приобретать жилые помещения по цене, не превышающую среднюю рыночную стоимость 1 м общей площади жилых помещений и определяемой в <адрес> на основании информации, обобщённой посредством Пермской мультилистинговой системы. Ни размещение заказа на оказание риэлтерских услуг указным образом, ни контракт недействительными никто не признавал. Истцом не представлено в материалы дела доказательств наличия оснований для признания их недействительным, в связи с чем контракт и Договор, заключенный от имени администрации ЗАТО Звёздный лицом, действовавшим в соответствии с контрактом, заключенным в порядке, установленном нормами Закона № 94-ФЗ, не могут быть признаны недействительными. Учитывая то обстоятельство, что на настоящий момент контракт и оспариваемый договор исполнены в полном объеме, отсутствует объективная возможность защиты прав лиц, в интересах которых он обратился в суд, и права данных лиц не могут быть восстановлены. Также считает, что истец не представил каких-либо доказательств, подтверждающих нарушение прав муниципального образования, в иске не указано, в чем конкретно заключаются интересы неопределенного круга лиц, какое право их нарушено. Выбор способа защиты нарушенного права, осуществляемый истцом, может быть удовлетворен только в том случае, если он действительно приведет к восстановлению нарушенного права или защите законного интереса. Избранный способ защиты не может привести к восстановлению чьих - либо субъективных прав, поскольку приведение сторон в первоначальное положение возвращением полученного по сделке невозможно. Фактическое исполнение муниципального контракта и конкретного договора на момент рассмотрения дела в суде являются теми значимыми обстоятельствами, которые влекут объективную невозможность защиты прав неопределённого круга лиц, в интересах которых выступает истец, поскольку права указанных лиц не могут быть восстановлены посредством признания договоров недействительными. По мнению представителя ответчика доводы истца о том, что решение общественной комиссии по переселению о предоставлении жилья Кольцову П.Д. в <адрес> в порядке переселения из ЗАТО Звёздный незаконно в виду того, что постановлением администрации ЗАТО Звёздный № от 29.10.2009г. «О составе комиссии по переселению при администрации ЗАТО Звёздный» была создана общественная комиссия по переселению в незаконном составе также не обоснованны. В силу пунктов 8 и 23 Положения об обеспечении жильём граждан, переезжающих из ЗАТО пос. Звёздный на новое место жительства, утверждённого постановлением Главы местного самоуправления ЗАТО Звёздный от 04.11.2002г. №, предоставление гражданам жилых помещений в порядке переселения осуществляется по решению Комиссии, которое оформляется протоколом, утверждаемым главой местного самоуправления ЗАТО Звёздный. Непосредственно предоставление гражданам жилых помещений в порядке переселения производится на основании правового акта администрации ЗАТО Звёздный. Отсутствие представителей паспортно-визовой службы и <данные изъяты> в составе Комиссии, принимавшей решение о предоставлении Кольцову П.Д. и членам его семьи жилого помещения связано с объективными обстоятельствами. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 19.07.2004 г. № «Вопросы Федеральной миграционной службы» с 01.01.2006 органы паспортно-визовой службы при территориальных отделах внутренних дел были сокращены. В ОВД ЗАТО Звёздный с 01.01.2006г. по настоящее время отсутствует паспортно-визовая служба. 01.09.2007г. была ликвидирована войсковая часть №, являвшаяся объектом федерального органа исполнительной власти, в связи с деятельностью которой было создано ЗАТО Звёздный. Кроме того, в состав комиссии для обеспечения гласности, открытости и объективности принимаемых решений были включены ФИО10, начальник отдела по городскому округу ЗАТО Звёздный ТУ Минсоцразвития края по <данные изъяты> и ФИО11, председатель групповой профсоюзной организации №. Таким образом, иск не обоснован и нет оснований для удовлетворения исковых требований. Ответчик Кирова И.Г. в судебное заседание не явилась, извещена по последнему известному месту жительства. Представитель ответчика Кировой И.Г. адвокат ____, действующий по назначению суда на основании ордера, исковые требования не признает. Ответчик Кольцов П.Д. с иском не согласен, в судебном заседании пояснил, что ___. Выслушав представителей сторон, ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что в иске прокурору следует отказать. В судебном заседании установлено, что 25.01.2008 г. распоряжением № Главы ЗАТО Звездный в соответствии с Положением об обеспечении жильем граждан, переезжающих из ЗАТО Звездный на новое место жительства, утвержден состав общественной комиссии по переселению при администрации ЗАТО Звездный (л.д. 48). По итогам проведенного открытого конкурса на право заключения муниципального контракта на оказание риэлтерских услуг в 2009г. по приобретению жилых помещений для переселения граждан из ЗАТО Звездный <адрес> победителем признано ООО «Юнито-Риэл». 19.01.2009г. между Администрацией ЗАТО Звездный <адрес> и ООО «Юнито-Риэл» заключен муниципальный контракт № на оказание риэлтерских услуг по приобретению жилых помещений, в соответствии с которым ООО «Юнито-Риэл» взяло на себя обязательство по приобретению жилых помещений в <адрес> для переселения граждан и ЗАТО Звездный (л.