Мировой судья Софина С.Г. Дело №11-58/10
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
21 июля 2010 года г. Ижевск
Индустриальный районный суд г.Ижевска в составе
судьи Исматовой Л.Г.
При секретаре Балашовой Л.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в качестве суда апелляционной инстанции апелляционную жалобу Гнедовской Валентины Николаевны на решение мирового судьи судебного участка №6 Индустриального района г. Ижевска от Дата обезличена. по делу по иску Гнедовской Валентины Николаевны к МУ «Городское жилищное управление - Управляющая компания в ЖКХ г.Ижевска» о выплате компенсации за отменные льготы,У С Т А Н О В И Л:
Истец Гнедовская Валентина Николаевна обратилась в суд с иском к ответчику МУ «Городское жилищное управление - Управляющая компания в ЖКХ г.Ижевска» о выплате компенсации за отменные льготы. Свои требования истец мотивировала тем, что она пенсионерка, инвалид 2-ой группы бессрочно.С июня 2007 г. она, как инвалид, проживающий в приватизированной квартире, лишена 50% скидки на оплату жилого помещения. Основания для отмены, как сказано в счете-извещении, полученным от ГЖУ для оплаты жилья и коммунальных услуг за Дата обезличена, изложено следующим образом: «В письме Министерства регионального развития РФ от Дата обезличена Номер обезличен даны разъяснения о предоставлении скидки инвалидам и семьям, имеющих детей инвалидов. В соответствии со ст. 17 ФЗ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов», инвалидам и семьям, имеющим детей инвалидов предоставляется скидка не ниже 50% на оплату жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда, кроме купленных и приватизированных жилых помещений».
С принятым решением о лишении льготы по оплате жилого помещения согласиться истец не может по следующим обстоятельствам:
При ознакомлении с вышеуказанными письмом и Федеральным законом установлено, что тексты их искажены.
Письмо Министерства регионального развития РФ отвечает только на конкретный частный запрос Минфина Свердловской области и не имеет никакого отношения к отмене льготы, а в ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов» ни слова не сказано о квартирах. Слов, выделенных шрифтом в вышеуказанном тексте, в законе нет.
Само нахождение в собственности инвалида жилого помещения не может расцениваться как отсутствие у него права на оплату жилого помещения со ссылкой на ст. 17 ФЗ « О социальной защите инвалидов».
Приватизацию квартиры она с мужем осуществили еще в 1994 году. Дом с Дата обезличена является муниципальной собственностью, что подтверждается договором безвозмездного пользования от Дата обезличена Номер обезличен.
До июня 2007 года льгота предоставлялась более 11 лет и текст ст. 17 ФЗ не изменялся с этого времени.
Истец просила обязать ответчика предоставить ей компенсацию с Дата обезличена по Дата обезличена с учетом величины достигнутого уровня инфляции в сумме 4 813,77 рублей.
Решением мирового судьи судебного участка №6 Индустриального района г.Ижевска, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №1 в удовлетворении исковых требований Гнедовской В.Н. отказано. Мировой судья принял следующее решение:
«В удовлетворении исковых требований Гнедовской Валентины Николаевны к МУ «Городское жилищное управление - УК в ЖКХ Ижевска» о предоставлении компенсации с учетом инфляции в сумме 4 831 руб. 77 коп. отказать».
Истцом Гнедовской В.Н. на указанное решение мирового судьи подана апелляционная жалоба л.д.43-49), в которой она просит решение мирового судьи отменить, обязать МУ «Городское жилищное управление - Управляющая компания в ЖКХ г.Ижевска» произвести возврат денежных средств, переплаченных истцом по оплате жилья, в результате отмены льгот с Дата обезличена по Дата обезличена с учетом величины достигнутого уровня инфляции в сумме 4 813 руб. 77 коп. В апелляционной жалобе ссылалась на следующее. Необоснованность лишения инвалида проживающего в приватизированной квартире многоквартирного жилого дома, принадлежащего муниципальному жилому фонду 50 % скидки на оплату жилого помещения привело к дискриминации по отношению к инвалидам, проживающих в квартирах по договорам социального найма, которым эта льгота сохранена. В соответствии со ст.17 ФЗ «О социальной защите инвалидов» льгота по оплате жилого помещения предоставляется инвалидам и семьям, имеющим детей инвалидов, которые проживают в домах государственного и муниципального жилого фонда. Нахождение в собственности инвалида жилого помещения, где он проживает расценивается как отсутствие у него права на оплату жилого помещения со скидкой 50 %. Приватизацию истец осуществила в 1994 году, когда дом принадлежал к ведомственному жилому фонду. Дом в котором истец проживает с Дата обезличена является муниципальной собственностью. Согласно ст.28.2 ФЗ от Дата обезличена «О социальной защите инвалидов» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Решения о лишении истца 50% скидки на оплату жилого помещения ни Администрация г.Ижевска, ни Министерство по социальной защите населения УР не принимали. То есть ГЖУ незаконно, существенно превысив свои полномочия, на основании искаженных текстов письма Министерства регионального развития РФ Номер обезличен и ст.17 ФЗ «О социальной защите инвалидов», напечатанных в счет-извещении, полученных для оплаты жилья и коммунальных услуг за июнь 2007 года, подразделяет между собой инвалидов, проживающих в государственном и муниципальном жилом фонде и инвалидов, являющихся собственниками жилого помещения в результате приватизации, предоставляет им разные льготы и разные условия для существования, что приводит к социальному неравенству. ГЖУ предоставлены только полномочия по начислению льгот инвалидам на основании справок, подтверждающих факт установления инвалидности, выданных учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы. Кому предоставлять льготы в компетенцию ГЖУ не входит.