д. 10-11). 05.08.2009г. и.о.главы ЗАТО Звездный в адрес ООО «Юнито-Риэл» направлена заявка на приобретение жилого помещения с указанием конкретных требований, которым жилое помещение должно соответствовать, в том числе средняя цена за 1 кв. м (л.д. 38). 13.08.2009г. во исполнение условий муниципального контракта между муниципальным образованием ЗАТО Звездный в лице работника ООО «Юнито-Риэл», действовавшего по доверенности, и Кировой И.Г. заключен договор купли-продажи квартиры, по которому муниципальное образование приобрело в собственность трехкомнатную <адрес>. Государственная регистрация сделки и права собственности на указанную квартиру за муниципальным образованием Звездный произведена в УФРС по <адрес> 11.09.2009 г. (л.д. 14). 15.10.2009г. решением комиссии по переселению граждан из ЗАТО Звездный постановлено предоставить <адрес> Кольцову П.Д., что подтверждается протоколом № (л.д. 35-37). Постановлением главы администрации ЗАТО Звездный № от 29.10.2009г. принято решение предоставить указанную квартиру семье Кольцова П.Д. по договору социального найма (л.д. 23). 04.12.2009 г. администрация ЗАТО Звездный заключила с Кольцовым П.Д. договор социального найма <адрес> (л.д. 25-27). Данные обстоятельства подтверждаются также пояснениями представителей сторон, ответчика и материалами дела. Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд регулирует Федеральный закон от 21.07.2005 N № «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (принят ГД ФС РФ 08.07.2005), в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования. Согласно ч. 2 ст. 3 данного Закона, под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков. В соответствии с ч. 1 ст. 10 данного Закона, размещение заказа может осуществляться: во-первых: путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме; во-вторых: без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах). Согласно ч. 5 ст. 10 данного Закона, нарушение предусмотренных настоящим Федеральным законом положений о размещении заказа является основанием для признания судом, арбитражным судом недействительным размещения заказа по иску заинтересованного лица или по иску уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления. В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 11.01.2001 г. № переселение граждан из закрытого административно-территориального образования на новое место жительства и обеспечение их жильем осуществляются органом местного самоуправления этого административно-территориального образования за счет предусматриваемых на эти цели средств федерального бюджета, бюджета указанного административно-территориального образования, средств организации (объекта) и федерального органа исполнительной власти. Муниципальный контракт между ЗАТО Звездный и ООО «Юнито-Риэл» был заключен после проведенного открытого конкурса на право заключения муниципального контракта на оказание риэлтерских услуг в 2009 году по приобретению жилых помещений для переселения граждан из ЗАТО Звездный <адрес>, победителем которого было объявлено ООО «Юнито-Риэл». Муниципальным контрактом охватывалась риэлтерская деятельность по приобретению жилых помещений в течение конкретного периода, что закону не противоречит, при этом необходимость проведения торгов для приобретение каждого конкретного жилого помещения не предусмотрена ни законом, ни условиями муниципального контракта. Доказательств иного стороной истца в суд не представлено. Таким образом, заключение муниципального контракта между ЗАТО Звездный и ООО «Юнито-Риэл» осуществлялось в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 21.07.2005 года № № «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.01.2001 г. № «Об обеспечении жильем граждан, переезжающих из закрытых административно-территориальных образований на новое место жительства, или выплате компенсаций этим гражданам» (п. 8) рекомендовано органам местного самоуправления закрытых административно-территориальных образований: принять нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию настоящего Постановления; предусматривать в бюджетах закрытых административно-территориальных образований средства на переселение граждан на новое место жительства. В 2002г. Главой местного самоуправления ЗАТО Звездный утверждено Положение об обеспечении жильем граждан, переезжающих из ЗАТО Звездный на новое место жительства (л.д. 59-62). Согласно п. 4 Положения, обеспечение в соответствии с настоящим Положением жильем граждан осуществляется за счет субвенции, предоставляемой из федерального бюджета местному бюджету ЗАТО Звездный, а также за счет иных средств местного бюджета. В соответствии с п. 6 Положения, обеспечение жильем в порядке переселения из ЗАТО Звездный осуществляется путем безвозмездной передачи в долевую собственность граждан жилого помещения расположенного на новом месте. Согласно п. 26 Положения, предоставление жилья на новом месте жительства производится по согласованию с гражданами в любом населенном пункте Российской Федерации за счет приобретенного администрацией ЗАТО Звездный жилья. Исследованные судом обстоятельства дела свидетельствуют о том, что приобретение спорной квартиры администрацией ЗАТО Звездный состоялось в строгом соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.01.2001 г. № «Об обеспечении жильем граждан, переезжающих из закрытых административно-территориальных образований на новое место жительства, или выплате компенсаций этим гражданам» и Положением об обеспечении жильем граждан, переезжающих из ЗАТО Звездный на новое место жительства. Доказательств обратного стороной истца в суд не представлено. Доводы истца об обязательности проведения торгов со ссылкой на ч. 1 ст. 10 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2005г. № № «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» суд считает несостоятельными, поскольку указанный закон ни в существующей редакции, ни в редакции закона, действовавшего в период возникновения спорных правоотношений, не содержит указания на обязательное проведение торгов при размещении заказа на сумму более 250 000 рублей. ООО «Юнито-Риэл» получило право на оказание риэлтерских услуг с целью подбора и приобретения жилья для граждан, утративших связь с ЗАТО Звездный, по результатам торгов в форме открытого конкурса, при этом указанная риэлтерская деятельность сопряжена с несением затрат, значительно превышающих сумму в 250 000 рублей. Истец не представил в суд доказательств незаконности торгов. Истец просит признать недействительным договор купли-продажи квартиры, заключенный между ответчиками, ссылаясь на незаконность торгов. При этом сам факт незаконности торгов остается недоказанным стороной истца. Кроме того, незаконность торгов при ее доказанности еще не свидетельствует о незаконности указанного договора купли-продажи квартиры. Доказательств незаконности данного договора, кроме голословных утверждений о допущенных нарушениях при проведении торгов, истцом в суд не представлено. Согласно п. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Кроме того, муниципальный контракт, заключенный между администрацией ЗАТО Звездный и ООО «Юнито-Риэл», до настоящего времени также никем не оспорен и фактически исполнен. Сам факт обращения истца с иском в защиту неопределенного круга лиц в данном случае также является необоснованным. Как пояснил в судебном заседании истец, в указанный круг входят лица, состоящие в очереди на получение жилья, лица, которые могли бы там состоять, а также лица, которые могли бы принять участие в конкурсе. Кроме того, иск предъявлен в интересах самого ЗАТО Звездный, поскольку квартиры, в том числе спорная, по мнению истца, были закуплены по завышенной цене. Вместе с тем, данные доводы истца являются несостоятельными, поскольку лица, состоящие в очереди на получение жилья, являются индивидуально определенными и не образуют неопределенного круга лиц. Доводы представителя ЗАТО Звездный в данной части являются обоснованными. Утверждение истца о нарушениях прав лиц, которые могли бы состоять в очереди, а также лиц, которые могли бы принять участие в конкурсе, также являются необоснованными, поскольку данные лица не приняли мер к реализации предоставленных им прав: не встали в очередь на получение жилья и не заявили о своем желании принять участие в открытом конкурсе соответственно, поэтому они не приобрели прав, которые могли бы быть нарушены. Данные лица также не образуют неопределенного круге лиц. Кроме того, как пояснил в судебном заседании представитель истца, никто к прокурору с какими-либо жалобами на нарушения их прав оспариваемыми действиями администрации ЗАТО Звездный не обращался, доказательств этого истец суду не представил. При таких обстоятельствах, в удовлетворении заявленных исковых требований о признании недействительным договора купли-продажи спорной квартиры от 30.08.2009 г. следует отказать. Утверждения о нарушении законных интересов ЗАТО Звездный, выразившихся в том, что спорная квартира была приобретена по завышенной цене, являются бездоказательными. Представленные истцом вырезки из газет о предлагаемых в продажу квартирах не свидетельствует о приобретении спорной квартиры по завышенной цене, в газетах указаны ориентировочные цены на иные квартиры. Поскольку требования о признании недействительными решения комиссии по переселению граждан, оформленного протоколом заседания комиссии по переселению граждан из ЗАТО Звёздный № от 15.10.2009г., постановления администрации ЗАТО Звёздный № от 29.10.2009г., договора социального найма № от 04.12.2009г., являются производными от требований о признании недействительным договора купли-продажи спорной квартиры от 23.07.2008г., самостоятельных оснований и доказательств недействительности решения комиссии, постановления, договора социального найма в суд не представлено, поэтому в удовлетворении данных требований также следует отказать. Руководствуясь ст. 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Отказать Пермскому прокурору по надзору за исполнением закона на особо режимных объектах в удовлетворении исковых требований. Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд. Судья Н.А. Турьева
04.12.2009г., заключённого между муниципальным образованием и Кольцовым П.Д., путем возврата квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, в собственность Кирова И.Г., и взыскания с нее в бюджет муниципального образования ЗАТО Звёздный денежные средства, полученные в результате заключения указанного выше договора, в сумме 2 190 000 (два миллиона сто девяносто тысяч) рублей.