В судебном заседании представитель истца Гнедовский О.В., действующий на основании доверенности л.д.18), настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, дополнительно пояснил, что полномочия по предоставлению льгот переданы органам государственной власти субъектов. ГЖУ как управляющая компания к органам государственной власти субъектов не относится. С июня 2007 года льгота была отменена. Решение об отмене льгот органы государственной власти не принимали. ГЖУ нарушает двусторонние обязательства. Принятое решение противоречит принципам изложенным в Конституции РФ.
В судебном заседании представитель ответчика Будрина С.В., действующая на основании доверенности л.д.56), возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, пояснила, что квартира 59 приватизирована, под категорию муниципального жилищного фонда данная квартира не подпадает. Данное жилое помещение относится к частному фонду. Скидки на оплату предусмотрены только для инвалидов, проживающих в муниципальном фонде. Льготы могут перечисляться только за счет перечислений из федерального бюджета, но таких перечислений нет.
Суд, выслушав пояснения сторон, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела не находит оснований для отмены решения мирового судьи.
Судом первой инстанции, верно установлены следующие обстоятельства.
Истец Гнедовская В.Н. является инвалидом 2 группы, группа инвалидности установлена Дата обезличена бессрочно.
Проживает истец по адресу ..., в квартире, принадлежащей ей на праве совместной собственности с супругом Гнедовским О.В.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, возлагает на нее обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов (статья 7). Определение условий и порядка предоставления такой поддержки осуществляется законодателем исходя из специфики конкретных правоотношений.
Часть тринадцатая статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и пункт 13 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. № 901, предусматривают, что инвалидам предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда).
Таким образом, федеральным законодательством предоставление мер социальной защиты поддержки в виде скидки на оплату жилого помещения предусмотрено только для инвалидов, проживающих в жилых помещениях, находящихся в государственном или муниципальном жилищном фонде.
В соответствии со ст. 19 ЖК РФ жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации. В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на: частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц; государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации); муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Поскольку истец проживает в квартире, которая принадлежит ей на праве собственности, то данное жилое помещение относится к частному жилищному фонду.
В связи с этим на нее не распространяются льготы, установленные частью тринадцатой статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Ограничение на применение скидки 50% только в домах государственного или муниципального жилищного фонда было установлено законодателем исходя из того, что жилое помещение, находящееся в собственности граждан, может быть использовано ими для получения дополнительного дохода, например от сдачи его в аренду, продажи, заключения договора пожизненного содержания с иждивением. Инвалиды, проживающие в жилых помещениях государственного или муниципального жилищного фонда не имеют такой возможности.
Российская Федерация, установив Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" льготы по оплате жилья, приняла на себя и обязанность полного возмещения расходов по предоставлению данных льгот за счет средств федерального бюджета.
Пунктом 19 статьи 4 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов относится к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов.
Согласно статье 28.2 указанного Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Объем средств, предусмотренный в Фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется, в том числе по оплате жилищно-коммунальных услуг исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки. Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
ГЖУ, как управляющая организация, оказывает истцу услуги у выполняет работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставляет коммунальные услуги.
На ответчика не возложено бремя по реализации федеральных законов, поэтому его потери при льготном обеспечении граждан являются убытками.
Поскольку ГЖУ является организацией, которая предоставляет гражданам скидки по оплате жилищно-коммунальных услуг, она вправе принимать решение о прекращении в предоставлении указанной льготы, убытки по предоставлению которой в силу закона не подлежат возмещению.
Истец не имеет право на предоставление ей скидки размере 50 процентов на оплату жилого помещения, находящегося собственности. Вследствие этого отказ ГЖУ в предоставлении указанно льготы (действия по прекращению в ее предоставлении) являете правомерным.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оснований для отмены решения мирового судьи от Дата обезличена нет.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-329, 362-364 ГПК РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Апелляционную жалобу Гнедовской Валентины Николаевны на решение мирового судьи судебного участка №6 Индустриального района г. Ижевска от Дата обезличена по делу по иску Гнедовской Валентины Николаевны к МУ «Городское жилищное управление - Управляющая компания в ЖКХ г.Ижевска» о выплате компенсации за отменные льготы оставить без удовлетворения, решение мирового судьи – без изменения.Настоящее определение вступает в силу со дня его принятия.
Судья Исматова Л.Г.